Тренинг для педагогов на сплочение коллектива "Мы - команда!"
Цель – повышение сплоченности коллектива, создание благоприятного и комфортного климата.
Задачи: создание неформальных связей и межличностных симпатий; помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе; формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе; налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в коллективе; снижение эмоционального напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_na_splochenie_kollektiva_my-komanda.docx | 806.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 города Кропоткина
муниципального образования Кавказский район
Тренинговое занятие для педагогов
на сплочение коллектива
«Мы – команда!»
Подготовил:
Педагог-психолог
МБДОУ д/с №1
Калиянц Инна Владимировна
г. Кропоткин, 2023
Тренинговое занятие
на сплочение коллектива «Мы – команда!»
Цель – повышение сплоченности коллектива, создание благоприятного и комфортного климата.
Задачи: создание неформальных связей и межличностных симпатий; помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе; формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе; налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в коллективе; снижение эмоционального напряжения.
План занятия:
1. Ознакомление сотрудников с теоретической частью тренинга.
2. Обсуждение групповых норм и правил.
3. Упражнения.
4. Рефлексия. Подведение итогов и пожелания.
Участники: педагог-психолог и педагоги ДОУ.
Продолжительность: 1,5 часа.
Приветствие и вводное слово
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами проведем тренинговое занятие, направленное на сплочение коллектива. Но сначала давайте поговорим о правилах участия в тренинге: активно участвуем в предлагаемых упражнениях, говорим от своего лица «я думаю», внимательно слушаем и уважаем друг друга, не стесняемся, помним, что правильных или неправильных ответов и действие не существует.
Наше занятие будет состоять из 3х основных частей: теоретическая часть, практическая часть и рефлексия.
Начнем с теории. Что же такое сплоченность коллектива?
Сплоченность коллектива – это качество, которое характеризует состояние персонала организации. Такому коллективу свойственно единство целей, воспринимаемых как собственные, слаженность в решении задач, сопереживание и сопричастность всех его членов.
Сплочение коллектива - это определение процесса создания команды, которую отличают взаимовыручка, доброжелательные отношения во время работы и за ее пределами. Именно сплочение коллектива помогает добиться благоприятной атмосферы внутри коллектива.
Благоприятный климат в коллективе – важный показатель успешного трудового процесса. От психологического комфорта напрямую зависит рабочий процесс и результат совместного труда.
Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе.
Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоциональное состояние педагогов, дружеская располагающая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками, взаимопонимание. Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить.
Тренинг на сплочение коллектива – один из эффективных способов создания такой атмосферы.
Ход тренинга
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: приветствие друг друга.
В начале нашей встречи я предлагаю поздороваться, но сделаем мы это необычным образом. Прежде всего, вам нужно разбиться на пары. Если Вы услышите 1 хлопок – здороваемся руками, 2 хлопка – здороваемся плечами, 3 хлопка – здороваемся спинами. Во время задания мы сохраняем молчание, здороваются только части нашего тела. Когда я позвоню в колокольчик, Ваша задача найти нового партнера.
Упражнение «Волшебная шляпа»
Цель: создание положительного эмоционального настроения в группе, овладение техникой комплимента.
Что может сделать встречу приятной? (высказывания педагогов). Любую встречу сделает приятной, услышанный комплимент. Мы будем передавать шляпу по кругу пока звучит музыка, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А Вы … (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Упражнение «Цветок»
Цель: больше узнать друг о друге.
На каждом цветке написано высказывание, которое нужно закончить:
Я горжусь…
Больше всего я хочу…
Человек, которым я восхищаюсь – это …
Больше всего я люблю…
Я мечтаю…
Три места, где я жил..
Три вещи, которые мне нравятся…
Три вещи, которые мне не нравятся…
Мое хобби…
Вы еще не знаете обо мне, что я…
Упражнение «Перестановка»
Цель: учиться взаимодействию и пониманию друг друга.
Коллеги встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.
Перестановка происходит по следующим параметрам:
• по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);
• по цвету волос (от светлого оттенка к более темному);
• по месяцу рождения;
• по возрасту.
Релаксационное упражнение «Массажист»
Цель: снятие напряжения.
Все становятся в круг, плечом к плечу, по команде поворачиваются налево и оказываются стоящими в кругу в затылок друг другу. Кладут руки на плечи друг другу и начинают делать массаж. Массаж может быть разной интенсивности: от поглаживаний до сильных разминаний. Затем, по команде, все разворачиваются и делают то же самое со своим соседом.
Психологический тест «Любите ли вы себя?»
Цель: лучше узнать себя.
1. Чувствуете ли вы себя хорошо таким, каков вы есть?
2. Считаете ли вы, что вас преследуют неудачи?
3. Сопоставляете ли вы свой поступок с мнением окружающих?
4. Имеете ли вы привычку вспоминать и переживать прежние разговоры и ситуации?
5. Испытываете ли вы смущение, когда вас хвалят в вашем присутствии?
6. Можете ли длительное время находится в одиночестве?
7. Чувствуете ли несомненную зависимость между материальным положением и душевным комфортом?
8. Часто ли испытываете опасения, что случится что-то плохое?
9. Трудно ли вам проявлять свои чувства к другим?
10. Можете ли противостоять человеческой общности, в которой находитесь?
Подсчет баллов:
- за каждый ответ «нет» за вопросы от 2 по 9 получаете 5 баллов, за ответ «да» на эти вопросы – 0 баллов.
- за каждый ответ «да» на вопросы 1 и 10 – 5 баллов, за ответы «нет» на эти вопросы – 0 баллов.
Результаты:
- 35-50 баллов: вы себя любите, значит любите и других, что в большей степени предопределяет ваши успехи и жизнерадостность. Благодаря этому получаете от окружающих положительные стимулы, и корабль вашей жизни плывет под парусами. Умеете оценивать достоинства других. Помогает вам и то, что вы считаете себя личностью с достоинствами и потенциальными возможностями.
- 15-30 баллов: трудно сказать, любители вы себя. Наверняка вы редко думаете об этом. Вы не всегда используете свои способности, обращая внимание на свои слабости, а также на слабости других. Это может вызывать у вас минутную неприязнь к самому себе, невозможность отвлечься от собственной личности, дарить другим внимание и любовь.
- 0-10 баллов: вы определенно не любите себя. Ожидаете, что с вами случится плохое и, признайтесь, эти ваши ожидания нередко сбываются. Бывают мгновения, когда вы не любите себя и в результате принимаете ошибочные решения. Пришло время измениться. Подумайте об этом.
Упражнение «Животные на спину»
Цель: создание позитивной атмосферы.
Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают да или нет. (Например: "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если человек быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующее.
Упражнение «Я никогда не…»
Цель: лучше узнать друг друга.
Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не…». Например, я никогда не прыгал с парашютом. Остальные участники берут по одной счетной палочке, если для них утверждение не верно (т.е. они, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого окажется больше всех счетных палочек. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности.
Упражнение «Узнай через прикосновение»
Цель: научиться чувствовать друг друга.
Как Вы считаете, мы знаем друг о друге достаточно, чтобы узнать друг друга без слов? (высказывания педагогов).
Я предлагаю одному из Вас сейчас войти в центр круга, сесть на стул, положить руки на колени ладонями вверх и закрыть глаза. Мы все в произвольном порядке, будем подходит к нему и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки. Каждый раз мы будем хлопать в ладоши, если подошедший назван правильно, и не будем хлопать в случае ошибки.
Упражнение «Шкатулка»
Цель: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого участника.
После того как все участники закрыли глаза, психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки - зеркало)
Анализ упражнения:
Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?
Заключение: итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.
Упражнение «Что мне понравилось…»
Цель: рефлексия, завершения занятия.
Наш сегодняшний тренинг подходит к концу. Мне очень хотелось бы получить обратную связь. Давайте зажжем свечу и будем передавать ее по кругу. У кого свеча окажется в руках тот говорит, что ему понравилось, чему он удивился, что он узнал, что было для него самым интересным.
* в конце занятия всем участникам раздаются комплементарные подарки.
Спасибо за внимание!