Семинар тренинг "Я СЧАСТЛИВАЯ"

Соломенцева Елена Николаевна

Сейчас я предлагаю высказать свои представления о счастье с помощью этих кристаллов, таким образом, помещая их в этот стеклянный сосуд мы соберем этот « сосуд счастья».

(Отметить красоту этого сосуда, его разноцветье, что его внешнюю красоту создает наполнение, т. есть внутренняя составляющая. И наши представления разнообразны настолько насколько разнообразны мы, наши ценности и предпочтения).

Рефлексия:

Что вы сейчас чувствуете?

Отдайте себе отчет в том, что за чувство наполняет вас?

 

(вывести на экран)

- Радость?

- Спокойствие?

- Безмятежность?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_trening_ya_schastlivaya.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»

Психологический тренинг

«Мы счастливые»

Март 2022 год

Ход занятия.

1.Притча «О СЧАСТЬЕ»

Как-то шёл по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной ношей.

— Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? — спросил мудрец.

— Я страдаю для счастья своих детей и внуков, — ответил человек. — Мой прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.

— А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? — спросил мудрец.

— Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! — ответил несчастный человек.

— Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! — сказал мудрец.

— Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймёшь, как сделать счастливыми своих детей и внуков!

Все мы мечтаем быть счастливыми…

На любой праздник нам желают счастья.

- А что такое СЧАСТЬЕ?

- Как стать счастливым?

- Где его искать?

- Какое оно на самом деле?

Эти вопросы, наверное, и вы не раз задавали себе. И это хорошо. А еще лучше, когда люди начинают искать на них ответы. Потому что у ищущих есть шанс их найти и стать таки счастливыми. За многие века люди выработали множество практик и философских учений, направленных на достижение внутренней гармонии. Но единого рецепта не существует, потому что у каждого из нас - свой путь к счастью.

И хотя понятие СЧАСТЬЯ весьма расплывчато и невразумительно, все же мы отдаем себе отчет в том, что это такое.

2. Мотивационное вступление.

Звучит музыка.

- Вы слушаете вальс цветов из балетной сюиты «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Это яркая, искрящаяся добротой и нежностью музыка.

         - Какие чувства вы испытываете, слушая эту музыку?

         - Как бы вы определили тему этой музыки, о чём она?

Введение в тему занятия

- Сегодня разговор мы с вами будем вести о счастье. Эмблемой нашего занятия я выбрала вот эту улыбающуюся рожицу – солнышко, смайлик. Помните, говорят: «Светится от счастья, как солнышко».

3.Упражнение «СОСУД СЧАСТЬЯ»

Сейчас я предлагаю высказать свои представления о счастье с помощью этих кристаллов, таким образом, помещая их в этот стеклянный сосуд мы соберем этот « сосуд счастья».

(Отметить красоту этого сосуда, его разноцветье, что его внешнюю красоту создает наполнение, т. есть внутренняя составляющая. И наши представления разнообразны настолько насколько разнообразны мы, наши ценности и предпочтения).

Рефлексия:

Что вы сейчас чувствуете?

Отдайте себе отчет в том, что за чувство наполняет вас?

(вывести на экран)

- Радость?

- Спокойствие?

- Безмятежность?

Или:

- Беспокойство? Тревога?

- Безразличие?

-Чувство противоречия?

Если это беспокойство, тревога, безразличие или амбивалентные чувства, то постарайтесь осознать, почему эти чувства наполняют вас? Ведь только осознав причину их возникновения, мы можем придти к внутреннему равновесию.

Сейчас я предлагаю зафиксировать ваши представления о счастье в стихотворении.

4. В счастье есть порой такая тупость.

Счастье смотрит пусто и легко.

Горе смотрит горестно потупясь,

Потому и видит глубоко…

Диагностическое упражнение «Звезды»

Это упражнение позволит нам узнать с чем связано наше внутреннее напряжение, отчего мы получаем стресс.

Многие люди любят смотреть на звездное небо. Пока любуешься звездами постепенно расслабляешься, гармонизируешься… Нам кажется, что звезды – наши друзья, которые многое знают о нас и могут повлиять на нашу судьбу или жизнь.

Возьмите лист бумаги и нарисуйте 3 звезды разной величины. Одной из них пририсуйте хвост.

Интерпретация:

Самая большая звезда – это работа, которая есть сейчас у вас, ее возможности и неприятные стороны. Если она не намного больше остальных, то вы неудовлетворенны или не заинтересованы ей. Если наоборот, то глубоко погружены в свою работу, это грозит стать трудоголиком.

Комета – предвестник несчастий и катаклизмов. Звезда, которой вы пририсовали хвост, представляет собой неприятности, напряжение.

Если хвост у большой звезды, то самое время писать новое резюме.

Если хвост у звезды среднего размера, то это напряжение и неприятность связана с вашей семьей, родными, близкими. А если хвост у маленькой – то вы не справляетесь с собой.

 

Работа по теме.

         5. Работа в группах «Счастливый и несчастный человек»

- А что отличает счастливого человека от несчастного?

Происходит деление на группы. 1 группа называет характеристику счастливого человека, 2 группа – противоположную характеристику несчастного человека.

Сравнительная таблица «Отличие счастливого человека от несчастного»

Счастливый человек

Несчастный человек

Улыбка

Озлобленность

Доброжелательность

Агрессия

Много друзей

Одиночество

Уверенность

Страхи

Любовь к жизни

Много врагов

 «Счастье – такое настроение, при котором нами большую часть времени владеют приятные мысли» Джон А. Шиндлер.

6.Дискуссия «Что делает человека счастливым?»

Выслушиваются все мнения.

- Таким образом, человек чувствует себя счастливым когда у него положительные эмоции.

Понять, почему мы не чувствуем себя счастливыми поможет метафора «Кувшин чувств»

7.Метафора «Кувшин чувств»

(Слайд 2) У каждого из нас душа – это «эмоциональная емкость». Емкость в фигуральном смысле, конечно, но она реальна, существует. У каждого есть эмоциональные потребности, и очень многое зависит от того, удовлетворены они или нет. В первую очередь, это влияет, на то как чувствует себя человек: доволен он или рассержен, подавлен или весел. Во-вторых, это влияет на его поведение: уверен он или нет. Естественно, чем полнее емкость, тем больше положительных эмоций и тем счастливее чувствует себя человек.

(Слайд 2.1) На дне эмоционального кувшина самая главная "драгоценность", данная нам от природы — ощущение энергии жизни. «Я есмь!». Это чувство внутреннего благополучия или неблагополучия, которое человек переживает. Достаточно посмотреть, как он встречает новый день: улыбкой или хмурым лицом,

(Слайд 2.2) Выше этого уровня отношение к самому себе,  стремления человека. Его самооценка.

Положительное отношение к себе — основа психологического здоровья и ощущения счастья, и человек постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от окружающих подтверждений, что он хороший, что его любят, он может справиться с посильными делами.

Наказание воспринимается как сообщение: «Ты плохой», критика ошибок — «Ты не можешь», игнорирование — «Ты не любим».

(Слайд 2.3) Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. Эти потребности всегда находятся в зоне риска!

Человеческое общество за тысячелетия  своего культурного развития не научилось гарантировать психологическое благополучие (не говоря о счастье) каждому своему члену. Тогда как ощущение счастья можно считать показателем психологического здоровья.

Любая потребность может оказаться неудовлетворенной, и это приводит к страданию.

(Слайд 2.4) А это: боль, страх, обида. Их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, скрывают. Почему? Из-за боязни унизиться, показаться слабым. Иногда человек и сам их не осознает («Просто зол, а почему не знаю!»). Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства: "Не реви, лучше научись давать сдачи!"

(Слайд 2.5) От переживаний боли, страха, обиды происходит гнев. Наряду со злобой и агрессией это самые неприятные эмоции. Они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они причины конфликтов, и даже войн.

Тем самым подрывают психологическое здоровье человека. А это выражается в следующих поступках: (Слайд 2.6) употребление алкоголя, наркотиков, курение, попытки суицида, преступления, вызывающий внешний вид, пирсинг, татуировки, нецензурная брань, пропуски уроков, неуспеваемость, полное нежелание чем-либо заниматься, неадекватность поведения, компьютерная зависимость и многие, многие другие проявления.

Всё это, к сожалению, мы так часто наблюдаем рядом с собой, ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

8. Практическая часть «Рецепты счастья» (слайды 4-12)

Известно, что универсального рецепта, как стать счастливым, нет. Роберт Стивенсон как-то сказал: «Привычка быть счастливым позволяет человеку в значительной степени освободиться от господства внешних обстоятельств». А как выработать эту привычку? А возможно ли это?

Пора приступить к самой важной части занятия, поделиться рецептами счастья. Американские психологи указывают на семь конкретных способов быть счастливыми:

Любите своих близких.

Уделяйте много сил любимому делу.

Помогайте другим людям.

Будьте физически активными.

Вносите в свою жизнь элементы новизны.

Старайтесь быть счастливыми.

Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным.

Рецепт №1.

Важно запомнить, что ощущение счастья – это состояние психики, склад ума, ставший привычкой. Это ощущение нельзя связывать с решением конкретной проблемы, потому что наша жизнь – череда бесконечных проблем. Конечно, мы не может быть счастливы на все 100%. Но на различные бытовые неурядицы надо реагировать правильно: не раздражаться, а иметь приятные мысли в голове. У большинства из нас выработалась привычка раздражаться по каждому пустяку. Вместо неё лучше выработать новую привычку – быть счастливым. В минуты раздражения надо помогать себе думать о чём-то хорошем, что случилось с нами вчера, позавчера или очень давно.

Упражнение №1

Закрыть глаза и вспомнить день, когда день, когда переживали нечно, что хотелось бы повторять вновь и вновь. Это событие необходимо представить во всех деталях: звуках, тактильных ощущениях, образах. Затем необходимо вернуться из своих мыслей снова в кабинет отдохнувшим и бодрым. (Можно предложить сделать рисунки своих приятных воспоминаний).

         Упражнение №2 «Цветочный дождь»

Нужно встать, опустить руки, закрыть глаза и представить, как сверху падает дождь из сотен и даже тысяч невидимых цветов: роз, маргариток, незабудок, тюльпанов, колокольчиков; почувствовать источаемый ими аромат.

Рецепт №2

Как часто наше счастье или несчастье зависит от людей, которые нас окружают. Нужно быть внимательным к своему окружению. Если кто-то пытается затянуть человека в пучину своих проблем и плохого настроения (а есть те, кто очень сильно подвержен чужому влиянию, и ими легко манипулировать), то, пожалуй, не стоит слишком близко сходиться с таким человеком. Можно относиться к нему с уважением, добротой, но и не более того. А вот найти хорошего друга – само по себе счастье.

Легенда

Жил в одном ауле старик. Однажды он собрал свои вещи и отправился высоко в горы, чтобы стать отшельником. Как-то вечером он сидел в своём доме, вдруг в дверь постучали. «Кто там?» - спросил старик. «Это счастье», - услышал он в ответ. «Зачем мне счастье, я уже очень стар – отправляйся в аул, там живут мои дети и внуки, счастье им пригодится»,- сказал старик и не открыл дверь.

Прошло время, и однажды в дверь постучали снова. «Кто там?» - снова спросил старик. «Это богатство», - услышал он в ответ. «Зачем мне богатство, я очень стар – отправляйся в аул, там живут мои дети и внуки, богатство им пригодится»,- сказал старик и снова не открыл дверь.

Через некоторое время снова раздался стук в дверь. «Кто там?» - опять спросил старик. «Это здоровье», - услышал он в ответ. «Зачем мне здоровье, я уже очень стар – отправляйся в аул, там живут мои дети и внуки, счастье им пригодится»,- сказал старик и снова не открыл дверь.

Шло время, и однажды вечером в дверь его дома снова постучались. «Кто там?» - в очередной раз спросил старик. «Это твой лучший друг», - услышал он в ответ. Старик подошёл к двери и открыл её. Лучший друг вошёл, и вместе с ним вошли Счастье, Богатство, и Здоровье!

Рецепт №3

Нужно понимать, что в жизни не так уж много неразрешимых проблем. Можно предложить провести эксперимент. Завести дома коробку и в течение месяца складывать туда записки со своими проблемами. А в конце месяца вскрыть коробку и проанализировать, какие проблемы остались нерешёнными. Часто обнаруживается, что проблемы решаются сами собой.

9.Упражнение «Комок проблем»

Многие понимают, что от проблем надо избавляться, но каким образом? Групповая атмосфера, метафора, ритуальные действия помогут участникам почувствовать и пережить « колючесть и неудобство» от ношения этих проблем и радость избавления.

(1. Предлагаю участникам записать на листочках названия тех проблем, которые мучают. Необходимо записать чувства, которые они вызывают.

2. Все записи надо скомкать. У каждого участника должно быть несколько комков.

3. Комки спрятать под одежду так, чтобы они соприкасались с голым телом.

Почувствуйте на себе свои проблемы и переживания… Почувствуйте какое они доставляют вам неудобство… Обратите внимание куда, в какое место вы запрятали свои проблемы.

4. А теперь я предлагаю вам походить и почувствовать эти проблемы. А затем, когда почувствуете, что готовы избавиться от нее можно потрясти так, чтобы она сама выскочила. Если же не получается, то выбросите комки с проблемами в мусорную корзину, которая стоит посредине общего круга.

Многие люди, когда у них возникают проблемы, переживают их с трудом, тратят на эти переживания много своей энергии. Они задают вопросы:

- Почему?(это у меня или со мной произошло?

- Кто виноват? (ищут виноватых).

Это позиция безответственности. Если таким образом относиться к проблемам, то нет вероятности, что обретешь счастье и гармонию. Ведь вопрос – Почему? – рождает обиду в сердце, а вопрос – Кто виноват? - гнев и агрессию.

А человек, который берет на себя ответственность за то, что с ним происходит, он понимает, что все, что приходит в его мир, учит его и при возникновении проблемы он задает себе другой вопрос:

- Зачем? Для чего? Какой опыт я должен получить?

Мы все ученики, и все проблемы которые появляются у нас – это наши уроки, и на сколько грамотно и правильно сделаем этот урок, на столько мы станем счастливее.

10.Упражнение «Ромашка».

Ценности человека во многом определяют его жизненный путь...  

Мы будем создавать “ромашку ценностей”. Напишите на лепестках ромашки главные ценности, необходимые вам для удовлетворенности жизнью. В сердцевине ромашки напишите свое имя, на каждом из лепестков вы должны 6 раз ответить на вопросы:

(показать на экране)

- Без чего я не был бы я?

- Что мне особенно ценно, дорого и важно в жизни?

- Без чего я себя не представляю?

Если необходима помощь, можно список человеческих ценностей разместить на экране:

интересная работа

хорошая обстановка в стране

общественное признание

материальный достаток

любовь

семья

удовольствия, развлечения

самосовершенствование

свобода

справедливость

доброта

честность

искренность

вера

целеустремленность

Затем участники по очереди выходят в круг и говорят:

- Я – самодостаточная личность и вполне могу обойтись без(та ценность которую вы написали). И так пока не останутся 6 ценностей.

Затем сказать: Когда-то давно, в глубокой древности, люди интуитивно обнаружили, что орнамент в виде цветка, звезды, круга - они назвали ее мандалой - выражает что-то глубинное в душе человека, отражает словно бы центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: в витражах церквей, на одежде, посуде, в архитектуре зданий. На Руси - в украшении изб, прялок, орнаменте вышивок.

Наша мандала - это выражение ценностей нашего коллектива, в котором есть частичка души каждого из нас, и все мы вместе (круг мандалы).  Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции.

Предлагаю создать орнамент из наших «цветков ценностей»(выложить узор в виде круга). После чего встать вокруг созданной мандалы и произнести аффирмацию:

«Ситуация любая мне подвластна, МИР ПРЕКРАСЕН – и

Я ПРЕКРАСНА»

11. Подведение итогов.

Счастье является наивысшим благом, к нему надо стремиться. Нужно суметь увидеть то, что находится рядом с нами, внутри нас, стараться лепить свое счастье самим, ведь все находится внутри нас. Оно редко дается большим куском. В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это умение делает нас счастливыми.

Счастья вам, дорогие коллеги!

Сегодня мы начинали занятие с конфет ими же я и предлагаю закончить. Угощаю вас конфетами счастья. Выберите интуитивно себе конфетку с сюрпризом и скушайте(на фантиках, на стикерах написаны важные составляющие счастья «любовь», «здоровье», «радость», «успех», «вдохновение», «мир и согласие», « прощение», «благодарность».

(когда будете кушать подумайте, для чего вам попалась эта конфета, что значит в вашей жизни то, что на ней написано, для чего вам это надо. Визуализируйте образ себя, имеющей этого много. Мысленно представьте тех людей, которым вы бы хотели это пожелать, пошлите это им тоже мысленно).

Обратная связь:

- Ваша степень включенности в занятие (обведите) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Самые значимые(полезные) для вас эпизоды , упражнения, игры во время которых удалось что то лучше понять в себе, в чем то разобраться, что то получить?

- Что вам не понравилось на занятии? Почему?

- Ваши замечания, пожелания ведущему(по содержанию, по форме занятия и т.д.)

12.Подведение итогов (слайды 13-14)

Опрос

На протяжении всего занятия мы добивались того, чтобы нами владели лишь приятные мысли. Предлагается снова ответить на вопрос: «Считаешь ли ты себя счастливым человеком?».

Притча «Счастье»

Замесил Господь глину и силой Вдохновлённой Мудрости создал Творение – Человека. И смотрел Бог на Человека, и доволен был, ибо видел, что всё у Человека есть: очи – чтобы видеть, уши – чтобы – слышать, чзык – чтобы говорить, ноги – чтобы стоять и идти, руки – чтобы действовать, грудь – чтобы дышать, сердце – чтобы любить, кожа – чтобы чувствовать, живот – чтобы беречься,  спина – чтобы выдерживать нагрузки, плечи – чтобы отвечать за себя.

И радовался Всевышний, хоть и остался у него неиспользованный глиняный комочек. И ликовало всё вокруг, приветствуя Творение Бога.

- Что ещё слепить тебе? – спросил Господь Человека, разминая оставшуюся глину.

- Слепи мне счастье, - попросил тот.

Ничего не ответил Отец Небесный, лишь молча вложил в ладонь Человека оставшийся комочек глины…

 Синквейн

По итогам занятия участникам предлагается написать синквейн. Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна:

В синквейне 5 строк:

1.     понятие (одно слово)

2.     прилагательные (два слова)

3.     глаголы (три слова)

4.     предложение (из четырех слов)

5.     существительное (одно слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

 Рефлексия (слайд 15)

         - Как вы сегодня работали на занятии?

         - На что вы похожи в этот момент?

         Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были похожи на солнышко (символ нашего занятия), которое дарит свет и тепло и делает людей счастливее. Его света и тепла хватает каждому из нас. Сейчас каждый возьмёт кусочек этого большого солнца. Пусть маленькие солнышки напоминают вам о нашей с вами беседе и помогут вам, когда будет грустно.

         Всем солнечного дня, хорошего настроения и ощущения счастья!

 

Список литературы

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 2000.

Грецов А.Г. Психологические игры для старшеклассников. – СПб.: Питер, 2008.

Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников. – СПб.: Питер, 2007.

Кипнис М. Тренинг креативности. – М., 2004

Кипнис М. Тренинг лидерства. – М., 2005.

.