АООП "ДОРОГА В ЖИЗНЬ"
Практика показала, что особенности психофизического развития школьников с интеллектуальными нарушениями затрудняют их вхождение в социум. В настоящее время актуальной остается проблема профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в развитии всегда было сложной задачей для государства. Некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПУ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aoop_doroga_v_zhizn.docx | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профориентационных занятий «Дорога в жизнь»
для 8-9 классов
1.Пояснительная записка
Практика показала, что особенности психофизического развития школьников с интеллектуальными нарушениями затрудняют их вхождение в социум. В настоящее время актуальной остается проблема профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в развитии всегда было сложной задачей для государства. Некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПУ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и другие.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
2.Общая характеристика курса
Цель программы: подготовка воспитанников коррекционной школы к трудовой самостоятельной жизни, к сознательному выбору профессии и профильному самоопределению.
Задачи:
- обобщить у обучающихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитания, саморазвитии и самореализации.
Занятия проводятся один раз в неделю.
I этап: «Диагностика обучающихся»
Это направление реализуется в двух планах:
- самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
- оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.
Применяемые методики:
1.Схема Хочу – Могу – Надо», направленная на изучение уровня притязаний и самооценки учащихся.
Выполнение методики проводилось в три этапа. На первом этапе, при выявлении интереса к профессии, учащимся было предложено в первом столбце написать название той профессии, кем они хотят стать в будущем. Во втором столбце следовало отметить, чему дети хотят научиться, при этом, если в списке не было нужных умений, то можно было дописать внизу. В третьем столбике предлагалось отметить название специальностей, по которым ученик мог бы работать. В этом столбике предлагались только доступные для учащихся специальности, но, как и во втором столбике, можно было дописать внизу свой вариант.
2.«Матрица выбора профессии» В. Г. Резапкина
Тест Айзенка по типу темперамента
II этап: «Информационно-просветительское направление»
Цель этого направления – создать у обучающихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
III этап«Консультационное направление»
Подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.
IV этап. Обучающее (или формирующее) направление.
В русле этого направления школьник воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения:
- умение анализировать мир профессий;
- умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора.
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся по 25 минут и предполагают использование следующих форм работы:
- беседа
- экскурсия
- дидактическая игра
- ролевая игра
Методы, используемые на занятиях, следующие:
- Мозговой штурм.
Мозговой штурм применяется для стимуляции дискуссии по теме или вопросу. Детей просят высказывать идеи и мнение без каких-либо комментариев. Идеи фиксируются в письменном виде, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не кончится время или не истощаются идеи.
- Классная дискуссия.
Классная дискуссия, руководимая педагогом, является одним из наиболее ценных методов обучения. Она может быть использована для начала, усиления или подведения итогов занятий. Большинство занятий включают какую-либо форму классной дискуссии.
- Обучение во взаимодействии.
Обучение во взаимодействии является наиболее общепринятой и эффективной методикой, используемой в профилактике зависимостей. Воспитанники работают в малых группах, передавая друг другу информацию и делясь ею, анализируя идеи и решают проблемы.
- Драматические представления.
Драматические представления могут иметь форму ролевых игр, радиопередач и т.д. Эта деятельность, которая мотивирует подростков за счёт включения в деятельность, тренировки поведения, изучения предмета, который вызывает интерес.
- Выступления.
Иногда дети выступают перед классом. Такие выступления могут осуществляться индивидуально или группой учеников. Эта деятельность стимулирует положительное взаимодействие.
- Ролевое моделирование.
Ролевое моделирование мотивирует учеников, так как требует от них активности и тренировки поведения. Ученики действуют так, как в жизни. Педагог раздаёт роли или роли выбирают сами дети.
- Лекции психолога.
В некоторых случаях это продуктивный способ передачи информации от педагога к ученикам.
3.Место коррекционного курса в учебном плане
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.
4.Личностные и предметные результаты освоения программы. Обучающиеся должны знать:
- уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии; карьеры;
- значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
Обучающиеся должны уметь:
- осуществлять самоанализ развития своей личности;
- проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.
Выпускник сможет:
- проектировать с помощью классного руководителя или педагога-психолога собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут);
- устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной деятельности;
- работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.
5.Тематический план программы
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Диагностическое. Вводное. Правила работы в группе. | 1 |
2 | Счастье – когда тебя понимают | 1 |
3 | Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы. | 1 |
4 | Темперамент и профессии | 1 |
5 | Что такое характер? | 1 |
6 | Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции | 1 |
7 | Особенности мышления | 1 |
8 | Память и внимание | 1 |
9 | Склонность и интересы в выборе профессии | 1 |
10 | Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова | 1 |
11 | Что я знаю о себе? | 1 |
12 | Ошибки в выборе профессий | 1 |
13 | Составление личного профессионального плана | 1 |
14 | Навыки самопрезентации. Заключительное занятие | 1 |
15 | Здоровье и карьера | 1 |
16 | Профориентационная игра «Спящий город» | 1 |
17 | Современный рынок труда. Профессии 21 века | 1 |
18 | Устраиваемся на работу | 1 |
19 | Сто дорог – одна твоя | 1 |
20 | Легко ли быть молодым | 1 |
21 | Как претворить мечты в реальность | 1 |
22 | Рабочее место, его организация и содержание. Правила безопасности труда | 1 |
23 | Искусство самопрезентации: язык телодвижений | 1 |
24 | Искусство самопрезентации: совершенствование вербальных возможностей | 1 |
25 | Искусство самопрезентации: взаимодействие с людьми | 1 |
26 | Искусство самопрезентации: деловая этика | 1 |
27 | Я учусь принимать решение | 1 |
28 | Умение учитывать свои сильные и слабые стороны при выборе профессии | 1 |
29 | Тренинг «На пороге взрослой жизни» | 1 |
30 | Профориентационная игра «Угадай профессию» | 1 |
31 | Итоговое занятие. Знаю, помню, могу. | 1 |
6. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
- ИКТ
- СМИ
- Бланки опросников, тесты
- Фильм «Нервная система человека»
- Информационные буклеты
- Альбом выпускника.