Паспорт технологии «Лекотека»
Представлен паспорт технологии "Лекотека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт технологии "Лекотека" | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ТЕХНОЛОГИИ
«Лекотека» |
(указать название технологии) |
I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Контактная информация |
Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Спасатель» Забайкальского края. Остерникова Ирина Анатольевна, педагог-психолог. Рабочий номер телефона:- тел/факс: 8-(3022)28-26-75 |
1.2. Проблемы, на решение которых направлена технология - трудности коммуникации; -низкий уровень сформированности широких социальных мотивов, неудовлетворительная или неадекватная ориентировка в системе социальных норм и правил; - нарушения поведения — умеренная агрессивность; -трудности эмоционального развития — неадекватная или неполная ориентировка ребёнка в эмоциональных состояниях и чувствах, как самого себя, так и другого человека; -трудности обозначения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний; - трудности личностного развития. |
1.3. Целевые группы (выгодополучатели) |
Дети раннего, дошкольного и младшего школьного возраста: - с ОВЗ, - с нарушениями развития (двигательными, умственными, сенсорными, коммуникатив-ными, эмоциональными, поведенческими) или выраженными психогенными расстройствами, а также члены их семей. |
1.4. Цель применения технологии |
Цель Лекотеки – обеспечение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с нарушениями развития и их семей для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), другим членам семьи. |
II. ОПИСАНИЕ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
2.1. Основное содержание и алгоритм действий |
Организация Лекотеки дает возможность семьям получить своевременную помощь в раннем выявлении характера и степени нарушения, определить индивидуальный путь развития и коррекции ребенка, научить родителей взаимодействовать с ребенком, чтобы активизировать его развитие. Алгоритм технологии: I этап — подготовительный: формирование целевой группы детей, создание рабочего плана действий. Цель: формирование целевой группы детей, создание рабочего плана действий. Стратегия: 1. Набор целевой группы. 2. Составление плана работы команды специалистов. 3. Разработка индивидуальной программы помощи детям с учётом сложной структуры нарушений детей и уровня их развития. II этап — реализационный (основной): осуществление коррекционно-развивающей занятий в специально организованных социально-психологических и социально-педагогических условиях. Стратегия: 1. Первичный игровой диагностический сеанс, междисциплинарная оценка. 2. Создание индивидуальных маршрутов сопровождения семей. 3. Проведение индивидуальных игротерапевтических занятий с детьми. 4. Проведение групповых игротерапевтических занятий с детьми. 5. Проведение консультаций, тренингов для родителей. 6. Отслеживание динамики развития детей в процессе получения услуги (промежуточные диагностические процедуры). III этап — итоговый: обобщение результатов деятельности специалистов Лекотеки и семьи. Стратегия: 1. Мониторинг состояния ребёнка. Обобщение полученных результатов с помощью опроса родителей и профессиональной рефлексии. 2. Фиксация полученных результатов графически (диаграммы, отражающие результаты работы), написание рекомендаций и сбор пакета сопроводительных документов. 3. Обеспечение родителей материалами информационно- методической поддержки. Формы работы в Лекотеке: 1. Консультация – это встреча специалиста Лекотеки с родителями, во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей. Основная задача: профилактика возникновения более серьёзных проблем в развитии. Специалисты дают родителям исчерпывающую информацию по каждому вопросу, знакомят их с разными способами решения имеющейся проблемы, чтобы в будущем они могли заниматься с ребёнком в домашних условиях самостоятельно. 2. Диагностический игровой сеанс. Представляет собой совместную игру родителей с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходя- щим, в идеале фиксируется на диск. Основная задача: диагностика уровня развития ребёнка и обследование детско- родительского взаимодействие. 3. Терапевтический игровой сеанс – игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда – с участием родителей. 4. Групповой родительский тренинг (по общению, игре, арт – методам, специальным техникам и др.). Занятия в Лекотеке проводятся: 1. По сенсомоторной коррекции – активизируют двигательную сферу, сенсомоторную активность детей; способствуют формированию пространственных представлений, развитию общей и мелкой моторики, регуляции мышечного тонуса и обогащению эмоционального опыта в процессе деятельности, что, в конечном итоге, формирует основу для общего интеллектуального, физического, эмоционального развития ребенка; 2. По игровой терапии – в ходе игры у малыша развиваются основные формы мышления, воображение, коммуникативные навыки, речь; в игре малыш учится всему без усилий и с удовольствием; 3. По формированию коммуникативных навыков – у ребенка развивается желание вступать в общение с другими людьми, формируются речемыслительная и познавательная деятельность, устанавливаются основы социального поведения. Обучение проходит в форме игры. Игра – основная деятельность ребёнка, особый вид активности ребёнка, появляющийся в младенчестве и усложняющийся по мере развития, организующийся и поддерживаемый взрослым, добровольный и приносящий радость, позволяющий ему в безопасной ситуации наращивать свой эмоциональный и социальный опыт, творчески получать знания и совершенствовать навыки, выражать мысли и чувства. |
III. ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1. Качественные показатели | 1.Вовлечение родителей в процесс воспитания и развития своего ребенка. 2. Развитие и формирование у детей познавательной активности. 3. Развитие у детей слухового, зрительного и тактильного восприятия. 4. Сформированность у детей навыков игровой деятельности. 5. Содействие формированию у ребенка необходимых навы- ков, способствующих социальной адаптации (интеллекту- альных, двигательных, речевых, социальных). 6. Ознакомление родителей с наиболее эффективными способами обучения детей, оказание помощи в поиске наиболее разумного и адекватного способа взаимодействия со своим ребенком, учитывая индивидуальные особенности и уровень его актуального развития. |
3.2. Количественные показатели | - количество получателей услуг, прошедших реабилитацию(ед.); - количество проведенных занятий в отчетном периоде (ед.). |
3.3. Обоснование эффективности разработанной технологии | Для оценки эффективности Лекотеки, как новой формы работы с детьми и родителями, специалистами проанализирована полученная психодиагностическая информация и по результатам установлено, что на протяжении всего периода реализации коррекционно-развивающих занятий, отмечается:
После проведения коррекционных мероприятий отношения родителей и детей улучшились. 55% родителей стали более заинтересованы в делах и проблемах ребенка, помогают ему и сочувствуют; понизилось авторитарное отношение родителей к детям, родители более сблизились со своими детьми, значительно повысилось сотрудничество с ними. Проведенные занятия показали, что целенаправленная работа имеет позитивные результаты. |
IV. НЕОБХОДИМОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4.1. Кадровые | - педагог-психолог, - социальный педагог, - учитель-логопед, - воспитатель. Высшее педагогическое образование и специализация по психологии и основам психологической работы с детьми-инвалидами. |
4.2. Материально-технические | - Оборудование для развития общих движений, - Игрушки для развития движений рук и ручных навыков, - Игрушки для развития тактильного восприятия, - Средства для развития альтернативной коммуникации, - Игрушки для социально – эмоционального развития , -Игровые средства для развития социально-бытовой ориентировки и сюжетных игр, - Электронные игрушки (работающие от батареек), - Дидактические материалы, - Наборы (животные, конструкторы), - Материалы для изобразительного творчества, - Средства для музыкального развития, - Книги для детей, - Книги для родителей. |
4.3. Информационные, включая Интернет-ресурсы | Ссылки на источники:
Библиографический список по теме: 1.Ильина С.К. Лекотека в ДОУ. Организация, документация. М.: Сфера: Приложение к журналу «Управление в ДОУ». – 128с. 2. Казьмин А.М., Казьмина Л.В., Ярыгин В.Н. с соавт. Российская Лекотека: Методическое пособие (Служба специальной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями развития). – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006. – 138 с. – (Особый ребёнок в семье: помощь и поддержка). 3. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2002. - 128 с. 4. Лекотека как новая форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья: первая Лекотека г. Новосибирска / составители: Т.П. Есипова, О.Ю. Пискун. – Новосибирск, 2011. 5.Пискун О. Ю. Развитие - в игрушках: практическое руководство для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ. – Новосибирск, 2011. -60с. Интернет ресурсы: http://neprekasaemie.ru/chto_takoe_lekoteka http://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/lekoteka.pdf http://lekoteki.livejournal.com/711.html http://www.lekoteka.ru/index.php?page=obrazovanie.html – образовательный маршрут / http://www.lekoteka.ru http://about-my-sun.narod.ru/lekoteka.htm http://www.lekoteka.ru сайт о российской лекотеке http://lekoteka.edu.ru сайт посвященный новым формам дошкольного образования http://www.ya-roditel.ru/upload/files/lekoteka1.pdf http://neprekasaemie.ru/chto_takoe_lekoteka |
4.4. Иные ресурсы | - |