АООП "ДОРОГА ДОБРА"
Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе.
Выделяют следующие типы буллинга:
- прямой (и физический, и вербальный);
- косвенный (социальная депривация, сплетни, заговоры и т. п.).
В буллинговой ситуации реализуются несколько видов поведения: агрессивное, виктимное и конформное. Булли (обидчик, агрессор) стремится достичь высокого статуса в классе, самоутвердиться за счет более слабого одноклассника, для этого он использует агрессивное поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aoop_doroga_dobra.docx | 36.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по профилактике буллинга
«Дорога добра»
1.Пояснительная записка
Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе.
Выделяют следующие типы буллинга:
- прямой (и физический, и вербальный);
- косвенный (социальная депривация, сплетни, заговоры и т. п.).
В буллинговой ситуации реализуются несколько видов поведения: агрессивное, виктимное и конформное. Булли (обидчик, агрессор) стремится достичь высокого статуса в классе, самоутвердиться за счет более слабого одноклассника, для этого он использует агрессивное поведение.
Цель: профилактика буллинга среди обучающихся подросткового возраста.
Задачи:
1.Расширять способы конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;
2.Оптимизировать межличностные и межгрупповые отношения в классном коллективе;
3. Обучать навыкам самоконтроля;
4.Развивать способность понимать и принимать особенности другого
человека;
5. Способствовать развитию позитивного восприятие себя и другого человека.
2.Общая характеристика курса
Система условий реализации программы включает 4 этапа, содержащих различные виды деятельности:
Подготовительный (формулируется запрос на работу с подростками, встреча с родителями, получение разрешения на диагностическую и групповую работу, формируется группа).
Диагностический (для этого может быть использован ряд методик: "Шкала эмоционального отклика" А. Меграбяна и Н. Эпштейна, опросник Басса – Дарки, тест "Описание поведения в конфликте К. Томаса", социометрия (Дж. Морено); Анкета, направленная на изучение степени актуальности проблемы буллинга среди подростков. Диагностика занимает одно занятие в начале и в конце проведения программы. Полученные данные фиксируются и анализируются; определяются школьники «группы риска», нуждающиеся в дополнительных индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по развитию навыков ассертивного поведения.
Этап групповой работы, который реализуется в форме практических занятий. Каждое занятие построено по определенной схеме и условно делится на 3 части: вводную, основную и заключительную. Целью вводной части является формирование благоприятного эмоционального фона, снятие напряжения, мотивация на работу. В ходе основной части реализуется главная цель занятия по определенной теме. Целью заключительной части является подведение итогов занятия, снятие усталости и возможного напряжения, обучение расслаблению. Для этого были использованы невербальные техники мышечной релаксации, саморегуляции.
Повторная диагностическая работа (этот этап предполагает проведение тех же диагностических процедур, что и на первом этапе с целью отслеживания эффективности групповой работы. Так же, как и в первом обследовании, этот этап занимает одно занятие).
3.Место коррекционного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 8 занятий, продолжительность одного занятия – 40 мин.
Интенсивность занятий - 1 раз в неделю.
В программе используется групповая форма работы.
4.Личностные и предметные результаты освоения программы.
- Расширение конструктивных способов взаимодействия с окружающими.
- Развитие навыков самоконтроля.
- Развитие эмпатии.
- Повышение ответственности за принятие решений и свои действия.
- Оптимизация межличностных и межгрупповых отношений в классном коллективе.
Критерии оценки планируемых результатов:
- Знание способов конструктивного взаимодействия и использование их в практической деятельности;
- Применение навыков самоконтроля;
- Понимание эмоционального состояния другого человека, своих чувств;
- Проявление признаков ответственного поведения в конфликтных ситуациях.
5.Тематический план программы
№ | Содержание | Количество часов |
3 | «Есть ли шанс у белой вороны?» | 1 |
4 | «Мир чувств и эмоций» | 1 |
5 | «Агрессия может быть конструктивной» | 1 |
6 | «Почему мы конфликтуем?» | 1 |
8 | «Эффективная коммуникация. Ассертивное поведение» | 1 |
11 | «Наши ценности и традиции» | 1 |
12 | «Дверь в человеческие отношения открывается на себя» | 1 |
13 | «Когда не нужны комментарии» | 1 |
6. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Литература:
Абраменкова, В. В. Методология и принципы анализа отношений ребенка в социальной психологии детства / В. В. Абраменкова //Психологическая наука и образование. - 2001. - № 4 - С. 48–60.
Алексеева, Н. C. Насилие и психическое здоровье детей / Н. С. Алексеева // Семья в России. - 2006. - № 2 - С. 73–80.
Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов - М.: изд; центр ВЛАДОС, 2003.- 208 с.
Баева, И. А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка / И. А. Баева // Известия российского государственного университета им. А. И. Герцена. - 2002. Т. 2, № 3. С. 16–23
Бердышев, И. С., Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики: практическое пособие для врачей и социальных работников / Нечаева М. Г. - Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный центр «Семья», 2005.
Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога / Вачков И.В. СПб.: – М.: Ось -89, 2002.- 315с.
Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / Гуггенбюль А. СПб.: Акад. проект, 2000.
Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008. - 336 с.
Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться / Кон И. С. 2006.; То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа :URL : http :/ /sexology .na rod . ru/info178.html
Кипнис, М. Тренинг коммуникации.- 2-е изд., стер. / Кипнис М. // – М.: Ось-89, 2006. -128 с.
Кривцова, С. В. Буллинг — вызов школе как организации:
Образовательная политика / Кривцова С. В.- 2011. № 5 (55). С. 36–42.
Левашова, С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг /Левашова С.А. // – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 160 с
Лэйн, Д. А. Школьная травля (буллинг): Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. - СПб., 2001.
Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании: автореф. дис. … д. пед. наук./ Мануйлов Ю. С.- М.: Российская академия образования, Институт теории образования и педагогики, 1998. 49 с.
Методика «Cоциометрия» Дж. Морено [электронный ресурс].- Режимдоступа:http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&i d=1020