"Тревожность учащихся перед экзаменами. Результаты уча-щихся, рекомендации".
"Тревожность учащихся перед экзаменами. Результаты учащихся, рекомендации".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnost_uchashchihsya_pered_ekzamenami.docx | 15.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Итак, главная задача психологической подготовки – создание ситуации, не усиливающей тревожность, волнение, неуверенность. Взрослые (и родители, и учитель) должны спокойно без «ахов» и «охов», без суеты и выяснения отношений помочь детям подготовиться к экзаменам.
Надеюсь, что все вопросы о том, что сдавать, как проходит экзамен, сколько времени на него отводится, как правильно заполнить все документы, каковы критерии оценивания и т.п. давно определены и ясны. Хорошо, если ребенок распределит время на подготовку, оставив время непосредственно перед экзаменом на повторение наиболее сложного материала или на то, чтобы все «пробежать глазами».
Ребенок должен хорошо ориентироваться в задании, иметь возможность все уточнить, переспросить, задать вопрос, не волнуясь о том, как на это отреагирует учитель.
Полезно «проиграть» ситуацию экзамена для тренировки выбора последовательности действий, ориентации во времени, способе записи, необходимости черновика и т.д. Важно, чтобы ребенок сам планировал результат: что удалось, что не удалось, на что следует обратить внимание. В школе обычно проводят один или несколько тренировочных экзаменов, но стоит потренироваться и дома.
Выбор плана действий в трудной ситуации («это не знаю, не помню, не могу решить») также очень важен. Останавливаться, пытаясь найти ответ или двигаться дальше, выполняя другие задания? У ребенка должны быть отработанные или возможные варианты выхода из сложной ситуации.
Любые занятия при подготовке к экзаменам стоит начинать не с самого трудного, а с того, что хорошо знакомо, дает положительные эмоции и создает положительный настрой.
Непрерывная продолжительность занятий 40-45 минут, после этого следует сделать небольшой перерыв, а после 2х-3х 40-45 минутных занятий большой перерыв на 1,0-1,5 часа. В это время очень полезно погулять, подвигаться. Не стоит заниматься поздно вечером и непосредственно перед сном.
Разбирая задание, полезно делать заметки, выделять главное, определять связи, результаты и т.п. Зрительная фиксация (схем, плана, главной мысли, даты и т.п.) помогает запомнить материал. К пройденному материалу полезно возвращаться, закрепляя его.
Поднимает настроение и дает удовлетворение подведение итогов («это выучил, это разобрал, это знаю...»). Не важно, какой для этого выбран вариант – галочки, зачеркивание, отметка маркером. Во всяком случае, если есть четкий план того, что нужно сделать и как это распределить, нет ненужной суеты и хаотического «выхватывания» для подготовки тем, заданий и т.п. Правильно организованное рабочее место, достаточная освещенность, возможность уединиться (а не сидеть на ходу у всех членов семьи), а также возможность при желании прилечь (на диван, на коврик), послушать любимую музыку, расслабиться – необходимы для эффективной подготовки к экзаменам.
Материалы для подготовки к разным экзаменам стоит распределить по разным ящикам, коробкам (можно использовать обычные картонные коробки), разноцветным папкам. Например, все, что относится к математике – в красных папках, к русскому – в зеленых. Так экономится время, и не создаются «завалы» на письменном столе.
«Перескакивать» при подготовке с математики на историю нецелесообразно, уйдет много времени на врабатывание, включение в специфику предмета. Лучше работать «с погружением»: сегодня - одно, завтра – другое, но если необходимо, то можно позаниматься в режиме 40+40, затем сделать перерыв, погулять, отвлечься и начинать новый этап 40+40 других занятий.
На всем этапе подготовки к экзаменам следует соблюдать режим занятий и отдыха и не забывать о рациональном и здоровом питании. Перед экзаменом не стоит сидеть за книгами до утра, лучше отдохнуть, выспаться, собраться с мыслями, настроится на удачу, и обязательно все будет хорошо!
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику, прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
В экзаменационную пору основная задача родителей – создать комфортные оптимальные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Рекомендации психолога
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы заданий. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные; есть аудиалы, кинестетики, тревожные; есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам.
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!»
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколад… разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность…