Профилактика девиантного поведения подростков в школе
Описывается профилактика девиантного поведения в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_deviantnogo_povedeniya_podrostkov_v_shkole.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №10»
ШМО классных руководителей
ДОКЛАД
на тему:
«Профилактика девиантного поведения подростков в школе»
Подготовила:
педагог-психолог МБОУ «Гимназия №10»
Попова Л.Ю.
2022г.
Необходимо предъявлять к ребенку твердые,
непререкаемые требования общества,
вооружать нормами поведения,
чтобы он знал, что можно и чего нельзя,
что похвально и что наказуемо.
А.С. Макаренко
Осложнение социально-экономических условий населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обуславливает возрастание межличностных конфликтов.
Основная задача школы – дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. Во время работы над данной темой перед нами встал вопрос: «Какое поведение ученика (подростка) можно считать нормальным и где начинаются отклонения?» Анализ научной литературы показал, что большинство современных психологов считают, что «норма» - это что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы, нечто наиболее приспособленное к окружающей среде
В чем проявляется отклоняющееся, девиантное поведение? Как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, - нарушениях поведения. Вместе с тем это неотъемлемая часть развития. На практике мы часто встречаемся не с девиантным поведением, а поведением детей, которое отвергается взрослыми. Особенно часто это встречается в педагогической практике, особенно в семейном кругу, когда взрослые в отчаянии могут сказать: «Ты что ненормальный?!» Такие бытовые диагнозы, как известно, ни к чему хорошему не приводят.
А что думают сами дети о своем поведении, о своих эмоциональных состояниях, переживаниях, страхах, тревожности? Многолетний опыт работы с детьми показывает, что обычно дети считают свои эмоциональные проблемы или особенности «нормой», которая отражает желание чем-то отличиться от других, подурачиться, пошутить, «прикольнуться», испытать границы дозволенного. Да, ребята действительно в своей школьной жизни испытывают различные эмоциональные переживания, которые наполняют их отношения, взаимодействия, деятельность, поведение. Они познают себя и окружающих людей, включаясь в заданные или инициируя собственные эмоциональные состояния. Важно отметить то, что среди гаммы эмоциональных чувств и переживаний нередко встречаются раздражительность, недовольство, агрессивность и др. Негативные эмоциональные состояния могут быть более устойчивыми и менее устойчивыми, адекватными или неадекватными, ситуативными или циклически повторяющимися, управляемыми или неуправляемыми. Исходя из определения данной специфики, мы можем говорить о норме или отклонениях в эмоциональном развитии личности.
Возникает вопрос: «Как создать наиболее эффективную психолого-педагогическую среду, в которой ученик приобретает навык саморегуляции, самоуправления мотивами деятельности, поступков, отношений?» Но данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала и социальной. Одной из важнейших причин отклонений в психосоциальном развитии ребенка, на наш взгляд, являются неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию девиантного поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.
На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.
Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть появление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо уже в начальной школе. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.
В начале учебного года я как классный руководитель провожу диагностику семей учащихся своего классов: провожу анкетирование, устанавливаю тип или категорию семьи, составляю социальный паспорт семьи, определяю уровни образования и культуры родителей, выясняю, кто занимается воспитанием ребенка в семье.
Следующим шагом в работе с семьей является посещение ее по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи. Посещение на дому осуществляется по договоренности с родителями. Изучив контингент семей учащихся, классный руководитель имеет возможность целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся. Работа с ребенком девиантного поведения или его семьей, как показывает опыт, наиболее эффективна, когда классный руководитель планирует такую работу, отражая ее цели и этапы в «Индивидуальной карте» ребенка.
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено – это один из этапов, провоцирующих девиантное поведение школьников, поэтому в течение I четвертия наблюдаю за поведением учащихся, знакомлюсь с семьями. В школе осуществляется преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено. Целью такой работы является знакомство классных руководителей с психологическими особенностями как будущих пятиклассников, так и их семей, обращается внимание на отличительные особенности учащихся, на характер семейного воспитания и т.д. По итогам такой работы организуется составляется план работы, где рассматриваются вопросы адаптации учащихся, психологическая обстановка в классном коллективе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.
В процессе работы выделяю категории семей, в которых родители или опекуны не умеют воспитывать детей (отсутствуют педагогические навыки), не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.), не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).
В данном случае эффективность работы учителя зависит от умения учитывать особенности каждой из указанных категорий и находить необходимые подходы к корректировке сложившейся ситуации. Чтобы помочь таким семьям и детям, привлекаются соответствующих компетентные специалисты: психологи, работники правоохранительных органов, и др.
Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и школы. Сама по себе школа не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности учащегося и изменить его развитие. Поэтому ежегодно я планирую мероприятия, направленные на профилактику девиантного поведения учащихся:
Профилактическая работа с детьми, состоящими на всех видах учета, и их семьями в нашей школе строится по следующим направлениям:
1. Ежедневный учет посещаемости учащимися занятий, а также оперативное выявление причин пропусков и принятие мер по возвращению учащихся в школу.
2. Организация внеурочной занятости учащихся и их активного отдыха, пропаганда здорового образа жизни.
3. Формирование законопослушного поведения и пополнение правовых знаний: проведение профилактических бесед с инспектором ПДН
4. Работа с родителями: заседания педагогического всеобуча для родителей, индивидуальные и групповые беседы по предотвращению противоправного поведения несовершеннолетних, посещение на дому для оказания социальной и профилактической помощи, проведение профилактических рейдов, принятие мер административного воздействия к родителям, не исполняющим свои должностные обязанности, родительские собрания по проблемам семейного воспитания.
5. Совершенствование педагогической компетенции в работе по коррекции поведения, профилактике социального неблагополучия детей и семей, в которых они проживают: рассмотрение вопросов профилактической деятельности на заседаниях педагогического совета школы, совещаниях при директоре.
Внутришкольное взаимодействие.
В школе профилактическая работа ведется:
1. через систему дополнительного образования:
2. через спортивно-оздоровительную работу: спортивные секции футбол, самбо, волейбол, легкая атлетика
3. Через совет по профилактике правонарушений среди учащихся:
Межведомственное взаимодействие осуществляется:
1. через планирование совместных профилактических мероприятий по профилактике с КДН
2. через взаимодействие со специалистами центральной районной больницы;
3. через взаимодействие со службами социальной защиты населения;
Меры педагогического воздействия
1. Поощрение учащихся даже за незначительные успехи (учеба, внеурочная деятельность).
2. Организация контроля над выполнением правил школьного распорядка для учащихся, склонных к их нарушению.
Организация работы с подростками девиантного поведения.
1 этап.
выявление подростков девиантного поведения:
- совместная работа школы и ПДН по выявлению и составлению списков стоящих на учете;
- изучение личных дел учащихся;
- изучение подростка и окружающей среды;
- корректировка списков детей по социальному статусу;
- определение подростков группы риска;
- оформление контрольных карт на каждого подростка девиантного поведения;
- постоянное наблюдение и своевременная помощь.
2 этап.
Обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию:
- индивидуальные беседы, анкетирование, индивидуальные, групповые, психо-корректировочные формы работы. Данные виды работ предполагают пробуждение у воспитуемых интереса к той или иной деятельности.
- совместная профилактическая работа школы, инспектора ПДН в работе с подростками девиантного поведения предлагает подростку в корне изменить свое поведение и деятельность.
- через волонтеров из числа учащихся старших классов пропагандировать кружковую, спортивную деятельность.
Основная цель в работе с такими подростками - это оказание помощи каждому из них в том, чтобы они смогли показать самих себя; разобраться в отношениях с окружающими; приобрести необходимые знания; достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками, сформировать творческие увлечения.
В процессе перевоспитания важно поверить в ребенка, правильно проанализировать его прошлое, настоящее, увидеть перспективу, поставив воспитательную цель, постепенно добиваться ее осуществления.
3 этап – процесс накопления нравственно-положительных качеств, поступков подростками девиантного поведения.
Держа этот процесс под контролем, даже при небольших подвижках мы поощряем таких детей, направляя их дальше на изменение своего поведения.
А также проводятся следующие формы работы:
- просмотр видео- и кинофильмов, отражающих ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления с последующим обсуждением;
- встречи со специалистами;
- чтение и обсуждение публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;
- тематические викторины;
- конкурсы на лучшее сочинение «Человек – творец своего счастья» (нравственное и духовное здоровье человека);
- выставки рисунков, стенгазет, буклетов, проведение акций, краткосрочных проектов, направленных против вредных привычек;
- нравственные классные часы;
Одновременно организуется и проводится работа с родителями: родительский лекторий, в рамках работы которого организован цикл лекций для родителей, испытывающих затруднения в воспитании своих детей; работа с группами родителей по конкретной проблематике. Выявляются учащиеся «группы риска», анализируются особенности их семейного и дружеского окружения, в соответствии с этим планируется индивидуальная работа и отслеживаются её результаты. Обеспечиваем занятость таких детей в кружках и секциях, привлекаем к участию в общешкольных и городских мероприятиях.
В своей работе стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроках и во внеурочной работе с учащимися, используем активные формы организации урока и внеклассных мероприятий. Проводим работу по организации содержательного досуга, развитию коммуникативных навыков, обучению поведения в стрессовых ситуациях. Проводим тренинговые занятия по проигрыванию и анализу конкретных ситуаций, по отработке важнейших для подростка социальных умений: принятия решений, совладения со стрессами, способности тактично сказать «нет» даже близкому человеку по принципиальным соображениям и т.д.
По итогам года классный руководитель проводится анализ работы, намечаются основные направления деятельности по профилактике девиантного поведения школьников на следующий учебный год. Думаем, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.
Проблема отклоняющего поведения детей и подростков всегда была актуальной. Девианты – это дети и подростки с неадекватной социализацией, т. е. те, кто недостаточно усвоил ценности и нормы общества.
Вопросы девиантного поведения связаны главным образом с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми».
Статистический анализ роста подростковой девиантности за последние 10 лет ярко демонстрирует его зависимость от процесса социальных изменений». Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.