АООП "Песочная фантазия"

Соломенцева Елена Николаевна

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с интеллектуальными и личностными нарушениями. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Песок -это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи.  Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций. И наступает момент, когда можно заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_pesochnaya_fantaziya.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

АООП психокоррекционных занятий «Песочная фантазия»

Педагог-психолог Е.Н.Соломенцева

I.Пояснительная записка

        1.Цель: формирование и коррекция эмоционально волевой сферы, познавательной сферы детей младшего школьного возраста.

        Задачи:

Образовательные:

- Способствовать  развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью  совместной   игровой   деятельности.

- Научить детей владеть графическими навыками письма

- Совершенствование навыков и умений практического общения,  используя  вербальные  и невербальные средства.

- Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Коррекционные:

- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

- Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Воспитательные:

- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.

- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

2. Общая характеристика коррекционного курса

        Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с интеллектуальными и личностными нарушениями. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Песок -это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи.  Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций. И наступает момент, когда можно заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

                  Часть 1. Вводная

            Настрой   детей на совместную работу, устанавливание эмоционального контакта между  детьми или с одним ребенком.    Основные процедуры: ритуал приветствия, игры-разминки.

                   Часть 2. Основная   

        На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

            Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

                  Часть 3. Завершающая

    Основные цели: подведение итога  занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закреплении  положительных эмоций  от работы на занятии, беседа о том, что было на занятии.

В разделе «Сенсорные игры» дети получают умение видеть, слышать, осязать т.е. воспринимать окружающий мир; формирование чувственного познания.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Раздел «Социальные игры» позволяет ребенку получить важные социальные навыки, способствующие формированию социализации.

3. Место  коррекционного курса в учебном плане

        Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения, на основании рекомендаций ЦПМПК.

4.Личностные и предметные результаты

освоения коррекционного курса

        В процессе обучения у  обучающихся  формируются следующие жизненные умения:

1.Воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов и ориентироваться в нем;

2.Адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя;

3.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

4.Отличать верное выполненное задание от неверного, новое от уже известного,  с помощью учителя;

5.Осуществлять простейшее планирование своей деятельности и  работать по плану;

6.Слушать и понимать речь других;

7.Оформлять свои мысли в устной форме (уметь  задавать вопросы собеседнику, отвечать на вопросы), используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

8.Обратиться к взрослому за помощью.

5. Формы организации образовательного процесса

Программа  рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся по 15-20 минут  и предполагают использование следующих форм:

беседа

дидактическая игра

ролевая игра

творчество

пальчиковые игры

 Технология обучения

Традиционные технологии:

-         объяснительно-иллюстративные.

Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:

-         педагогика сотрудничества,

-         проблемное обучение,

-         гуманно-личностная,

-         информационно-коммуникационные,

-         здоровьсберегающие технологии.

Методы:

1.Игровые методы

4. Рисунки на песке. 

3. Метод психокоррекционного воздействия. 

4.Психопрофилактика

Виды и формы контроля

1.Беседа по изученному материалу.

2. Проверка знаний при помощи практических заданий.

3.Анализ психоэмоционального состояния.

 Адресат:

Обучающиеся 1-5 классов, имеют проблемы нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения. Наблюдается несформированность навыков общения и навыков адекватного поведения со сверстниками и взрослыми.

Результаты освоения коррекционного курса

В результате целенаправленной деятельности на коррекционных занятиях обучающиеся должны научиться:

1.Ориентироваться на сенсорные эталоны;

2.Узнавать предметы по заданным признакам;

3.Сравнивать предметы по внешним признакам;

4.Классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

6.Практически выделять признаки и свойства объектов;

7.Давать полное описание объектов;

9.Видеть временные рамки своей деятельности;

10.Определять последовательность действий;

11.Ориентироваться в пространстве;

12.Целенаправленно выполнять действия по инструкции;

13.Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

14.Опосредовать свою деятельность речью.

6. Тематическое планирование

1 класс

Тема

Кол-во часов

1

«Песочный город»

2

2

«Моя вообразилия»

2

3

«Мы исследователи»

2

4

«Наше настроение»

2

5

«Мои друзья»

2

6

«Сказки»

2

7

«Мы строители»

2

8

«Мы путешественники»

2

9

«Животные»

2

10

«Угадалки»

2

11

«Ученики»

2

12

«Мы ищем клад»

1

13

«Следы»

1

14

«Наши ладошки»

1

15

«Следы»

1

16

«Игрушки»

1

17

Наше творчество»

1

18

«Мы играем»

1

19

«Времена года»

1

20

«Весна»

1

21

«Радость»

1

22

«В поисках клада»

1

2 класс

Тема

Кол-во часов

1

«Песочный город»

2

2

«Моя вообразилия»

2

3

«Мы исследователи»

2

4

«Наше настроение»

2

5

«Мои друзья»

2

6

«Сказки»

2

7

«Мы строители»

2

8

«Мы путешественники»

2

9

«Животные»

2

10

«Угадалки»

2

11

«Ученики»

2

12

«Мы ищем клад»

1

13

«Следы»

1

14

«Наши ладошки»

1

15

«Следы»

1

16

«Игрушки»

1

17

Наше творчество»

1

18

«Мы играем»

1

19

«Времена года»

1

20

«Весна»

1

21

«Радость»

1

22

«В поисках клада»

1

3 класс

Тема

Кол-во часов

1

«Песочный город»

2

2

«Моя вообразилия»

2

3

«Мы исследователи»

2

4

«Наше настроение»

2

5

«Мои друзья»

2

6

«Сказки»

2

7

«Мы строители»

2

8

«Мы путешественники»

2

9

«Животные»

2

10

«Угадалки»

2

11

«Ученики»

2

12

«Мы ищем клад»

1

13

«Следы»

1

14

«Наши ладошки»

1

15

«Следы»

1

16

«Игрушки»

1

17

Наше творчество»

1

18

«Мы играем»

1

19

«Времена года»

1

20

«Весна»

1

21

«Радость»

1

22

«В поисках клада»

1


4 класс

Тема

Кол-во часов

1

«Песочный город»

2

2

«Моя вообразилия»

2

3

«Мы исследователи»

2

4

«Наше настроение»

2

5

«Мои друзья»

2

6

«Сказки»

2

7

«Мы строители»

2

8

«Мы путешественники»

2

9

«Животные»

2

10

«Угадалки»

2

11

«Ученики»

2

12

«Мы ищем клад»

1

13

«Следы»

1

14

«Наши ладошки»

1

15

«Следы»

1

16

«Игрушки»

1

17

Наше творчество»

1

18

«Мы играем»

1

19

«Времена года»

1

20

«Весна»

1

21

«Радость»

1

22

«В поисках клада»

1


5 класс

Тема

Кол-во часов

1

«Песочный город»

2

2

«Моя вообразилия»

2

3

«Мы исследователи»

2

4

«Наше настроение»

2

5

«Мои друзья»

2

6

«Сказки»

2

7

«Мы строители»

2

8

«Мы путешественники»

2

9

«Животные»

2

10

«Угадалки»

2

11

«Ученики»

2

12

«Мы ищем клад»

1

13

«Следы»

1

14

«Наши ладошки»

1

15

«Следы»

1

16

«Игрушки»

1

17

Наше творчество»

1

18

«Мы играем»

1

19

«Времена года»

1

20

«Весна»

1

21

«Радость»

1

22

«В поисках клада»

1

7. Материально-техническое обеспечение коррекционного курса

1) Оборудование  для песочной терапии:

Водонепроницаемый деревянный ящик.

Песок промытый, прокаленный.

Лопатки.

Миниатюрные игрушки ( люди , животные, растения, насекомые).

Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса).

Камешки.

Бусинки.

Пуговки.

Кисточки.

Набор мелкой посуды.

Палочки.

Веточки.

2) Литература и средства обучения.

М.Н. Заостровцева «Агрессивное поведение. Коррекция поведения дошкольников»

Журнал «Дошкольник» 2011 № 7

Журналы «Дошкольная педагогика»  2008г. №3, 5, 2011 г. №4,5.

Н.В. Микляева «Авторские методики и программы ДОУ: технология разработка и описания»

С. Д. Сажина « Составление  рабочих учебных программ для ДОУ»

Н.А.Сакович «Развивающие игры на песке» Санкт-Петербург.