Акция игра-пазл «Сердце школы»
: Ребята изготавливают (печатают, рисуют) огромное большое сердце школы, состоящее из более меньших сердец классов. Они в свою очередь разделены на 10-15 частей (пазлов). Сам плакат большого сердца вывешивается в рекреации школы, на самом видном месте. «Сердце класса» получают с 5 по 11 класс и перед единым классным часом вывешивают на доске. Желательно классные часы провести в одно и тоже время с 5 по 11 класс. В ходе занятия выявляются проблемы конфликтов в классе и намечаются пути их решения. Учащиеся снимая пазл озвучивают проблему класса, а затем решают какими путями ее преодолеть и закрывают пазлом. На пазле пишут решение проблемы. Затем готовое «сердце класса» с решением проблем вывешивают в рекреацию на « Сердце школы». В итоге получается, так называемая «дорожная карта» преодоления конфликтов в школе для формирования безопасной образовательной среды. Классные руководители после проведения занятия, следят за выполнением учащимися намеченных решений конфликтов в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktsiya_pazl_serdtsa.docx | 130.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хреновская средняя общеобразовательная школа №1
Акция игра-пазл
«Сердце школы»
(формирование психологически безопасной образовательной среды)
Автор:
Моргунова Э.Н.,
педагог-психолог,ВКК
МБОУ Хреновская СОШ №1
с. Слобода
2022г.
Акция игра-пазл «Сердце школы»
(формирование психологически безопасной образовательной среды)
« И камень за пазухой может прорасти цветами,
если рядом бьется доброе сердце»
И.Н. Шевелев
Актуальность.
Школа для ученика – дом общения со сверстниками и взрослыми, место, где всегда должно быть интересно и увлекательно и спокойно. Находясь в микросреде, которая окружает учащегося в школе — ребенок постоянно испытывает воздействия на свой внутренний мир. Воздействия эти оказываются часто очень противоречивыми и не всегда «работают» на превращение основных ценностей жизни и культуры в собственные ценности школьника, направленно стимулируют развитие его способностей, а в теперешней социально-культурной обстановке порой напрямую способствуют укоренению в его сознании псевдоценностей. Психологический комфорт в школе – важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступает порог образовательного учреждения. Психологическая составляющая образовательной среды — это, прежде всего, характер общения субъектов образовательного процесса, на фоне которого реализуются потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. В этом процессе приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми. Этот компонент несет на себе основную нагрузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности, в сохранении и улучшении самооценки, в признании со стороны общества, в самоактуализации.
Для работы с учащимися школы по улучшению психологического комфорта в школе мы предлагаем такой вид деятельности как акция « Игра –пазл «Сердце школы».
Это средство, очень эффективное, для создания особой неповторимой атмосферы в школьном доме, возможность привлечь внимание детей и взрослых к скрытым проблемам в классе и школе, а также возможность вооружить необходимыми знаниями тех, кто стремится к успеху.
В игре воспроизводится деятельность и отношения, которые складываются в некоторых реальных жизненных ситуациях. Известный психолог Л.С. Выготский объяснял игру как "царство произвольности, свободы и воображения”, где за счет оперирования чистыми значениями и смыслами создаются "мнимые ситуации” и происходит "иллюзорная реализация нереализуемых желаний”. Игра выступает как метод, с помощью которого ускоряется, уплотняется и оживляется школьная жизнь. Такие игры-акции выступают как особый вид общения. В игре осуществляется психологическая адаптация учеников друг к другу, что способствует улучшению психологического климата коллектива, помогает формировать одновременно дух состязательности и взаимопомощи. Суть игры-акции, как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.
Акция игра-пазл «Сердце школы», свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников, она имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели. В таком виде деятельности есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.
Цели и задачи :
Выявить проблемные области взаимоотношений в классе;
Развивать умения адекватной самооценки учащихся;
Формировать коммуникативные навыки;
Развивать способность уважения к себе и другим;
Воспитывать справедливость, ответственность;
Формировать навыки осознания своего поведения, честного отношения к самим себе и другим;
Развивать рефлексивно-оценочные умения.
Целевая аудитория
Акция игра-пазл «Сердце школы», можно проводить с учащимися с 5 по 11 класс.
Оборудование: Большой плакат «Сердце школы» (нарисовано большое сердце), состоящий из более меньших сердец по количеству классов, каждое меньшее сердце делится на 10-15 пазлов. Фломастеры, маркеры, скотч. Музыка: Ф.Гойи «Симфония любви», компьютер, колонки.
Подготовка к акции:
Очень важна на организационном этапе подготовительная работа с группой волонтёров. Они должны «загореться» этой идеей, почувствовать, что это важно и нужно.
Ребята изготавливают (печатают, рисуют) огромное большое сердце школы, состоящее из более меньших сердец классов. Они в свою очередь разделены на 10-15 частей (пазлов). Сам плакат большого сердца вывешивается в рекреации школы, на самом видном месте.
«Сердце класса» получают с 5 по 11 класс и перед единым классным часом вывешивают на доске.
Желательно классные часы провести в одно и тоже время с 5 по 11 класс.
До начала классного часа на доске пишем лозунг акции, высказывание И.Н. Шевелева: « И камень за пазухой может прорасти цветами, если рядом бьется доброе сердце» .
Вывешивается выданный плакат «Сердце класса» разделенное на 10-15 пазлов.
Ход занятия:
- Приветствие участников.
Ведущий: Сегодня у нас в школе проходит акция игра-пазл «Сердце». Все вы видели огромное сердце нашей школы, висящее на стене коридора. Оно не полное, так как кусочек его находится сейчас в каждом классе. В конце классного часа мы вернем его на место и посмотрим, что у нас получится в итоге.
Упражнение «Рукопожатие» Это упражнение может снять напряжение в классе за счет прикосновения участников друг к другу. Предложите участникам встать со своих мест, пройтись по классу, и пожать руки как можно большему числу участников, называя при этом свое имя и в ответ слыша имена других. Можно поставить условие: пожать руки не менее 14 человек, к примеру.
2.Основная часть: А сейчас послушайте фрагмент из повести А.Сент-Экзюпери « Маленький принц» (включается музыка Ф.Гойи «Симфония любви» и текст читается под нее. Можно сделать презентацию фрагмента повести под музыку. Это по возможности и желанию проводящего классный час.)
« ….- У людей не хватает времени что-либо узнать. Они покупают дорогие вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и поэтому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! – А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.
– Надо запастись терпением. Сперва сядь вон там, поодаль, на траву – вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днём садись немножко ближе…
Лучше приходи всегда в одно и то же время. Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трёх часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. Я узнаю цену счастью! А если ты будешь приходить всякий раз в другое время, я никогда не буду знать, к какому часу готовить свое сердце…» (музыка стихает).
Ведущий: Ребята, а что мешает в нашем классе быть ближе к друг- другу, дружить со всеми? ( Учащиеся называют проблемы, которые есть в классном коллективе это могут быть и драки, и обзывания и игнорирование, непонимание и т д. Как только учащиеся называют проблему, она записывается на доске и вынимается 1 пазл из «сердца класса»). По окончанию высказывания учащихся, ведущий обращает внимание на плакат и говорит:
-Посмотрите, что стало с нашим сердцем? Разве можно быть счастливыми и дружными, если у нас такое «сердце»? Что же мы должны сделать, чтобы в нашем классе всем было комфортно и уютно, чтобы все были друзьями и как можно ближе и внимательнее стали мы друг к другу. Чтобы наше «сердце класса» наполнилось добротой? Прочитайте слова, написанные на доске:
« И камень за пазухой может прорасти цветами, если рядом бьется доброе сердце».( с младшими подростками можно проработать понятие «камень за пазухой» (обида, недопонимание, злость, агрессия т д.))
( Здесь мы работаем над выяснившимися в ходе беседы проблемами. Учащиеся называют решение проблем, что они сделают для того, чтобы этой проблемы в классе не существовало. Решение записывается на пазле маркером и вклеивается на плакат, так пока на все проблемы ребята решат и «сердце класса» снова станет полным, в котором записаны шаги к миру и согласию в классе.)
- Наше сердце снова стало целым и наполнено добрыми делами и идеями. Мы можем теперь наше доброе «сердце класса» возвратить на место, чтобы рядом с ним появились тоже добрые сердца и камням за пазухой не нашлось там места.
( Учащиеся возвращают «сердце класса» в плакат « Сердце школы», прикрепляя его на свободное место. Это может сделать и один ученик выбранный классом для этой миссии. Затем возвращаются в класс).
3.Рефлексия: Ведущий:
- А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Карусели»
Учащиеся становятся в круг, положив руки на плечи или пояс соседей. Все медленно, мелкими шагами начинают двигаться до тех пор, пока один из учащихся не скажет «Стоп!». Этот ученик произносит несколько положительных фраз о прошедшем занятии. Он может назвать действия, которые ему понравились, отметив положительные качества всего класса или отдельных участников, свой собственный успех.
Затем все двигаются мелкими шагами влево, пока опять не скажет «Стоп!» и не выскажет свои положительные суждения о классе и занятии. Аналогичным образом класс движется, то вправо, то влево, пока не выскажутся все учащиеся.
В качестве помощи учащимся можно предложить следующие вопросы:
- Чему вы научились на классном часе?
-Над чем вы еще размышляете?
-За что вы благодарны классу или однокласснику?
-Когда, в какие моменты вы были предельно внимательны и следили за происходящим?
- Что вас обрадовало?
- Что вам мешало и как вы с этим справились?
Ведущий:
-А теперь, давайте себе поаплодируем. Наше занятие окончено. (По желанию ведущего, в конце занятия, можно раздать заранее подготовленные маленькие «сердца», на которых написаны добрые пожелания каждому)
На стене, где висит плакат, утром появляется большая буква «Я» и слово «Школу». Получается, своеобразное признание в любви школе.
На следующий день плакат «Сердце школы» висит весь день и ребята, могут познакомится с результатами акции. Сделать селфи с плакатом и выставить у себя на страничке в соцсетях. (Можно устроить своеобразный конкурс на лучшее фото)
Используемая литература:
- .Журлова И.В. Девиантное поведение школьников: диагностика, профилактика, коррекция: пособие для студентов педагогического университета. Мозырь, 2011. – 173 с.
- Картушина Е. П. ,Т. В. Романенко Психологический комфорт в школе: как его достичь : акции, тренинги, семинары / - Волгоград : Учитель, 2009 (Саратов : Саратовский полиграфкомбинат). - 239 с.
- Обозов Н.Н./ Психология конфликта. СПБ., 1999.- ЛНПП "Облик", 2001. 51 с.
- Психологические игры [Электронный ресурс] – URL: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov.html