АООП по коррекции эмоционально-волевой сферы "Я смогу"
Задачи:
Образовательные:
- способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной деятельности;
- научить детей отражать психоэмоциональное состояние средствами ИЗО деятельности;
- совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Коррекционные:
- коррекция психоэмоциональной сферы.
Воспитательные:
- воспитывать в детях аккуратность в работе с песком, усидчивость;
- воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aoop_po_korrektsii_emotsionalnovolevoy_sfery_ya_smogu.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
индивидуальных психокорреционных занятий по коррекции психоэмоциональной сферы и личностному развитию
«Я смогу»
I.Пояснительная записка
1.1.Цель - психокоррекция эмоционально-личностной сферы школьника, испытывающего тревожные состояния.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной деятельности;
- научить детей отражать психоэмоциональное состояние средствами ИЗО деятельности;
- совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Коррекционные:
- коррекция психоэмоциональной сферы.
Воспитательные:
- воспитывать в детях аккуратность в работе с песком, усидчивость;
- воспитывать внимательность к выполнению заданий.
2.Общая характеристика учебного предмета
Личность, как объект жизненного процесса подвергается воздействию различных событий жизни как позитивных, так и негативных. Не исключены и такие, как травматические события или ситуации, после которых личностные психологические ресурсы человека исчерпываются и ему необходима помощь.
Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Традиционные технологии:
- объяснительно-иллюстративные.
Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества,
- проблемное обучение,
- гуманно-личностная,
- информационно-коммуникационные,
- здоровьсберегающие технологии.
Методы:
1.Арт-терапевтические методы
4. Рисунки на песке.
3. Метод психокоррекционного воздействия.
4.Психопрофилактика
3. Место коррекционного курса в учебном плане
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для психокоррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями младшего и старшего возраста (11 – 16 лет), испытывающих тревожные состояния, с нарушениями эмоционально-личностной сферы.
4.Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Критерии эффективности:
1.Формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов школьников.
2.Нормализация психоэмоционального настроения, снижение уровня тревожности.
3. Наличие навыков принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.
В процессе обучения у обучающихся формируются следующие жизненные умения:
1.Воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов и ориентироваться в нем;
2.Адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя;
3.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
4.Слушать и понимать речь других;
5.Оформлять свои мысли в устной форме (уметь задавать вопросы собеседнику, отвечать на вопросы), используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.
5. Содержание коррекционного курса
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная
Настрой ребенка на совместную работу, устанавливание эмоционального контакта между детьми или с одним ребенком.
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая.
Итог от совместной работы.
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Время проведения – 15-20 минут
и предполагают использование следующих форм:
- беседа
- дидактическая игра
- ролевая игра
- творчество
- игры с песком
Адресат: обучающиеся с проблемами поведения, школьники «Группы риска».
6. Тематическое планирование
Направление работы | № п/п | Тематическое содержание | Кол-во часов |
1 четверть - 9 часов | |||
Диагностический блок | 1 | Встреча с воспитанником, психотерапевтическая беседа, согласование рамок работы, определение путей помощи ребёнку. Тест Лускановой | 2 |
2 | Тест Филипса | 1 | |
3 | Тест «Дерево», «Домики» | 2 | |
4 | Цветовой тест Люшера, диагностика эмоционального состояния) | 1 | |
2 четверть – 15 часов | |||
Коррекционный блок | 1 | Занятие «Смена времен года». Цель: первичное снятие симптомов ПТСР, активизация ресурсов психики. | 2 |
| |||
2 | «Моя вообразилия» | 4 | |
3 | Занятие «Растение» Цель: активизация ресурсов психики | 2 | |
4 | «Наше настроение» | 2 | |
5 | «Грустное деревце» | 2 | |
7 | «Мы путешественники» | 2 | |
8 | Тест «Дерево», «Домики» | 1 | |
3 четверть – 19 часов | |||
1 | «Мы ищем клад» | 2 | |
2 | «9 маленьких мандал». (2 часа) Цель: так как при травматических событиях имеет место развитие алексетимии, то необходима работа с чувствами и эмоциями | 2 | |
3 | «Рисуем ладошки». Цель: активизация ресурсов психики | 2 | |
4 | «Настроение» | 2 | |
5 | «Я прекрасный цветок, растущий к солнцу». Цель: активизация ресурсов психики | 2 | |
6 | «Маска-талисман». Цель: способствовать отреагированию страхов; снятие психоэмоционального и физического напряжения и восстановление сил, обучение приемам саморегуляции, через арт-терапевтические средства | 2 | |
8 | «Линия жизни». | 2 | |
9 | «Гирлянда». | 2 | |
10 | Тест Филипса | 2 | |
11 | Психотерапевтическая беседа «Твои права и обязанности» | 1 | |
4 четверть – 14 часов | |||
Блок оценки коррекционных воздействий | 1 | Диагностическая методика “Человек-Человек под дождём – Дождь в сказочной стране” [3] (мониторинг адаптационных ресурсов и степени влияния стрессовой ситуации на эмоциональное состояние, ресурсная способность противостоять негативным влияниям стрессовой ситуации) | 2 |
2 | Терапевтическая беседа с подростком, подведение итогов, оценка подростком своего самочувствия и жизненной активности, проговаривание о возможности возвращения к индивидуальной работе, если подросток почувствует в этом необходимость | 2 | |
3 | «Моё защищённое место». Цель: активизация ресурсов психики, формирование ощущения защищённости в этом мире) | 2 | |
4 | Цветовой тест Люшера, диагностика эмоционального состояния). | 2 | |
5 | Диагностика школьной мотивации (анкета Лускановой) | 1 | |
6 | «Мое настроение» | 1 | |
7 | Консультативная беседа с родителями, дача рекомендаций. Встреча с родителями. Дача рекомендаций по эмоциональному состоянию подростка в процессе коррекционной работы | 2 |
7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности коррекционного курса: для проведения занятий используется специально организованная предметно-пространственная среда:
- оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видеокассет для релаксациии др.);
- разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии, песок, мелкие фигурки.).
2. Литература:
1.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Кудзилов Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
2.Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.
3.Обухов Я. Л. Образ – рисунок – символ // Журнал практического психолога. 1996. №4. С. 44-54.
4.Шевелёва Е. В. Песочная терапия в практике психолога ПМПС школы. // Мектептегi психология – Психология в школе. 2009 – №3. – С.41-43
5.Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.– М.: АСТ; Астрель, 2007.