Психологический тренинг на сплочение педагогического коллектива «Коллектив – это мы!»

Сафаралиева Разият Айнудиновна

Цель тренинга - сплочение рабочего   коллектива, профилактика профессионального выгорания педагогов.

Задачи тренинга:

- формирование в коллективе благоприятного психологического климата

- развитие умения выполнять работу в команде, сообща.

- повысить коммуникативные навыки педагогов

- улучшить взаимоотношение среди сотрудников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_trening_na_splochenie_kollektiva.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30 «Кораблик»

Психологический тренинг

на сплочение педагогического коллектива 

«Коллектив – это мы!»

Подготовила: педагог-психолог

Сафаралиева Разият Айнудиновна

Цель тренинга - сплочение рабочего   коллектива, профилактика профессионального выгорания педагогов.

Задачи тренинга:

- формирование в коллективе благоприятного психологического климата

- развитие умения выполнять работу в команде, сообща.

- повысить коммуникативные навыки педагогов

- улучшить взаимоотношение среди сотрудников.

- Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы.

-  Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач.

- Осознание себя «командой».

Целевая аудитория: педагоги ДОУ.

Форма проведения: тренинг.

Регламент работы: 1час

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты:

-улучшится психологический климат в коллективе.

-улучшится качество взаимодействия между членами коллектива.

-сформируется умение работать в команде.

-развить способности понимания своего состояния и состояния других людей.

Участники тренинга: педагог-психолог, педагогический коллектив МАДОУ детского сада №30 «Кораблик».

Приветствие:

   Здравствуйте, коллеги. Очень рада всех вас видеть. Сегодня мы с Вами поговорим о психологическом климате нашего коллектива.

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне. [1].

Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Психологический климат - это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально    реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективесплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Все мы с вами разные. У каждого из нас есть свой характер, свои интересы и предпочтения. Коллектив наш состоит из людей разного возраста, но все же мы один коллектив.

Каждый человек индивидуален, поэтому одно дело, когда люди встречаются на не продолжительный период времени, но совсем другое, когда они работают в одном коллективе.

В последнем случае необходима толерантность, поиск компромиссов, умение создать доброжелательную рабочую атмосферу. Всем ясно, что каждому человеку важна комфортная психологическая обстановка на рабочем месте, а руководителю - эффективность работы подчиненных.

Чтобы удовлетворить эти потребности, необходимо создать в коллективе позитивный психологический настрой.

Так чем же мы сегодня займемся! Выполняя различные задания у нас появиться возможность самопознания.

-Развивая способности понимания своего состояния и состояния других людей, улучшится психологический климат в коллективе.

-Улучшится качество взаимодействия между членами коллектива.

-Сформируется умение работать в команде.

   Межличностное отношение на работе оказывает огромное влияние на эмоциональное состояние человека. Именно от этого зависит: будет ли человек себя комфортно чувствовать на рабочем месте или нет. Ведь если человеку не комфортно на этом месте, в данном коллективе, то и делать ему ничего не хочется.

Я хочу, чтобы наш коллектив был дружным, сплоченным, чтобы мы уважали друг друга и всегда готовы были прийти друг другу на помощь в трудной ситуации.

- Сегодня, я хочу с вами провести психологический тренинг на сплочение нашего коллектива. Я хочу, чтобы вы получили сегодня только положительные эмоции и немного отдохнули от трудовых будней.

1. Упражнение «Представь себя»

Цель: дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.

Нам предстоит большая совместная работа. На тренинге нам предоставляется прекрасная возможность научиться правильно и уважительно обращаться друг к другу. Ведь часто бывает, что кому-то не очень нравится как к нему обращаются. Кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Елена Анатольевна». Есть прекрасная возможность - это узнать. Некоторым по душе, если их называют по имени и отчеству, кому-то просто без имени - Петровна, Михайловна, а кому-то и просто по имени.

Меня зовут …………., и мне мое имя очень нравится. Для меня важно, чтобы дети меня называли ………….. А мой коллектив ко мне обращался по имени ………... Я так чувствую себя очень комфортно.

(И так проходим по кругу)

Теперь мы стали на шаг ближе к благоприятному и положительному взаимодействию друг к другу. Мы уже узнали важную деталь друг о друге.

Задаем себе важный вопрос:

Идеальный коллектив – Он какой должен быть?

ответы педагогов (разные варианты)

Естественно, когда мы встревоженные уходим с работы домой, нас преследует стресс. Стресс - это защитная реакция организма, который должен помочь нашему организму преодолеть сложные жизненные ситуации. 

 Мы испытываем стресс в том случае, когда убедили себя в этом. Мы беспомощны только тогда, когда чувствуем себя беспомощными. Мы попадаем в ситуацию, из которой нет выхода, когда мы действительно решили, что выхода нет. Изменяя мысли, ожидания, установки, мы учимся жить без стресса.

Изменяя себя, вы обязательно почувствуете, что изменились люди и события, которые раньше вызывали у Вас стресс.

2. Упражнение «Друг к дружке» 

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Психолог: Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!
- Спина к спине!
- Друг к дружке.
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке.
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке.
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке.
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
- Друг к дружке.

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

3. Упражнение «Поддержка коллектива» (родитель-педагог-коллега)

Цель: развитие коммуникативных навыков, умение поддержать друг-друга в коллективе.

 Теперь можем оказать поддержку друг-другу в нашем коллективе. Для этого необходимо будет разделиться на две равные части и собраться в две колоны.

1.колона - родители (недовольные) веет негативом и агрессией.

2.колона - педагог (тревожность) такого педагога если отправить домой, то эмоциональное состояние будет нестабильным. А в нашей работе мы постоянно сталкиваемся с негативными высказываниями, тревожными состояниями, и от этого мы агрессивны, занижена самооценка и мы не верим в собственные силы)

3.колона – коллеги (эмоциональная поддержка)

3. Упражнение «Ассоциации»

Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда».

Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «дружный коллектив». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть ответы на многие вопросы. [3]

1. Возьмите ручки и бумагу.

2. Ваша задача - услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

Если коллектив - это постройка, то она…

Если коллектив - это цвет, то он…

Если коллектив - это музыка, то она…

Если коллектив  - это геометрическая фигура, то она…

Если  коллектив  - это название фильма, то это…

Если коллектив  - это настроение, то оно…

Обсуждение: опрос  участников по теме ассоциациям, что вы назвали…

4. Игра «Передай невидимый предмет»

Участники встают в круг. Ведущий передает первому участнику невидимый предмет и называет что за предмет. Задание: передать меняющийся предмет далее по кругу называя его, и таким образом, чтобы каждый смог доброжелательно его передать, а если тяжело, то оказать и помощь.

Обсуждение: ваше настроение в игре?

- Трудно ли было придумать новый способ вымышленного предмета?

5.Упражнение «Поезд»

Цель: образование единого командного духа.

Психолог: у нас есть голова поезда, ваша задача образовать целый состав и пройти не отцепляясь все преграды на пути вашего состава. Если состав расцепится, начинаем сначала. Преграды: туннель (на корточках пройти), поворот на право, на лево, ускориться, притормозить, посигналить три раза.

5. Упражнение «Сердце коллектива»

Цель: получить обратную связь от участников группы, обеспечение возможностей выразить свои чувства, раскрыть творческий потенциал.

Психолог: у каждого человека в коллективе есть свое сердце. Так мы можем представить какое у коллектива общее большое сердце. На мольберте нарисован контур сердечка.  Оно будет в несколько раз больше, чем у каждого и нас, но одновременно с частичной нашей взаимной поддержки, уважительного отношения, доброжелательности и просто улыбки. Но естественно оно пустое, можно сказать даже безжизненное. Так как мы еще ничего своего не внесли в нее. Предлагаю вам по 2-3 человека подходить с выбранным вами цветным карандашом и вносить в это громадное сердечко частичку себя или же пожелания для всего нашего коллектива. И в конце оно должно быть настолько полным, ярким, красочным, чтоб каждый кто посмотрит, поймет, насколько в нашем коллективе любви, поддержки и взаимопонимания.

Теперь я вижу, что наше сердце заполнено любовью и добротой.

 (педагоги под музыку выполняют задание)

Вопросы после упражнения:

-Было ли вам трудно выбрать сюжет? Если да, то в чем была трудность?

Были ли у вас споры и разногласия при рисовании?

-Все ли принимали участие в рисовании?

Затем психолог зачитывает все пожелания.

Психолог: -Теперь я вижу, что наше сердце заполнено любовью и добротой.

Молодцы, коллеги. И в завершении нашего тренинга, я бы хотела рассказать вам одну старинную притчу.

«Притча о рае и аде»

Один раз мудрец попросил Господа показать ему Рай и Ад.

Господь привел мудреца в помещение, где дрались, плакали и страдали голодные люди. Посередине комнаты стоял большой котел с вкусной едой, у людей были ложки, но они были длиннее, чем руки людей, и поэтому люди не могли попасть ложкой в рот. «Да, это настоящий Ад!»- сказал мудрец.

    Потом они зашли  в следующее помещение. Все люди там были сытыми и веселыми. Но когда мудрец присмотрелся, то он увидел тот же самый казан и такие же ложки! Что же делало их жизнь райской?. Они умели кормить друг друга.

То есть они умели взаимодействовать между собой. Тоесть в нашем случаи, они могли поддержать друг-друга, выслушать, понять.

Рефлексия:

Психолог: -А сейчас, коллеги, я бы хотела у вас спросить: понравился ли вам наш тренинг сегодня?

-Что для вас сегодня было важным?

-Какие чувства вы испытывали на протяжении тренинга?

ПСИХОЛОГ: Спасибо всем большое.