Тренинг «Классный сад»
Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека. Школьная жизнь, как и повседневная, насыщена конфликтами. Педагогические конфликты – это особая группа конфликтов. Именно такие конфликты рассматриваются на тренинге. В ходе занятия учителя , выполняя задания и упражнения постепенно подходят к конструктивному и командному разрешению педагогических конфликтов с учащимися. Время проведения тренинга 1,5 часа. Для реализации цели, используются следующие приемы: игра, кейсы, упражнение, дискуссия, диалог, диагностика, моделирование ситуаций, мини-лекция, беседа, рефлексия, групповое обсуждение. Работа организуется в таких формах, как индивидуальная, работа в парах, в малых группах, работа всей группы. Ожидаемые результаты: умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов.
Конфликт может быть продуктивным, а не деструктивным. И приводить к новым вершинам общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_sad_trening.docx | 181.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хреновская средняя общеобразовательная школа №1
Тренинг
«Классный сад»
(Формирование психологически безопасной образовательной среды.
Профилактика конфликтных ситуаций с учащимися)
Автор:
Моргунова Э.Н.,
педагог-психолог,ВКК
МБОУ Хреновская СОШ №1
с. Слобода
2022г.
«Классный сад»
(Тренинг с учителями по профилактике конфликтных ситуаций с учащимися)
Цель тренинга: Предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов с учетом специфики учащихся.
Задачи:
• предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах, об особенностях педагогических конфликтов;
• способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;
• развивать умения и навыки командного взаимодействия.
Формы работы и принципы: Для реализации цели используются следующие приемы: игра, упражнение, кейсы, дискуссия, диалог, диагностика, моделирование ситуаций, мини-лекция, беседа, рефлексия, групповое обсуждение. Работа организуется в таких формах, как индивидуальная, работа в парах, в малых группах, работа всей группы.
Оборудование и материалы: стулья (по количеству участников), бумага для записей, ручки, бланки для проведения тестирования, мультимедиа, ноутбук, презентация, варианты конфликтных ситуаций для работы в группах, раздаточный материал («Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний воспитанников», «Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с воспитанниками», «Правила формирования у ребенка необходимого поведения», «Способы регулирования конфликтов».
Ожидаемые результаты: умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов.
Ход занятия
I. Упражнение « Конфликт-это…».
-Скажите, есть ли среди нас те, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…
Никого.
-Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово « конфликт»? Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт?
Обсуждение: Для чего мы делаем это упражнение?
Слайд1. (понятие конфликта)
II. Представление и обсуждение теоретического материала.
Конфликты являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт. Наша жизнь насыщена еще и педагогическими конфликтами. Педагогические конфликты – это особая группа конфликтов. Н.В. Самоукина выделяет 2 больших группы педагогических конфликтов, одну из которых составляют конфликты взаимодействия учеников с педагогом, другую учеников между собой. Именно такие педагогические конфликты мы будем рассматривать сегодня с учетом специфики наших учеников.
Конфликт – это скрытое или явное противодействие сторон, чьи интересы в какой-либо сфере начали конкурировать между собой.
Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека.
2. Упражнение «Алфавит эмоций»
Задача – за несколько минут вспомнить и записать возникающие в конфликтной ситуации – по одной эмоции пишут на кактусе. Пишут на кактусах и прикрепляют к плакату.
Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждых своих взглядов, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении) .
Упражнение “Плюсы и минусы конфликта”
На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности, можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы. Многие из нас конфликты рассматривают чаще всего как негативное явление, которое приводит к нарушению взаимоотношений и другим отрицательным последствиям. Но нельзя забывать, что преодоление кризисов, в том числе конфликтных ситуациях, зачастую позволяют перейти на новый этап взаимодействия с другими людьми, на новый уровень восприятия окружающего мира и себя в нём. И сейчас мы с вами убедимся в этом при выполнении упражнения.
Плюсы:
Конфликт вскрывает “слабое звено” в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта) ;
Конфликт даёт возможность увидеть скрытые отношения;
Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
Конфликт- это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное;
Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации;
Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Минусы:
Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально- психологический климат;
Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;
Представление о победителях или побежденных как о врагах;
Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут после конфликтных переживаний.
Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. При этом в конфликтных ситуациях мы ведем себя по- разному.
Слайд №3 Ниши дети отличаются:
- Эмоциональной раздражительностью, что делает их более конфликтными. При непонимании их состояния и возможностей, у них появляется злобность и усиливается агрессия.
- Они не приспособлены к требованиям окружающей среды (что для нас естественно – для них не понятно). То есть инфантильные психогенные реакции наших детей часто отражают не переживание конфликта, а не понимание требований предъявляемых к ним как к воспитанникам.
- Они не способны тормозить свои влечения, удерживаться от внезапно возникших желаний.
- Из-за повышенной внушаемости они не могут сформировать свою линию поведения, поэтому легко идут на поводу у более активных, агрессивных воспитанников.
- Важно знать, что аффективная возбудимость часто провоцирует усугубление подростковых черт: не терпимость к опеке, нотациям, ущемлению самолюбия, авторитарному давлению взрослых, потребность к самоутверждению.
Умение решать конфликты относится к коммуникативным способностям. Коммуникативные способности являются частью профессиональной культуры педагога. Высокий уровень их развития, умение правильно реагировать в сложных ситуациях определяет профессионализм педагога, а также умение сохранить собственное здоровье. Навыки конструктивного поведения педагога в конфликтных ситуациях являются “техникой личной психологической безопасности” в профессиональной деятельности. Поэтому каждому из вас необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, эффективных способах разрешения. Американский исследователь М. Дойч подчеркивал, что конфликты ведут к развитию, стимулируют поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирными средствами, может предотвратить более серьезный конфликт. Вопрос заключается в том, как разрешить конфликт. Имеется 3 типа подходов к урегулированию конфликта:
Слайд4. (Подходы к урегулированию конфликтов)
1) одна из сторон (все стороны) стремятся одержать победу.
В данном случае стороны исходят из отсутствия общих интересов. Каждый участник стремится силой заставить другого подчиниться. Ориентация на победу влечет за собой насилие, в итоге оставляя проблему нерешенной.
2) участники конфликта игнорируют его наличие и бездействуют (односторонние действия.)
Происходит в данном случае игнорирование наличия конфликта, что ведет к его накоплению, а затем к стихийным внезапным формам его разрешения, часто сопровождающегося агрессией.
3) с помощью третьей стороны или без нее участники обсуждают проблему, которая вызвала конфликт, чтобы найти взаимоприемлемое решение (совместные действия).
Таким образом, цель урегулирования конфликта заключается в том, чтобы направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.
Слайд5. (Теория: структура, сфера, динамика конфликта.)
III. Структура конфликта складывается из внешней и внутренней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.
Внутренняя позиция участника конфликта – цели, интересы, мотивы;
Внешняя позиция участника конфликта – речевое поведение, мнение, точка зрения, пожелание.
Сфера конфликта – деловая и личностная.
Упражнение 6. «Я – сильный, я – слабый».
Ведущий: Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения, для которого необходимо разбиться на пары.
(Помощь одного из участника).
- Вытяните, пожалуйста, вперед руку. Я буду опускать вашу руку вниз, нажимая на нее сверху. Вы должны удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!» Теперь делаем то же самое, но вы должны говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло...
- Вот видите, как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.
Рефлексия: как вы понимаете это упражнение? Как оно связано с нашей темой?
Слайд 6 (Динамика конфликта) складывается из 3 стадий:
1.нарастание
2.реализация
3.затухание
Рассмотрим кейс: В классе есть ученик, который ведет себя вызывающе, грубит, выглядит (по вашему мнению) ужасно (по внешнему виду), делает все как - будто на зло. Вы делаете ему замечание, требуя изменить поведение и внешний вид. В ответ он ведет себя еще хуже – он бунтует и поведение безобразное. Получилось все наоборот. Если сделать замечание, ориентируясь только на поведение и внешний вид ученика. Это внешняя позиция участника. А как же внутренняя? Где она? Часто так и бывает, что она то и не учтена. Конфликтные отношения с учеником изменяться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его поведение, а на внутреннюю позицию, то есть сможете понять его цели, интересы, мотивы. В данном случае это может быть и стремление быть взрослым, выделиться, утвердить свое « я».
Что является объектом конфликта в данной ситуации?
Ученик и учитель имеют разные объекты: для воспитателя объект – дисциплина в группе, для воспитанника – стремление к самоутверждению. Сфера конфликта – деловая ситуация.
Решение конфликта можно начать с объединения объектов: решая задачу поддержания дисциплины, учитель поручает ученику дело, в котором он может добиться успеха, удовлетворить свою потребность в самоутверждении. При этом есть одно важное правило:
Нельзя допускать, чтобы конфликт из деловой сферы переходил в личностную. Мы часто говорим: « Ты – грубый и невоспитанный! Лентяй! Не можешь заставить себя бросить курить! А еще и разговариваешь, когда надо сидеть и слушать хотя бы на занятие!
Сможем ли мы в данном случае решить конфликт?
Мы перешли из деловой ситуации в личностную.
Как можно было бы сказать учителю?
Давай вместе подумаем, почему у тебя проблемы с выполнением трудовых заданий. Тебе неинтересно или ты что-то не понял?
Успешно блокировать конфликт можно на стадии его возникновения. Один из самых эффективных способов блокировки конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. «Отрицательная энергия» израсходуется в деятельности и не выплеснется во взаимоотношениях.
Конфликт разгорелся – стадия реализации. Когда силы и энергия исчерпаны, наступает стадия затухания. Разрядка напряжения произошла и участники конфликта « выплеснули» свои эмоции. Тогда на этой стадии эффективна воспитательная коррекция: беседы, выяснение причин конфликта.
Причины конфликтных ситуаций.
Часто причиной конфликтов между учителями и нашими учениками выступает так называемая «модальность обращения к воспитаннику». Те речевые средства, которые направлены на ребенка, формулируются в модальность должен, а то, что касается самих взрослых, произносится в модальности возможного. Наши дети могут чувствовать, что для них одни запреты, а взрослые имеют полную свободу действий. Очевидная несправедливость обостряет взаимоотношения учителей и учеников.
Слайд7. (таблица)
Типичная фраза | Можно (необходимо) сказать |
Ты должен хорошо себя вести! | Я уверен, что ты можешь хорошо себя вести! |
Ты должен подумать о будущем! | Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какое будущее планируешь? |
Ты должен слушаться воспитателей! | Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но полезно прислушаться к мнению старших. |
VI. Работа в группах.
Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?
- Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!
Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?
- Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться работой!
Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?
- Кто разбил стекло? Ты должен говорить правду!
Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?
- В школе о тебе заботятся! Ты должен быть благодарным!
Кейс:
Мы разберем кейс когда девятиклассник после длительного отсутствия Когда уже начался урок шумно вваливается В класс, приветствует весь класс. Приветствует индивидуально каждого. И вообще не замечает учителя.
Давайте посмотрим, что у нас есть:
Он долго отсутствовал и он демонстративно привлекает к себе внимание, то есть функция привлечения внимания, затем ребенок сообщает всем, что у меня все - окей. Он длительно отсутствовал и возможно специально выбрал такую концепцию, чтобы задержаться к началу урока, чтобы к нему никто не подходил и не спрашивал: «- ну что, ну как ты? Как дела? Болел ты, не болел?»
Он зашел и сразу же поставил себя выше: у меня все круто.
Примеры, приводимые учителями: Сказать ему:
- Как ты себя чувствуешь? Выздоровел ли ты? - оно будет провоцировать еще большую волну вот этого отодвигания внимание от учителя и трансляция, что у меня все круто. И др…
Разбор:
Здесь ребенок уже достаточно в серьезном школьном возрасте транслирует позицию у меня все классно и здесь он встал на границу отстаивания своих позиций. Но мы с вами помним:
При всем том, что мы хотим вроде бы как-то проявить внимание к этому ребенку, у нас с вами есть одна из основных педагогических функций – это соблюдение дисциплины на уроке. То есть за дисциплину уроке отвечает педагог, поэтому вам нужно не нарушая вот эту границу которую отстаивает ребенок- что я супер. Я -Окей, у меня все классно! А нам нужно поставить его на место ниже чем вы .Да и соответственно погасить его вот эту волну демонстративного поведения.
Я вам советовала бы поступить следующим образом
- во-первых, сразу же перейти на вы, это замечательно когда к людям 14 лет уже обращаются на вы.
- Я бы сказала следующее:
- Здравствуйте, Егор, пожалуйста вспомните 43 статью Федерального закона об образовании, которая говорит вам о ваших обязанностях, в данном случае на уроке, также я вам хочу напомнить, что крутой парень и ,крутой мужчина это тот - кто относится с достоинством к окружающим его женщинам и взрослым людям. Поэтому я вас попрошу не посягать сейчас на мое достоинство ,отнестись уважительно и к учителю и к уроку. Пожалуйста, присаживайтесь. А 43 статью закона об образовании 273, вы изучите на перемене или после уроков.
И дальше продолжала вещать на уроке. Таким образом, вы не начнете копать
- Как у тебя дела?
- Мы тут все рады тебя видеть.
Ведь, он уже поставил себе выше вас всех для него это значимо.
Через вы Вы, подчеркнули бы его крутость и не уронили бы его достоинства перед одноклассниками и через норму закона . А также и позицию : «Что крутой мужчина уважает достоинство окружающих людей»- вы его привели бы к тому, что надо хорошо себя вести при этом не унизили его.
VII.Упражнение « Гляделки».
Инструкция: встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала (хлопок) все должны поднять голову и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Вся группа таким образом разбивается на пары.
Один занимает место на стуле, другой встает перед ним. Ладонями соприкоснуться. Один – давит на ладони, другой – сопротивляется. Затем поменяться местами.
- Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?
- В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?
- В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»?
Слайд8 (способы регулирования конфликтов)
Способы регулирования конфликтов:
- Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть, это тип человека, который всегда прав.
- Компромисс означает, что с самого начала вы готовы уступить, хотя бы и в чем-то малом. Суть этого стиля заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.
- Приспособление означает в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; своего противника вы “уничтожаете добротой”, с готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
- Избегание. Для стратегии избегания характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; ваше кредо – “вовремя уйти”, вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
- Сотрудничество. Стиль сотрудничества можно использовать, если отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.
Обсуждение: А как вы считаете, какой стиль поведения в конфликте с нашими воспитанниками наиболее приемлем.
VIII. Упражнение «Учителя и ученики» (на ноутбуках)
Цель: ролевая идентификация с противоположной стороной в конфликте.
Инструкция: Участники делятся на 2 группы: « учителя» и «ученики». Каждая группа получает задание:
«учителя» – предположить, что про них думают трудные воспитанники. Предположения зафиксировать.
«ученики» – предположить, что про них думают самые требовательные воспитатели. Предположения зафиксировать.
Обсуждение, «учителя» и «ученики» выступают экспертами друг у друга, оценивая мнения другой стороны. Остаются только верные, по мнению экспертов, утверждения, неверные зачеркиваются.
Обсуждение, рефлексия своих чувств. ( Обратить внимание на наличие значительного количества необоснованных опасений относительно противоположной группы).
IX. Упражнение «Посредничество учителя в конфликте».
Цель: показать посредничество как способ разрешения конфликта, роль воспитателя как посредника между конфликтующими сторонами.
Работа в группах.
Задание: предложите пути решения конфликта
Кейс:
В одном из классов вспыхнули « мальчишечьи бои». Каждый день ученики ссорились до драки. Проблема обсуждалась с ними, применялись различные способы наказания. Но драки продолжались.
-Подумайте, почему? В чем причина? (устранялись внешние формы проявления конфликта, а их внутренняя причина не снималась).
-Как учитель мог бы разрешить конфликт?
Обсуждение…
Вывод: учитель должен выступить посредником между конфликтующими сторонами.
-Чем отличается роль посредника от ролей судьи и арбитра? (деятельность судьи и арбитра направлена на то, чтобы ответить на вопрос: кто прав? Кто виноват? Посредник сближает участников, облегчает улаживание конфликта, он – лицо нейтральное).
X. Методика посредничества по улаживанию конфликта между учениками.
Методика состоит из 4-х шагов:
1)« Найдите время, чтобы поговорить». (посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров)
2)« Спланируйте организацию» (посредник « запускает» разговор)
3)«Выговорись» (участники должны выговориться полностью, высказать свою точку зрения и выслушать позицию другого).
4)«Соглашение». (переговоры должны закончиться решением и описанием того, что, как и когда каждая конфликтующая сторона будет делать для реализации принятого решения)
XI.Упражнение «Педагогическое манипулирование».
Цель: показать манипулятивный стиль общения воспитанника и педагога как деструктивный, ответственность педагога за использование власти в конфликте с воспитанником.
Работа в группах: участники делятся на две группы.
Задание:
1 группа – найдите причины, по которым человеку бывает выгодно преувеличивать и демонстрировать свою силу;
2 группа – найдите причины, по которым человеку выгодно преувеличивать и демонстрировать свою слабость. Проиллюстрируйте случаями из опыта работы.
Обсуждение выполненного задания.
Вывод: Манипулятивный стиль общения предполагает наличие скрытой цели собеседника, для достижения которой используются индивидуальные особенности характера человека, его личностные установки. Манипулирование – это управление другим человеком за счет преувеличения или преуменьшения собственных личностных особенностей или черт характера.
Педагогическое манипулирование – это однонаправленное воздействие, где субъект воздействия - учитель, а объект воздействия – ученик. Суть педагогического манипулирования можно охарактеризовать словами, сказанными однажды педагогом: « Дети делают, что хотят, а хотят они … то, что нужно мне».
XII.Упражнение « Что я сделаю для благоприятного климата в классе?»
Пишут действия на цветах и прикрепляют к кактусам на плакате.
- Кактусы тоже могут цвести, так и конфликт может быть продуктивным, а не деструктивным. И приводить к новым вершинам общения.
XIII.Рефлексия.
Притча … Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:
- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.
- Три сита?
- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?
- Да нет, я просто слышал…
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты.
Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет, напротив…
- Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет никакой необходимости…
- Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.
Зачем тогда говорить это?
Используемая литература:
1. Авидон И Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. “Речь” Санкт-Петербург, 2018.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2020.
3. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. “Речь” Санкт- Петербург, 2017.