статья на тему "ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Конькова Надежда Васильевна

формирование самооценки необходимо каждому человека, но особую важно оно имеет для подростков с ограниченными возможностями здоровья. В статье представлены результаты диагностического исследования проведен анализ возможностей коррекции самооценки сформированности самооценки у подростков с ограниченными возможностями здоровья. Проведена программа, направленная на коррекцию самооценки у подростков данной категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_wecompress.com_.docx153.19 КБ

Предварительный просмотр:


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

        

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕСОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ –

ФИЛИАЛ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ

V Всероссийской научно-практической конференции

(28-29 ноября 2022 г.)

КРАСНОЯРСК-ЛЕСОСИБИРСК

2023

Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2023. – 155 с.

Сборник научных статей содержит статьи специалистов в области педагогики и психологии. Представленные материалы отражают результаты теоретических и эмпирических исследований развития человека в современном обществе.

Сборник подготовлен по материалам V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе», которая прошла в Лесосибирском педагогическом институте – филиале ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» 28-29 ноября 2022 г. Статьи печатаются в авторской редакции.

Сборник адресован студентам, магистрантам, специалистам образовательной сферы.

© Сибирский федеральный университет, 2023

© Лесосибирский педагогический институт – филиал СФУ, 2023

УДК 159.99

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Н.В. Конькова

Лесосибирский педагогический институт –

филиал Сибирского федерального университета

г. Лесосибирск, Россия

        Аннотация: формирование самооценки необходимо каждому человека, но особую важно оно имеет для подростков с ограниченными возможностями здоровья. В статье представлены результаты диагностического исследования проведен анализ возможностей коррекции самооценки сформированности самооценки у подростков с ограниченными возможностями здоровья. Проведена программа, направленная на коррекцию самооценки у подростков данной категории.

        Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, подростки, самооценка, коррекция, поведение, активность.

        Состояние здоровья населения всегда является приоритетным направлением социальной политики нашего государства. Состояние здоровья выступает тем фактором, в соответствии с которым делается вывод о благополучии государства. Утрата какой-либо составляющей здоровья именуется его ограничением. Если человеку присущи определенные отклонения в психическом, либо физическом развитии, все вышеуказанные факторы имеют тенденцию к трансформации в зависимости от вида и сложности дизонтогенеза.

        Самооценка подростков с ограниченные возможности здоровья ОВЗ складывается под влиянием таких факторов, как нарушения физического, психического, личностного, познавательного развития, негативные влияние социальных факторов, непринятие в коллективе сверстников, осознание собственных дефектов, ощущение ненужности и безысходности.

        Первая и основная причина нарушение самооценки – это потеря здоровья, временное плохое самочувствие, хронические заболевания. Когда подросток с ОВЗ страдает от плохого физического самочувствия или остро ощущает свои ограниченные возможности, это тоже неизбежно приводит к заниженной самооценке. Немаловажная причина нарушение самооценки – это стресс. У подростков с ОВЗ с нарушениями межличностного восприятия стресс может возникать на фоне самых незначительных неудач, и в конечном итоге это приводит к возникновению серьезных проблем и неврозов. Когда у школьника с ОВЗ происходит психическая травма, эта травма может оказать негативное влияние на самооценку [2].

        Еще одна весомая причина нарушение самооценки - недостаток материальных благ. Этот фактор имеет большое значение для подростков с ОВЗ. Нередко заниженная и низкая самооценка вызваны внешней фрустрацией. В данном случае подавляющим фактором являются материальные, финансовые проблемы. Отсутствие возможностей для самореализации также оказывает непосредственное влияние на нарушение самооценки. Этот фрустрирующий фактор непосредственно связан с проблемой подросткового буллинга [3].

        Значимый фактор нарушения самооценки - проблемы в межличностных отношениях. Это могут быть межличностные конфликты с друзьями, родственниками, а также последствия первой неразделенной эмоциональной привязанности к ровеснику противоположного пола, которая часто бывает у детей младшего школьного возраста. Когда подросток с ОВЗ, живущий в мире фантазий, сталкивается с жестокой реальностью, это способствует разрушению любви, дружбы, доверия. Результат - заниженная самооценка и, как следствие, психологическая травма. Также фактором, формирующим заниженную или низкую самооценки у подростков с ОВЗ, может выступать потеря близкого человека. Не стоит также сбрасывать со счетов личностные факторы. Сюда можно отнести болезнь члена семьи, изменение числа друзей, переезд, значительные личные достижения или их отсутствие, изменение финансового положения семьи подростка с ОВЗ и другие факторы [1].

        Таким образом, основной причиной формирования неадекватной самооценки подростков с ОВЗ является внутренняя подавленность, вызванная ограниченными возможностями здоровья, вызывающими значительное снижение работоспособности, ограничения обычных алгоритмов деятельности, невозможность принимать полноценное участие в учебной и в неучебной деятельности.

        С целью изучения самооценки подростков с ОВЗ организовано диагностическое исследование. В исследовании приняли участие 10 обучающихся в возрасте 13-14 лет с диагнозам  «умственная отсталость».  В соответствии с интеллектуальными возможностями респондентов в качестве методик исследования применялись: методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, методика «проба Де Греефе», методика «Лесенка» (В.Г. Щур).

        Исследование показало, что у 4 (40%) подростков с ОВЗ диагностирован адекватный уровень сформированности самооценки. Эти подростки, несмотря на имеющиеся у них ограничения в здоровье, адекватно оценивают свои возможности, достижения и результаты своей деятельности. У 6 (60%) подростков с ОВЗ диагностирован заниженный уровень сформированности самооценки. Эти обучающиеся осознают, что не являются частью классного коллектива, не способны наладить диалог со сверстниками., считают себя изгоями, неудачниками, ненужными. Завышенный уровень самооценки у подростков с ОВЗ не диагностирован.

        Исходя из полученных результатов разработана Программа, направленная на коррекцию самооценки у подростков с ограниченными возможностями здоровья. Разработан комплекс из 10 занятий с использованием психологических технологий и психотерапевтических практик для коррекции самооценки у подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Первое занятие носит ознакомительный характер. Главная задача первого занятия установление обратной связи с подростками, создания доверительных отношений. Целью второго занятия является формирование у подростков навыков самопрезентации и самовыражения. На третьем занятии осуществляется переход к основному этапу, целью данного занятия является формирование заинтересованности подростков в развитии собственной самооценки. Занятие четвертое направлено на формирование умения презентовать себя, свои способности и возможности. Пятое занятие посвящается формированию умения устанавливать позитивные и доверительные отношения с окружающими. Шестое занятие направлено на формирование умения взаимодействовать в коллективе сверстников для того, чтобы подростки могли общаться друг с другом и формировать доверительные отношения с окружающим миром. Седьмое занятие посвящено формированию уверенности в своих силах, способностях и возможностях. Цель восьмого занятия –формирование умения прийти на помощь другому в случае необходимости, т.е. развить навыки, помогающие подросткам воспринимать реальность, а также навыки постановки цели. Девятое занятие направлено на то, чтобы научить подростков выявлять свои сильные и слабые стороны и учитывать их в жизни, быть более позитивно настроенными; снять эмоциональное напряжение, повысить настроение. Занятие десятое является завершающим. Целью данного занятия является систематизация полученных знаний и создание оптимальных условий для развития адекватной самооценки.

        Основной упор в занятиях сделан на разработку и проведение упражнений, приемов мозгового штурма, ролевых игр, психодрамм вызывающих постановку соответствующих эмоций. Данные упражнения применяемые на занятиях, направлены на создание оптимального уровня эмоционального общения между подростками с ОВЗ, их включению в процесс самосовершенствования, улучшение взаимоотношений между подростками.

        Ожидается, что благодаря Программе подростки с ОВЗ смогут проводить массовые дискуссии, а также принимать участие в принятии решений. В рамках Программы будут созданы условия для формирования у подростков с ОВЗ ответственности за собственные и самостоятельные решение, будут формироваться условия для проявления обратной связи в группе и проявление положительной рефлексии.

Список литературы

1. Гунзунова, Б.А. Взаимосвязь самооценки, тревожности и стиля родительского отношения у подростков с ограниченными возможностями здоровья / Б.А. Гунзунова, А.А. Червоник // Практическая психология: вызовы и риски современного общества : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию социально-психологического факультета Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова (Улан-Удэ, 25 сентября 2020 года). – Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2020. – С. 70-74. 

2. Туран, Н.К. Особенности самооценки подростков с ограниченными возможностями с разными уровнем соматического дизонтогенеза / Н.К. Туран // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – № 3(20). – С. 347-352.

3. Фадеева, Е.А. Самооценка подростков: некоторые аспекты завышенной и адекватной самооценки / Е.А. Фадеева, С.О. Хрусталева // Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта: актуальные вопросы и пути их решения : материалы межвузовской научной конференции молодых ученых и студентов в рамках программы Дня науки МГАФК (Малаховка, 21–24 апреля 2021 года). – Малаховка: Московская государственная академия физической культуры, 2021. – С. 129-134.