«Коммуникативные проблемы у детей»
Одной из важнейших сторон и результатов развития ребенка дошкольного возраста является коммуникативное развитие. Результатом такого развития является коммуникативная компетентность в общении детей со взрослыми и со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikatsiya.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
В дошкольном возрасте традиционно выделяются два пространства взаимодействия с социумом. Это взаимодействие со взрослыми и взаимодействие со сверстником. Идет расширение границ социального пространства, прежде всего за счет того, что с четырех лет в жизни ребенка, кроме значимости взрослых, появляется и увеличивается значимость сверстника, так как именно с этого возраста сверстник является неотъемлемой частью формирования самосознания ребенка. Группа сверстников становится референтной для детей дошкольного возраста. Становление личности дошкольника будет полноценным лишь при условии благополучия эмоционально-психологического климата группы, когда каждому в ней «легко дышится». От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.
В реальной жизни, однако, выявляются дошкольники, которые «непопулярны» среди сверстников и на первый взгляд ничем не выделяются из общей группы. Они не дерутся, не так уж часто плачут и, следовательно, не обращают на себя внимание воспитателя. Однако данная категория детей нуждается в помощи взрослого, чтобы в дальнейшем эти трудности в общении со сверстниками не повлияли на их развитие. И чем раньше мы обратим внимание на возникшие у ребенка отрицательные переживания, тем легче сможем избежать их закрепления в структуре личности.
Общаясь, старшие дошкольники начинают устанавливать дружеские отношения, у них возникают довольно устойчивые симпатии и антипатии. Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Выделяют следующие группы непопулярных детей.
I. Малообщительные дети:
- отсутствие достаточно развитых игровых умений;
- малая подвижность ребёнка;
- отказ от общения в связи с невозможностью реализовать какую-то свою индивидуальную потребность;
- недостаточно развитая потребность в общении
II. Открыто конфликтующие дети:
1 подгруппа:
- неумение управлять своим поведением, что приводит к дезорганизации игр; отсутствие достаточно развитых игровых умений, умений строить взаимоотношения с детьми.
2 подгруппа:
- неправильно сформированные мотивы общения (преобладание эгоистических мотивов).
Неудовлетворенность ребёнка взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Эти дети обидчивы, становятся агрессивны.
У непопулярных детей, как правило, отсутствуют избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений, а их личностные качества низко оцениваются детьми. Их принимают на роли, которые не захотели играть другие.
В других случаях непопулярные дети идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, становятся его тенью и таким образом получают его защиту, купаются в отблесках его славы. Таким детям постоянно не хватает общения со сверстниками. Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому-либо или ненавидеть кого-то за пренебрежение к себе.
Изолированные дети не могут удовлетворить основную потребность, характерную для данного возрастного этапа, - потребность в совместной игре со сверстниками. Тот, кого не принимают в игру, тяжело переживает свою отверженность.
Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребенка со сверстниками, приводят к его объективный или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, - а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.