АООП "ДОРОГА ДОБРА"

Соломенцева Елена Николаевна

Практически в каждом классе есть дети,           которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса.        Школьная  травля стала        еще   более                                                травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе.

         Выделяют следующие типы буллинга:

- прямой (и физический, и вербальный);

- косвенный (социальная депривация, сплетни, заговоры и т. п.).

         В буллинговой ситуации реализуются несколько видов поведения: агрессивное, виктимное и конформное. Булли (обидчик, агрессор) стремится достичь высокого статуса в классе, самоутвердиться за счет более слабого одноклассника, для этого он использует агрессивное поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_doroga_dobra.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по профилактике буллинга

«Дорога добра»

 

1.Пояснительная записка

        Практически в каждом        классе есть        дети,         которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда        и всех учеников класса.        Школьная        травля стала        еще        более        травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе.

           Выделяют следующие типы буллинга:

- прямой (и физический, и вербальный);

- косвенный (социальная депривация, сплетни, заговоры и т. п.).

        В буллинговой ситуации реализуются несколько видов поведения: агрессивное, виктимное и конформное. Булли (обидчик, агрессор) стремится достичь высокого статуса в классе, самоутвердиться за счет более слабого одноклассника, для этого он использует агрессивное поведение.

        Цель: профилактика буллинга среди обучающихся подросткового возраста.

        Задачи:

1.Расширять способы конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;

2.Оптимизировать        межличностные        и        межгрупповые        отношения        в               классном коллективе;

3. Обучать навыкам самоконтроля;

4.Развивать способность понимать и принимать особенности другого        

       человека;

5. Способствовать        развитию        позитивного        восприятие        себя        и другого         человека.

2.Общая характеристика курса

        Система условий реализации программы включает 4 этапа, содержащих различные виды деятельности:

        Подготовительный (формулируется запрос на работу с подростками, встреча с родителями, получение разрешения на диагностическую и групповую работу, формируется группа).

        Диагностический (для этого может быть использован ряд методик: "Шкала эмоционального отклика" А. Меграбяна и Н. Эпштейна, опросник Басса – Дарки, тест "Описание поведения в конфликте К. Томаса", социометрия (Дж. Морено); Анкета, направленная на изучение степени актуальности проблемы буллинга среди подростков. Диагностика занимает одно занятие в начале и в конце проведения программы. Полученные данные фиксируются и анализируются; определяются школьники «группы риска», нуждающиеся в дополнительных индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по развитию навыков ассертивного поведения.

        Этап групповой работы, который реализуется в форме практических занятий. Каждое занятие построено по определенной схеме и условно делится на 3 части: вводную, основную и заключительную. Целью вводной части является формирование благоприятного эмоционального фона, снятие напряжения, мотивация на работу. В ходе основной части реализуется главная цель занятия по определенной теме. Целью заключительной части является подведение итогов занятия, снятие усталости и возможного напряжения, обучение расслаблению. Для этого были использованы невербальные техники мышечной релаксации, саморегуляции.

        Повторная диагностическая работа (этот этап предполагает проведение тех же диагностических процедур, что и на первом этапе с целью отслеживания эффективности групповой работы. Так же, как и в первом обследовании, этот этап занимает одно занятие).

3.Место коррекционного курса в учебном плане

        Программа рассчитана на 8 занятий, продолжительность одного занятия – 40 мин.

         Интенсивность занятий - 1 раз в неделю.

        В программе используется групповая форма работы.

4.Личностные и предметные результаты освоения программы.

- Расширение конструктивных способов взаимодействия с окружающими.

- Развитие навыков самоконтроля.

- Развитие эмпатии.

- Повышение ответственности за принятие решений и свои действия.

- Оптимизация межличностных и межгрупповых отношений в классном коллективе.

        Критерии оценки планируемых результатов:

- Знание способов конструктивного взаимодействия и использование их в практической деятельности;

- Применение навыков самоконтроля;

- Понимание эмоционального состояния другого человека, своих чувств;

- Проявление        признаков        ответственного        поведения        в        конфликтных ситуациях.

5.Тематический план программы

Содержание

Количество часов

3

«Есть ли шанс у белой

вороны?»

1

4

«Мир чувств и эмоций»

1

5

«Агрессия может быть

конструктивной»

1

6

«Почему мы

конфликтуем?»

1

8

«Эффективная

коммуникация. Ассертивное поведение»

1

11

«Наши        ценности        и

традиции»

1

12

«Дверь в человеческие отношения открывается на себя»

1

13

«Когда        не        нужны

комментарии»

1

6. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Литература:

Абраменкова, В. В. Методология и принципы анализа отношений ребенка     в     социальной     психологии     детства     /      В.      В. Абраменкова //Психологическая наука и образование. - 2001. - № 4 - С. 48–60.

Алексеева, Н. C. Насилие и психическое здоровье детей / Н. С. Алексеева // Семья в России. - 2006. - № 2 - С. 73–80.

Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов - М.: изд; центр ВЛАДОС, 2003.- 208 с.

Баева, И. А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка / И. А. Баева // Известия российского государственного университета им. А. И. Герцена. - 2002. Т. 2, № 3. С. 16–23

Бердышев, И. С., Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики: практическое пособие для врачей и социальных работников / Нечаева М. Г. - Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный центр «Семья», 2005.

Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога / Вачков И.В. СПб.: – М.: Ось -89, 2002.- 315с.

Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / Гуггенбюль А. СПб.: Акад. проект, 2000.

Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008. - 336 с.

Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться / Кон И. С. 2006.; То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа :URL : http :/ /sexology .na rod . ru/info178.html

Кипнис, М. Тренинг коммуникации.- 2-е изд., стер. / Кипнис М. // – М.: Ось-89, 2006. -128 с.

Кривцова,    С. В.    Буллинг    —    вызов    школе    как    организации:

Образовательная политика / Кривцова С. В.- 2011. № 5 (55). С. 36–42.

Левашова, С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг /Левашова С.А. // – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 160 с

Лэйн, Д. А. Школьная травля (буллинг): Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. - СПб., 2001.

Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании: автореф. дис. … д. пед. наук./ Мануйлов Ю. С.- М.: Российская академия образования, Институт теории образования и педагогики, 1998. 49 с.

Методика «Cоциометрия» Дж. Морено [электронный ресурс].- Режимдоступа:http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&i d=1020