Консультация для педагогов: "Эмоциональное благополучие детей в ДОУ"

Фаткина Юлия Николаевна

Эмоции - психологическое состояние, проявляющееся в переживании человека к окружающему или самому себе. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка кс учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blagopoluchie.pptx1.99 МБ
Файл igry_na_obshchenie.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоциональное благополучие детей в ДОУ.

Слайд 2

Эмоции – психологическое состояние человека, проявляющееся в переживании человека отношения к окружающему или самому себе.

Слайд 3

Эмоции ребенка отличаются от эмоций взрослого: Многообразием ; Открытостью ; Слитностью и частой сменяемостью; Подвижностью ; Импульсивностью ; Неосознанностью; Связаны с выражением своих возможностей; Ситуативны (процесс возбуждения преобладает над процессами торможения ). Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.

Слайд 4

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ? Оно выражается в следующих чертах ребенка : чувство доверия к миру; способность проявлять гуманные чувства; наличие положительных эмоций и чувства юмора; способность и потребность в телесном контакте; чувство удивления; вариативность поведения; способность к положительному подкреплению себя; способность к самоанализу в соответствии с возрастом . Это состояние комфорта в окружающей действительности.

Слайд 5

ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПОЛУЧНЫЙ РЕБЕНОК УЛЫБЧИВ НЕПОСРЕДСТВЕНЕН РАЗГОВОРЧИВ НЕ ДРАЧЛИВ НЕ ГРУБИТ РОДИТЕЛЯМ ОБЛАДАЕТ ЧУВСТВОМ ЮМОРА НЕ ВОРУЕТ НЕ КРИКЛИВ НЕ ОБИЖАЕТ ДРУГИХ СПОСОБЕН ПРЕОДОЛЕВАТЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ СЛУШАЕТ ДРУГИХ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕН

Слайд 6

Эмоциональное благополучие формирует: адекватную высокую самооценку; сформированный самоконтроль; ориентацию на успех в достижении целей; состояние удовлетворения

Слайд 7

Схема создания эмоционального комфорта ребенка Комфортное состояние ребенка. Эмоциональное благополучие в семье Психологическое и физическое здоровье ребенка Признание детским сообществом Предметно – развивающая среда Преемственность в работе всех специалистов ДОУ Доброжелательное общение взрослого с ребёнком

Слайд 8

Предметно-развивающая среда: Планировать обстановку помещения группы с учетом возраста и интересов детей; Благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим Организовать игровые зоны для одновременной игры для 2-3 человек; учесть возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка, т.к. взрослый – это основной партнер в играх и занятиях ребенка (большая мебель, удобный подход к игровому уголку); Все игрушки размещаются на открытых стеллажах. Замена игрушек делается периодически. Материалы должны быть яркими, красочными, привлекательными.

Слайд 9

Рекомендации для достижения эмоционального благополучия в группе : Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т.е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития ). Эмоционально - развивающая среда включает в себя 4 компонента: э моционально-поддерживающий , эмоционально-настраивающий, эмоционально-стабилизирующий , эмоционально- активирующий

Слайд 10

Эмоционально-поддерживающий компонент Первым компонентом является взаимодействие педагога с детьми Контакт глаз. Эмоционально-личностные особенности педагога, а также его речь. Физический контакт Пристальное внимание

Слайд 11

Зоны эмоционально-развивающей среды группы ДОУ : Уголок достижений (цветок успехов, звезда недели, добрые дела) Уголок приветствия (стенды «Моё настроение» «Я пришел») Уголок гнева (коробочка криков, мешочек гнева, подушка- колотушка) Центр песок-вода; Уголок ИЗО деятельности; Игровые двигательные модули; Игровая «жилая комната»; Центр развивающих игр; Элементы некоторых видов театра, зона «ряженья ». Зона релаксации (уголок уединения ). Вторым эмоционально-настраивающим компонентом , является оформление интерьера группового помещения

Слайд 13

Третьим эмоционально-стабилизирующим компонентом является стабильность окружающей среды , способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту. Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки. Известно , что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. В.Г. Алямовская , С.Н. Петрова рекомендуют: Понедельник и пятница не д.б . физически и интеллектуально перегружены; Каждый день должен максимально отличаться от предыдущего по месту, времени, форме организации занятий; В режиме дня д.б . предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого на основе неформального общения. Утро и вечер одного дня в неделю должны посвящаться играм воспитателя с детьми. Причем роль воспитателя в игре определяют дети. В режиме дня выделяется время для проведения лечебно-профилактических мероприятий, психотренингов , релаксационных пауз и т. п. Выделяется также время для самостоятельной деятельности детей. Разумная занятость!

Слайд 14

В психологических исследованиях, проведенных под руководством В.О.Лисиной , выделены следующие потребности детей: 3 – 5 лет – потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, в уважительном отношении взрослого. 5 – 7 лет– потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и взаимопонимании, сопереживании. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными. 1. Игры с детьми на накопление эмоций. Цель данной игры – создавать положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей. 2. Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми. 3. Игры на преодоление негативных эмоций. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов. 4. Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться. 5. Игры на развитие эмпатии у детей. Цель: развивать у детей умения понимать чувства и состояния других людей, развивать способность сопереживать, сочувствовать. 6 . Психогимнастика (Эмоционально-тренирующий компонент) Четвертый эмоционально- активирующий компонент - это совместная деятельность воспитателя с детьми.

Слайд 15

Деятельность, способствующие оптимизации эмоциональной сферы ребенка: С казкотерапия Арт-терапия Музыкотерапия Песочная терапия Цветотерапия Занятия в сенсорной комнате Акции «Утро радостных встреч» Установка на завтра (Что завтра интересного, Рождественский календарь и т.д )

Слайд 16

К условиям , определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие: личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность); профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость); ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников. Очень важным и необходимым условием является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в ДОУ. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачу, радуются успехам

Слайд 17

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно что для ростка свет, тепло, влага, удобрения, почва… Чтобы нормально расти, ребенку нужна: любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых .



Предварительный просмотр:

Игры на накопление положительных эмоций

Цель игр: создать положительный настрой для каждого ребенка в группе

«Угадай, кто позвал»

   Ход: из группы детей выбирают ребенка, который встает спиной ко всем играющим. Педагог молча дотрагивается до одного из детей, который произносит заранее обговоренную фразу или слово. Ребенок, который с стоял спиной к детям, поворачивается и называет имя (как он думает) говорившего. Если ребенок отгадывает того кто его позвал, то дети меняются местами и игра продолжается.    Если ребенок не угадывает, то опять поворачивается спиной и угадывает голос следующего ребенка.

«Я хочу подружиться…»

Игра помогает наладитьдоброжелательную обстановку в группе взрослых и детей.

Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описываетодного из участников группы. Участник, который догадался, чтоописывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмёт емуруку. И сам становится водящим в игре.

«Потерялся ребенок»

Игра помогает  формировать у детей интерес к окружающим.

Дети садятся в круг. Педагог рассказывает им, что в группе потерялся ребенок и его надо найти (например, потерялся мальчик со светлыми волосами в желтой футболке). Затем педагог бросает мяч кому-то из детей, и тот должен угадать, кто из присутствующих детей "потерялся" и бросить мяч обратно. Как вариант дети сами могут  загадывать того, кто потерялся.

«Путаница имен»

Ход: педагог называет фамилии и имена детей группы, намеренно иногда путая их. Если фамилия и имя названы правильно – дети хлопают в ладоши, а если нет – топают ногами.

 « Стиральная машинка»

Дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу – это барабан стиральной машины. Один из участников выбирает себе роль предмета нуждающегося в стирке “шелковый шарфик, майка для фитнеса, джинсы, вечернее платье и т.п.” и обращаясь к остальным участникам заказывает необходимый для него режим стирки: “деликатная стирка”, “интенсивная стирка”, “сильное загрязнение”, “полоскание” и др. “Нуждающийся в стирке” проходит между двумя шеренгами участников, которые с помощью прикосновений к нему выполняют озвученный режим стирки, ее гладят, трогают, хвалят, жмут руку, говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами.

«Я умею»

Вcе встают в круг (в круге на стульчиках) и по очереди называют свое имя,  и показывают, что они умеют, повторяться нельзя.

Например: «Меня зовут Миша, я умею делать так…»  и показывает хлопок, прыжок или еще что-то. Все стоящие в кругу должны сказать хором: «И мы тоже» и повторить то, что он показал. И так каждый по кругу!

«Ежик»

Выбирается «ежик». Он сидит на стульчике «выставив иголки», прячется. Остальные дети вместе с педагогом встают в хоровод и идут по кругу со словами: «Шли по лесу не спеша, вдруг увидела ежа. Ежик, ежик, мы друзья, дай погладить нам тебя». Все подходят и ласковыми ладошками гладят «ежика», а он открывается. Если детей много, можно выбрать несколько «ежиков».

«Волшебные очки»

Взрослый объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто наденет их, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

«Конкурс хвастунов».

Дети садятся в круг в случайном порядке. А взрослый объявляет: «Сейчас мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие поступки он совершил, чем он может понравиться.

Не забывайте, что это конкурс и что выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств». Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.

«Полянка хвастунов»

Игра помогает скромным детям предъявлять себя. Перед детьми расстилается «полянка». Педагог объявляет детям: «Ребята, вы знаете,  перед вами необычная волшебная полянка. Она превращает обычных детей в хвастунишек. Как только ребенок наступает на неё он сразу превращается в хвастуна. На ней можно хвастаться добрыми делами, своими хорошими качествами, тем, что умеешь или научился. Кто готов попробовать?» Ребенок, вступив на полянку принимает позу хвастуна и хвастается.

Игры на эмоциональное общение ребенка со взрослыми и детьми.

Цель: вызывать радость от общения, снять блоки к общению.

«Угадай, кто это»

Выбирается водящий. Педагог предлагает ему выбрать тех детей, которых он хорошо знает. Ребенку завязывают глаза и он наощупь определяет, кто к нему подошел, и называет его (игру можно усложнить,  если ставить перед водящим одного и того же ребенка, переставлять их). Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнера.

«Ласковый мелок»

Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой – за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ, партнер угадывает (домик, солнце, цветок, грибок). Затем дети меняются местами.

«Прилетела птичка»

Педагог показывает птичку и выполняет действия в соответствии с текстом: Прилетела птичка, Синичка-невеличка. К Лене прилетела (сажает птичку на ручку Лене и по очереди другим детям). На Лену посмотрела, дальше полетела.(аналогичная игра с платочком: «Платочек летел, летел. На кого прилетел?» Дети называют имя ребенка)

«Поздоровайся по-разному»

Ход:  детям необходимо поприветствовать друг друга разными способами:  поклоном (как японцы),  пожать руку (как деловые партнеры), хлопнуть обеими ладонями по ладоням товарища (как спортсмены), соприкоснуться двумя кулачками (как боксеры), прислониться щекой к щеке (как родственники) и др. частями тела.

 «Насос и мяч»

Цель: учить детей расслаблению мышц, выразительности движений, пластике.

Описание игры: дети играют парами. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с» он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.

«Водитель машины»

Дети объединяются в пары. Один встает впереди с закрытыми глазами, изображая руками бампер машины. Второй управляет им сзади за плечи, изображая водителя машины.

Под быструю музыку (либо под команды педагога) машины, управляемые водителями, двигаются в произвольном направлении. При повторе игры дети меняются ролями.

Эталон выполнения игрового задания: тот, кто изображает машину, не открывает глаз, проверяя, правильно ли ведет «водитель», т.е. полностью доверяется своему партнеру по игре. «Водитель» ведет свою «машину» аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская «аварий», соблюдая правила вождения и учитывая светофор.

Игры на преодоление негативных эмоций

“Ласковые лапки”

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами. (страх прикосновений)

«Ругаемся овощами»

Помогает снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме (можно играть  в парах). Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться.Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, … солнышко!»

«Печем торт»

Взрослый выбирает одного ребенка и предлагает лечь на коврик: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Каждый из детей представляет собой одну из составных частей: муку, сахар, масло, яйца и т.д. Педагог –повар. Сначала надо замесить тесто.

 Нужна мука – «Мука» руками посыпает тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко – «молоко» разливается руками по телу, поглаживая его.  Необходим сахар. Он посыпает тело. И немного соли -  чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар замешивает тесто, хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все дети, изображающие  составляющие, тоже дышат как тесто.  Наконец, тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить красивыми цветами.  Все участники, прикасаясь к «торту» дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош!Сейчас повар угостит каждого участника вкусным кусочком. (тревожность, застенчивость)

Этюд «Король Боровик не в духе»

Коррекция негативного состояния социально приемлемым способом.

Ведущий читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.

Шёл король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи !!!

В этот раздел можно отнести игры: «Мешочек криков», «Побей подушку»,

Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.

«Лимон» 

    Теперь сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжили» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Насладитесь состоянием покоя.

«Минута шалости»

Психологическая разгрузка.

Ведущий по сигналу (удар в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый делает, что ему хочется – прыгает, бегает, танцует и т.п. повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

Игры для малышей : «Воробей-жучок», «Солнышко дождик», «У медведя во бору», «Мыши водят хоровод» и т.д,  а для старших детей физ. минутки, двигательные и релаксационные  паузы: «4-Стихии», «Море волнуется», «Солнечный зайчик», «Послушай тишину».

Игры на развитие эмпатии

Цель: понимание чувств других, развитие способности сопереживать.

«Эмоции героев»

Способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д.

В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

«Ролевое проигрывание ситуаций»

Цель: упражнение можно выполнять в парах, или разыграть как сценку, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Ход игры:

Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял игрушку;

2) товарищ в группе сидит грустный, ждет маму;

3) ваш друг плачет, у него не получается поделка;

«Игрушка»

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с  этой  игрушкой.  Его задача уговорить хозяина игрушки  дать  поиграть  с  ней.

Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

В этот раздел можно отнести настольную игру «Лото эмоций», работа с сюжетными картинками «Придумай историю». Для малышей актуальны ситуации на занятиях «Поможем зайке», «Пожалеем птичку»