Региональный вебинар_Психологические проблемы и риски организации наставнечества в школе (презентация)
Региональный вебинар_Психологические проблемы и риски организации наставнечества в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_region_vebinaru.pptx | 169.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наставничество (или менторство , менторинг от лат. mentor - воспитатель, руководитель)
Психологические проблемы наставничества Процесс наставничества эффективен только в том случае, когда наставник и молодой педагог готовы к совместной работе. Необходимо помнить, что наставничество - это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, наставник должен быть готов к передаче опыта молодому специалисту. Отсюда вытекает первая психологическая проблема - отбор наставников и молодого педагога, организация взаимоотношений между ними. Взаимоотношения наставник - молодой специалист - это результат сложного процесса отбора, в котором активную роль играют как наставники, так и потенциальные протеже.
Этапы в развитии отношения наставничества. Первый этап - введение (принятие) - длится от 6 до 12 месяцев, в течение которых участники знакомятся друг с другом и определяют, что они могут предложить и ожидать друг от друга. Молодой специалист начинает выстраивать отношения со своим наставником, получает особое внимание и эмоциональную поддержку от него. Второй этап – развитие, продолжается от 1 года до 3 лет и является активной стадией отношений наставничества. Здесь происходит углубление связи между сторонами процесса наставничества. Наставник должен оказать реальную, квалифицированную помощь своему подопечному в развитии его карьеры. Третий этап является наиболее трудным, потому что означает прекращение достаточно длительных и тесных взаимоотношений между двумя людьми - наставником и молодым специалистом. Процесс отделения является необходимым, потому что молодой сотрудник стремится получить больше независимости и автономии, и хочет, выйдя из под покровительственного влияния, наилучшим образом продемонстрировать свои профессиональные способности.
Этапы наставничества Адаптационны й Проектировочный Контрольно- оценочный Определяется круг обязанностей молодого специалиста, выявляются недостатки в умениях и навыках. Разрабатывается и реализуется программа адаптации, осуществляется корректировка профессиональных умений. Проверяется уровень профессиональной компетентности молодого педагога и степень готовности к выполнению своих обязанностей.
Формы работы с молодым специалистом Традиционные собеседование, консультирование; взаимное посещение и анализ уроков; Нетрадиционные психологический тренинг; психолого-педагогическая деловая игра; "мозговой штурм»; презентация себя как учителя, классного руководителя; презентация уроков; аукцион педагогических идей.
Типичные ошибки наставничества недооценка степени дискомфортности молодого специалиста, отсутствие обратной связи между наставником и подопечным; 2) навязывание молодому специалисту своего мнения, принуждение к простому копированию своих действий без объяснения причин, почему нужно делать так, а не иначе; 3) перегрузка молодого специалиста одновременно замечаниями и рекомендациями по широкому кругу вопросов; 4) отсутствие заинтересованности в судьбе подопечного и в результатах своего труда, формальное выполнение обязанностей.
Типичные ошибки наставничества 5) формализованное неэффективное наставничество Формализованное наставничество — это взаимодействие молодого специалиста и опытного педагога, которое дальше оформления на бумаге не ушло; 6 ) неготовность молодого специалиста принимать помощь наставника. Этот риск показывает, что наставничество — это двусторонний процесс». Причиной является высокая степень социализированности молодежи в социальных сетях и недостаточная социализация в коллективе ;
«Настоящий учитель тот, кто может спуститься с вершины своего знания до незнания ученика и, взяв его за руку, снова совершить восхождение». Ш. Амонашвили