Обучающий тренинг для родителей «Стили воспитания» с использованием игры-драматизации

Фаткина Юлия Николаевна

Обучающий тренинг для родителей «Стили воспитания»

 с использованием игры-драматизации

 

Актуальность темы и данного похода

Основой системы психолого-педагогического сопровождения является единство требований, предъявляемых к ребенку в учреждении образования, семье, обществе. Однако невысокий уровень социально-психологической культуры и мотивации родителей на сотрудничество, потребительский взгляд родителей на ДОУ не позволяют использовать воспитательный потенциал семьи в полной мере. Поэтому так важно наладить контакт между родителями и педагогом-психологом и мотивировать родителей, заинтересовать именно той темой, которая им близка. Как показывает тематика консультаций, родители дошкольников чаще всего сталкиваются с трудностями в детско-родительских отношениях. Если использовать активные формы работы с родителями, такие как предложенный тренинг, то это решит не только проблему повышения психологической грамотности родителей дошкольников, но и послужит в будущем надежной основой для построения взаимодействия родителей с психологами школы.

Для решения задач данного тренинга была сочинена  специальная авторская «Сказка о гномах и воспитании» в соответствии с правилами сочинения психотерапевтических сказок. В ней есть зачин, главные герои, проблематика, помощник, волшебные предметы и счастливый конец.

Включение игры-драматизации по мотивам авторской сказки как основного номера тренинга объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Возрастает мотивация, степень эмоциональной включенности в тренинг. Этот прием позволяет не только создать проблемную ситуацию для родителей, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать и в то же время он позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_i_prilozheniya_skazka.docx47.7 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающий тренинг для родителей «Стили воспитания»

 с использованием игры-драматизации

Актуальность темы и данного похода

Основой системы психолого-педагогического сопровождения является единство требований, предъявляемых к ребенку в учреждении образования, семье, обществе. Однако невысокий уровень социально-психологической культуры и мотивации родителей на сотрудничество, потребительский взгляд родителей на ДОУ не позволяют использовать воспитательный потенциал семьи в полной мере. Поэтому так важно наладить контакт между родителями и педагогом-психологом и мотивировать родителей, заинтересовать именно той темой, которая им близка. Как показывает тематика консультаций, родители дошкольников чаще всего сталкиваются с трудностями в детско-родительских отношениях. Если использовать активные формы работы с родителями, такие как предложенный тренинг, то это решит не только проблему повышения психологической грамотности родителей дошкольников, но и послужит в будущем надежной основой для построения взаимодействия родителей с психологами школы.

Для решения задач данного тренинга была сочинена  специальная авторская «Сказка о гномах и воспитании» в соответствии с правилами сочинения психотерапевтических сказок. В ней есть зачин, главные герои, проблематика, помощник, волшебные предметы и счастливый конец.

Включение игры-драматизации по мотивам авторской сказки как основного номера тренинга объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Возрастает мотивация, степень эмоциональной включенности в тренинг. Этот прием позволяет не только создать проблемную ситуацию для родителей, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать и в то же время он позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя.

Содержание тренинга:

  1. Вступление.
  2. Разогревающее упражнение «Назови слово»
  3. Основная часть. Игра-драматизация и обсуждение.
  4. Мини-лекция «О стилях воспитания»
  5. Подведение итогов. Анкетирование.

Цель тренинга:

психологическое просвещение родителей, профилактика и коррекция нарушений детско-родительских отношений.

Задачи:

- организовать условия, способствующие осознанию родителями собственного стиля взаимодействия с ребенком, барьеров к пониманию детей.

- содействовать формированию у родителей потребности совершенствования детско-родительских взаимоотношений.

Категория участников: родители воспитанников дошкольного учреждения.

Оборудование:

6 распечатанных сценариев сказки; разноцветные маркеры; мольберт для записей ответов родителей;  бэйджи с именами героев сказки: Весельчак,  Знайка,  Помогайка,  Разумник,  Ребенок; 4 колпака для гномов; корзинка с атрибутами: 4 пары картонных очков розового цвета в виде сердец, клубок пряжи; бланки анкеты-отзыва и ручки; мультимедийное оборудование; музыкальный центр; диски; памятки для родителей с домашним заданием.

Организация пространства: до начала тренинга, пока родители собираются, тихо играет спокойная музыка, позволяющих родителям отвлечься от рабочих проблем и настроиться на тему собрания; родители рассаживаются в произвольном порядке.

Ориентировочное время проведения: 1-1,5 часа.

Ход тренинга:

  1. Введение.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Но есть и обратная сторона медали.

Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим различные стили семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят. По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывает интуиция.

  1. «Назови слово».

 Инструкция:

 Я предлагаю вам сейчас немного поисследовать тему воспитания и придумать на каждую  букву слова «воспитание», какое-нибудь существительное, которое отражало бы ваш личный опыт. Например, буква «в» - вовлеченность, внимание и т.д.

Рекомендация для тренера:

  1. Поощрять родителей пояснять, какое значение они вкладывают в то слово, которое придумали. Это можно делать такими вопросами: А что это для вас? А как это слово связано с вашим опытом? Может быть это какой-то случай? И т.д.
  2. Если позволяет время, то можно записать несколько слов на каждую букву, чтобы каждый желающий был услышан, но в то же время не затягивать упражнение.
  3. Обязательно подвести итог штурма. Здесь может быть мысль о том, что у разных родителей разное понимание как воспитывать ребенка, свои ценности и приоритеты.

  1. Основная часть (приложение1)

Сегодня каждый из вас имеет возможность поисследовать собственный стиль воспитания. А так как мы с вами находимся в детском саду, то на помощь нам придет сказка.  И я приглашаю сюда  5 героев, которые помогут нам сказку сделать былью.

Рекомендации для тренера по распределению ролей:

 Можно заранее на стулья  положить листочки с написанными на них ролями, а потом пригласить тех, кому они попались. Также можно пригласить просто желающих родителей на роли.

 Родителям-актерам  предлагается по ролям сыграть сказку, предварительно подготовившись 5 минут, пока остальные родители смотрят слайды с музыкальным сопровождением по теме взаимоотношений детей и родителей. Им выдаются сценарии, бэйджи и колпаки. Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать в себе мысли и чувства, которые возникают в процессе просмотра.

Тренер читает за автора и раздает атрибуты, когда это необходимо по сценарию.

Прежде чем переходить к следующей стадии обсуждения, ведущему нужно четко обозначить момент окончания игры и выхода из ролей. Не следует допускать ситуации, когда некоторые участники уже прекратили игру и обсуждают ее «со стороны», а некоторые так и не вышли из своих ролей и продолжают говорить от их лица. Необходимо дать всем желающим высказаться, но строго в рамках заданных вопросов.

Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

Что видели? Какие возникали у героев эмоции, у вас? Какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации? Почему они так поступали? Как это может быть использовано в жизни? Какие выводы вы для себя сделали?

Рекомендации для тренера:

Необходимо избегать  типичных ошибок при использовании игровых методов:

♦ Недостаточная связь полученного в играх опыта с повседневной реальностью, превращение игрового действия в самоцель.

♦ Слабое осмысление полученного в ходе игры опыта, отсутствие когнитивной составляющей, недостаточное время для обсуждения.

♦ Избыточно частое применение игр развлекательного плана при недооценке других методов, что ведет к превращению ведущего в массовика-затейника.

♦ Игнорирование эмоционального состояния участников (как равнодушие, так и чрезмерно сильные эмоции становятся помехами в работе). Недопустимо превращать обучающий формат тренинга в терапевтический.

В ходе обсуждения тренер делает акцент на следующих моментах:

несовпадение воспитательных позиций гномов;

наблюдения за невербальными знаками в ходе проигрывания сценки;

подчеркивание парадоксальности, неэффективности данных методов взаимодействия, но, тем не менее, их широкую распространенность, и, при этом, недоумение гномов, что их ребенок не поддается воспитанию.

 Можно задать вопросы:

Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?

В каких словах и действиях родителей ребенок нуждался больше всего в данной ситуации?

  1. Мини-лекция «О стилях семейного воспитания». 

 При проведение данной лекции тренер использует презентацию и текст к ней (Приложение 2, 3) и в диалоге с родителями определяет стиль воспитания каждого гнома сказки и его характерные признаки. Здесь важно обратить внимание родителей, что в каждом стиле воспитания есть положительный ресурс. Например авторитарный родитель может научить ребенка ответственности, опекающий – заботится о других, а либеральный –легко относится к неудачам.

Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

5. Подведение итогов

Домашнее задание для родителей.

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

Тренер раздает памятки (приложение 3)

Рефлексия.

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?

Какая часть вызвала особый интерес?

Ваши предложения и пожелания на будущее?

С чем уходите?

 В завершение встречи родителям предлагается заполнить анкеты-отзывы.

Итоги реализации:

Данный тренинг проводился дважды в ДОУ. По окончании тренинга многие родители делились в круге обратной связи и с помощью анкеты следующими отзывами и впечатлениями:

- это было необычно, интересно;

- я увидел себя (супруга, своих родителей) со стороны;

- все так понятно и просто;

- побольше бы таких мероприятий;

- давайте еще встретимся и поиграем;

Некоторые родители сразу записывались на индивидуальную консультацию, другие говорили о том, что обязательно поделятся с супругом (ой) услышанным. Были и такие, которые предлагали темы будущих встреч.

Данная информация использовалась в дальнейшей работе по планированию деятельности педагога-психолога по просвещению и консультированию родителей.

Список используемой литературы и интернет-ресурсов:

Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005.

Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.

Мамикова Л. И. Педагоги, родители, дети. – М.,2000.

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.

Семейная психология и семейная терапия. №3 – М., 2006.

Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник доля учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

http://psychologistsgarden.blogspot.ru/search?updated-max=2014-06-28T04%3A23%3A00%2B04%3A00&max-results=4

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сказка о гномах и воспитании.

(автор Фаткина Ю.Н.)

Покажем мы вам сказку дивную - не очень короткую,

Да и не очень длинную, а такую, как от меня до вас.

А вы помогайте, сказку разыграйте.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-да-были 4 гнома. Жили они в сказочном домике на опушке леса. Звали их Весельчак, Знайка, Помогайка, Разумник.

 Гномы выходят по очереди и презентуют себя:

Весельчак (улыбаясь):

я  Весельчак, нужно быть самим собой, к чему условности; мне всегда весело, даже когда вокруг все серьезные.

Знайка (поднимает  указательный палец вверх, громким, уверенным голосом): Я тут самый главный и знаю, что нужно другим и как все должно быть.

Помогайка (разводит руки, жалостливо): Я всем помогаю, забочусь,  они без меня пропадут, без меня они даже поесть не сварят.

Разумник ( с теплотой в голосе): Мои друзья такие разные, один любит покомандовать, другой такой несерьезный, третий совсем о себе забывает заботясь о других, вот и  приходится всех мирить.

Всего у них было вдоволь: и знаний, и умений, и опыта. Слыли они мастерами своего дела и гордились этим. Каждое утро уходили на работу, а к вечеру возвращались домой.

Как-то раз сидели они около реки жизни, наслаждались звуками природы и были в хорошем настроении. Смотрят диво дивное, чудо чудное, плывет по реке корзинка и из неё доносится плач детский. Вытащили они её, а там ребенок, крошечный совсем.

Стали они спорить. Что с ним делать?

Помогайка: Скорее его доставайте, он наверно замерз и мокрый, надо его накормить, он такой маленький.

Знайка: Ничего, переживет, это же мальчик, а мальчик должен терпеть холод.

Весельчак: Дайте мне с ним поиграть.

Разумник: Давайте пойдем в дом и там решим, как нам быть.

Пришли они домой, посидели, подумали и решили оставить малыша, решив, что воспитание дело нехитрое. Шло время, ребенок рос, стали водить его в лесной детский сад. Вот только феи воспитательницы, да зверята стали жаловаться на мальчика, стал он себя странно вести: то за хвост бельчонка дернет, обидные слова говорит, на занятиях не хочет ничего делать, балуется, а то и вовсе жалуется и плачет, что никто его не любит.

Решили они поговорить с мальчиком, выяснить, почему он так себя ведет? Правда, каждый по-своему.

Знайка: В нашем роду гномов все ходили в лесной сад, будешь баловаться, драться – накажу. Не можешь, научим, не хочешь, заставим. Ты меня понял?

Ребенок (скрестив руки на груди, со злостью в голосе): Но ведь ты сам меня учил давать сдачу. Вот возьму и уйду жить в лес!

Помогайка: Ну, что ты на него кричишь, он ещё маленький, это другие его обижают, он так разнервничался, сейчас заболеет.

Ребенок: (вздыхает, обреченно хватаясь за сердце). Ладно, Помогайка, дай мне конфету, а то я сейчас заболею.

Весельчак: Ой, подумаешь, там стукнул кого-то, его, наверное, тоже кто-то стукнул. Ну, не слушался – наверное, настроение было плохое, подумаешь.  Правила для дураков, которые сами не знают, как им поступать, ты же умный мальчик, сам знаешь как себя вести.

Ребенок: Да Весельчак, они не хотят играть по моим правилам, ещё какой-то дурацкий режим дня придумали. Они все плохие.

Только Разумник молчал и слушал их споры, но вот и он решил сказать свое слово.

Разумник: Ребенок наш подрос, но ему нужна ещё наша помощь.

Знайка: Я сам все знаю и вас научу! Какая ещё помощь! Ремня ему хорошего!

Долго они еще спорили, пока все- таки не решили сходить за советом к Мудрой Сове. Та выслушала их внимательно и сказала, что даст им клубочек родительской мудрости, чтобы взяться за его всем вместе и показать ребенку дорогу добра и самостоятельности и волшебные очки любви и понимания, которые помогут увидеть, что на сердце ребенка. (герои берут атрибуты из корзинки , одевают очки по очереди и держат нить клубка  в руках )

Одел Знайка очки и говорит:

Знайка: Да, не такой уж он неумеха. Хоть и ребенок, но уже многое делает сам, если ему немного помочь и поддержать в трудностях он сможет добиться многого. Ему можно доверять, и вообще надо спросить чего он сам хочет.

Весельчак: (одевает очки и смотрит на ребенка) Он ещё ребенок и ему нужно мое участие в его жизни, чтобы его уважали надо научить его и к другим относится  с уважением. Правила для того, чтобы всем было хорошо.

Помогайка: (одевает очки и смотрит на ребенка) Ох, а мальчик то вырос и здоровый. Вон, какой румяный. А я ему маленький, малыш. Не годится так. Он справится, ну пусть, что-то сразу не получится, зато сам. А я пойду, отдохну, вон какой у меня помощник!

Разумник: (одевает очки и смотрит на ребенка) Странно, гномы почему-то стали на меня похожи, а мальчик почти не изменился. Наверное, на меня волшебство не действует.

А потом взялись они за нить клубка, подружила она их и научила действовать сообща, поняли они, что тянули ребенка каждый в свою сторону, вот он и не знал, как поступить правильно.

А ребенок, когда увидел их всех таких любящих и дружных сказал:

Ребенок: Когда ты любишь кого - нибудь, твои ресницы всё время взлетают и опускаются, вверх - вниз, а из - под них сыплются звёздочки". Если любишь, то должен говорить это постоянно.

С тех пор жили они дружно, но всегда наготове держали очки и клубок, и даже одалживали знакомым.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Характеристика стилей семейного воспитания

В психологии несколько разных типов классификаций стилей воспитания, но мы сегодня обратимся к четырем основным и постараемся провести их сравнение с героями нашей сказки. Принято выделять  4 основных вида стилей семейного воспитания:  демократический , авторитарный, гипоопека и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют  твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы.

В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка.

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.

Каким будет ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания.

Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.

Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни.

Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь.

Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины.

Демократический  стиль воспитания, как утверждают многие психологи,  является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

Гиперопекающий стиль семейного воспитания

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии.  Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие.

Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Каким будет ребенок при гиперопекающем стиле семейного воспитания.

Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым.В последствии у него возникают трудности в социализации.

Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, своих силах и возможностях, всегда будет бояться сделать что-то не так, ошибиться.

Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными.

Гиперопека, контроль, ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них.

Последствия гиперопекающего стиля семейного воспитания - формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния от других людей. Именно гиперопека виновата, что дети вырастают "маменькиными сынками".

Гипоопека или либерально - попустительский стиль семейного воспитания

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», "Нельзя", указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно", что "неправильно". Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

Каким будет ребёнок при попустительском стиле семейного воспитания

Ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные  взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.

Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение. В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием.  Что в свою очередь приведет к не сформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.  

Авторитарный стиль семейного воспитания

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской  любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя  либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым.

По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу. Именно при авторитарном стиле семейного воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью. Родители всегда принимают решения за ребёнка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя.

Активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе подростки с заниженной самооценкой, наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будут полагаться на родителей.

Какой бы из вышеперечисленных стилей  вы не избрали, воспитывая, учитывайте тип темперамента ребенка.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Домашнее задание для родителей:

Попробуйте выполнить следующее:

1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.

2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Сегодня оденешь платье синее или красное?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».

3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Анкета