Диагностика типа привязанности у взрослого человека
В статье указаны типы привязанности и их характеристики, а также упражнение для исследования привязанности у взрослого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_tipa_privyazannosti_u_vzroslogo_cheloveka.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика типа привязанности у взрослого человека
Основоположник «Теории привязанностей» Дж.Боулби, его последователь M. Эйнсворт и др. доказали важность формирования союза ребенка и взрослого, обеспечения стабильности (длительности) отношений и качества коммуникации между ребенком и взрослым для нормального развития ребенка и развития его идентичности.
Привязанность - это стремление (и способность) к длительной эмоциональной близости с другим человеком и потребность эту близость сохранить.
Потребность в привязанности является жизненно необходимой для нормального развития ребенка. Привязанность тесным образом связана с эмоциональной жизнью человека. На смену биологической потребности в близости в раннем детстве, обеспечивающей младенца безопасностью и защитой, приходит психологическая потребность в близости, от которой зависит эмоциональное благополучие.
Если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, испытывает базовое доверие к миру, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим.
Нарушение привязанности развивается у тех детей, которые в раннем детстве подвергались заброшенности, жесткому обращению или каким-то другим негативным воздействиям со стороны родителей или других взрослых.
Выделяют следующие типы привязанности (по М. Эйнсворт):
1) безопасная привязанность: при материнской чувствительности к сигналам и сообщениям младенца.
Небезопасные типы привязанности – при нечувствительности матери или несоответствии его ответов:
2) амбивалентная, или тревожная привязанность: при несогласованных ответах;
3) избегающая: объект привязанности отвергает именно поведение привязанности;
4) дезорганизованная: объект привязанности испытывает или внушает страх.
Характеристики стилей привязанности (у взрослых)
Надежная привязанность
Стремление к эмоциональной близости с другими
Способность к установлению эмоциональной близости
Хорошо чувствует себя в отношениях взаимной зависимости
Хорошо переносит одиночество
Положительный образ себя и другого
Открытое и теплое отношение к другим
Спокойно воспринимает критику
Устойчивое ощущение себя
Высокая самооценка
Навыки самонаблюдения
Навыки самоанализа
Способность доверять в отношениях
Склонность к стабильным, длительным отношениям
Открыто делится с другими своими чувствами
Испытывает положительные чувства по поводу отношений
Сбалансированное переживание эмоций - не слишком много и не слишком мало
Дорожит привязанностью
Индифферентная привязанность
Избегание близости интимности
Чувство дискомфорта, связанное с близостью
Амбивалентность
Поведение, направленное на уклонение от отношений
Заносчивость и пренебрежительное отношение к другим
Недоверчивое отношение к зависимости от других
Трудности в сближении с другим человеком
Предпочитает оставаться отстраненным
Боязнь близости
Стремление оставаться неэмоциональным или минимизировать выражение эмоций
Неприязнь к тому, чтобы открыться, делиться личными мыслями
Ложное Я
Отстраняется, когда кто-то приближается
Иллюзия собственной самодостаточности
Тревожно-амбивалентная привязанность
Чрезмерное беспокойство по поводу отношений
Беспокойство, что партнер не дорожит отношениями так, как он (она)
Навязчивая озабоченность и зацикливание на отношениях
Чрезмерная потребность в одобрении
Пренебрегает признаками неблагополучия в отношениях
Страх отпугнуть людей
Страх быть брошенным, отвергнутым, боязнь критики
Обида, когда партнер какое-то время вне отношений
Злобная замкнутость
Фрустрация, если партнер недоступен
В ответ на неодобрение сильно расстраивается (чувствует подавленность)
Легко расстраивается, склонность к преувеличению демонстрации негодования и неудовольствия
Ревность
Страх одиночества
Навязчивое проявление заботы
Покорность, уступчивость, внушаемость
Готовность пожертвовать независимостью ради привязанности
Уделяет меньше внимания работе, учебе, и друзьям, чем партнеру по отношениям
Навязчивое стремление к тому, чтобы о нем заботились
Партнер такого человека описывает свои ощущения как «удушье, отсутствие воздуха»
Готовность находиться с партнером постоянно
Постоянно требует, чтобы его успокаивали
Цепляется за партнера, канючит, дуется, требователен
Желание слиться с партнером
Стремление произвести впечатление и добиться похвалы
Выжимает из партнера ответные реакции
Сосредоточенность на себе, демонстративность, стремление быть в центре внимания
Дезорганизованная привязанность
Нарушение регуляции психофизиологического состояния
Нарушение регуляции аффекта (слишком много , либо слишком мало)
Провалы в самонаблюдении или самоконтроле
Дискретность самоощущения и аффективных состояний
Когнитивные искажения, спутанность, мышление подчинено внутренним импульсам
Нарушение чувства личной инициативы и целенаправленного поведения
Нарушение исследовательского и игрового поведения
Активизация противоречивых стратегий привязанности
Контролирующее поведение
Покорность или чрезмерно заботливое поведение
«Стабильная нестабильность» в отношениях
Защитная агрессия и беспомощность
Неспособность вызывать в других желаемую ответную реакцию
Привязанность оказывает влияние на отношения человека в течение всей его жизни. Для исследования типа привязанности у взрослого человека можно использовать следующее упражнение.
«Пять прилагательных, описывающих ранние отношения с родителями»
Психолог: « Я бы хотел попросить Вас выбрать пять прилагательных или других каких-то слов, которые отражали бы Ваши ранние отношения с матерью и отцом. Постарайтесь опираться на свои самые ранние воспоминания, но если не помните более ранних, то в возрасте от 5 до 12 лет.
Для этого требуется время, подумайте минутку. Вы будете называть их, а я буду их записывать. Далее я попрошу Вас рассказать о тех воспоминаниях, которые повлияли на выбор каждого из них» (из структурированного интервью взрослого человека, направленного на исследование привязанности (AAI)).