Современные дети глазами психолога. Рекомендации для педагогов

Кононова Татьяна Фёдоровна

Рекомендации для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные дети. Как с ними общаться?

Рекомендации:

1. Учащиеся — в центре внимания

Чем старше становится ученик, тем более точечную информацию он хочет получать. «Зачем изучать абстрактный предмет, который мне не пригодится в будущем?» — рассуждают современные подростки. Неопровержимый когда-то постулат «взрослый лучше знает!» уже давно не работает. Поэтому часто ученики вообще отказываются от получения образования, оно кажется им бессмысленным. И задача педагога — преподнести информацию так, чтобы изучаемый предмет был словно вокруг самого ученика. То есть он сам должен быть в центре учебного процесса, ему нужно дать возможность принимать в нем непосредственное участие, как-то действовать в нем.

2. Практическая польза знаний

Ученики пока еще признают важность оценок выпускных и квалификационных экзаменов. Но всё-таки основная их цель — получить информацию практической пользы. И мотивация в данном случае напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где они смогут применить полученные знания.

3. Время — главная ценность

Времени всегда не хватает. Тем более, что современные подростки увлечены одновременно многими вещами. Поэтому они ищут идеальное сочетание между полезностью информации, ее объемом и количеством времени, которое на нее затрачивается. Если процесс отнимает слишком много времени, то они или вовсе перестанут этим заниматься, или найдут другой источник знаний. И это, зачастую, ошибочно воспринимается старшим поколением как нежелание учиться.

15-20 минут — это тот максимум, в течение которого удерживается внимание учеников. Постоянная смена деятельности необходима обязательно!

4. Жесткие рамки

Звучит странно, и в это сложно поверить, но подросткам необходимы жесткие рамки и порядок. Они должны знать наперед, что, когда и где их ждет. Если это, скажем, отчет, то им нужно понимать, в какой он должен быть форме и к какому числу подготовлен. Как только суть задачи ясна, и новый материал перешел в статус «понятный», они не видят смысла зубрить и выполнять одни и те же задачи в сотый раз. Важнее — подведение итогов и сделанные выводы.

У современных подростков очень избирательная память. Это не значит, что она плохая. Это значит, что они помнят только то, что надо лично им, а иначе -зачем забивать файлы памяти, если можно найти всё, сказав: «Ок, Google».

5. Главное — результат

Современные ученики в процессе обучения прежде всего ориентируются на результат. Наслаждаться процессом им не свойственно. Если главное — хорошая оценка на экзамене, тогда надо все силы бросить на механику его сдачи, а не углубляться в суть. Сегодня даже у пятилетнего дошкольника возможностей получения информации в разы больше, чем у его бабушки. Что уж говорить о подростках. Поэтому они так быстро умеют находить, выделять и запоминать только нужное и имеющее практическую ценность. Многие люди старшего возраста не имеют таких навыков.

6. Диалог

Немаловажным аспектом является общение. Диалог преподавателя с учеником и обучающихся друг с другом. Недаром сейчас появилось столько разных мессенджеров. Подростки хотят быть услышанными. Поэтому так важно поддерживать дружественную атмосферу в классе.

7. Визуализация

Наглядность! Можно быть замечательным профессионалом, но если преподаватель ни разу ничего не покажет, а будет только говорить, еще и под диктовку, то его предмет будет самым бесполезным, низкоэффективным и самым нелюбимым у учеников. Сейчас в арсенале педагогов есть все возможности для наглядной демонстрации материала, нужно только захотеть этим воспользоваться. Лучше один раз показать процесс кровообращения в 2-минутном ролике, чем надиктовывать, как это происходит. Лучше образ, чем слово. Ученик запишет это тезисом, а яркая картинка навсегда запечатлится в его голове. И да, сейчас мы все больше переходим на клиповое мышление.

8. Устная речь

Способов получения информации у современных подростков масса. Это не только то, что сказал преподаватель, но еще и то, что сказал его же одноклассник. И те инсайты, которые он получил в результате, могут быть даже ценнее, чем то, что он прочитал сам или что ему рассказал преподаватель. Поэтому круглый стол, дискуссия, дебаты, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, кейсы — все это необходимо в динамичном учебном процессе. Так же и учитель, который рекомендует сайт или статью для самоподготовки, будет цениться у учеников на вес золота, так как будет с ними на одной волне.

9. Обратная связь

Современные ученики всегда хотят знать, насколько правильны их предположения, верно ли они понимают материал, допускают ли ошибки. И они всегда благодарны педагогу за внимание и участие.

10. Награды

Нынешние подростки живут по принципу «лайк за фотку». При этом они не ставят такую систему во главу угла, а считают ее чем-то естественным. Награда, грамота за участие в школьном конкурсе, похвала за проделанную работу, сертификат об окончании какого-то курса — своего рода «поглаживания». Это не мотивация, это топливо для роста.

11. Мудрое руководство

«Педагог знает все!» Ох, с этим можно поспорить, да еще как. Ученики ценят честность, и если они компетентны в каком-то вопросе, то мудрый учитель даст им возможность продемонстрировать свои знания, не боясь, что его заклеймят «отсталым глупцом». Поддерживая своих учеников, он, напротив, обретет уважение и доверие, что позволит его подопечным раскрыться и поделиться знаниями, полученными из других источников.

Да, современные подростки другие. Это поколение детей, которые уже родились взрослыми. И нам нужно учиться строить с ними диалог на равных, не боясь того, что они могут знать больше, чем мы.