Организационно-педагогические условия подготовки педагогов школы к работе в инклюзивном классе.
Данная статья определяет условия для работы педагогов с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malysheva_e.a._statya.docx | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационно-педагогические условия подготовки
педагогов школы к работе в инклюзивном классе.
Инклюзивное образование — более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей [22, с.58].
Профессиональная педагогическая подготовка педагогов — процесс и результат освоения субъектами обучения системы профессиональных знаний; развития методологической культуры, формирования основных общепедагогических умений (аналитико-диагностических, проектировочных, прогностических, конструктивно-организационных, коммуникативных, рефлексивных), развития важнейших профессионально-личностных качеств (любви к детям, эмпатии, толерантности, рефлексии, эмоциональной устойчивости и др.)[2, с.8].
Все вышеперечисленное указывает на актуальность выбранной мною темы.
Цель: изучить особенности работы педагога в инклюзивном классе.
Объект: процесс обучения и воспитания в инклюзивном классе.
Предмет: особенности работы педагога в инклюзивном классе.
Задачи исследования:
- Изучить понятие и сущность инклюзивного образования.
- Изучить особенности условий работы педагога
- Рассмотреть требования к педагогу, работающему в инклюзивном классе
- Составить корпоративную программу обучения педагогов
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме;
- классификация, систематизация и обобщение полученной информации.
1.Теоретические основы инклюзивного образования в психолого-педагогической литературе
1.1.Понятие и сущность инклюзивного образования
Мы выбрали для работы идеи Л. С. Выготского, который указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения.
Также австрийский врач-психиатр К. Кёниг утверждал, что жизнь вместе с «инвалидизированными» людьми полезна «нормальным» людям, помогает им развивать коммуникативные навыки и преодолевать эгоизм. Он считал «тремя большими ошибками» современности агностицизм, дарвиновское понятие «естественного отбора» и психологическая теория измеряемого интеллекта.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
- Требования к педагогу, работающему в инклюзивном классе
- педагог должен быть сориентирован с возможностями коррекционной педагогики;
- владение гибкими формами преподавания, методами интерактивного
- обучения;
- умение работать в команде, взаимодействовать со специалистами для
- выстраивания психолого - педагогического сопровождения обучения детей с особенностями развития;
К личностным характеристикам педагога, относятся хорошая саморегуляция и самодисциплина, настойчивость, способность разрешать трудные ситуации, этичность, ответственность, тактичность, эмоциональная теплота, жизнерадостность [20, с.28].
С целью изучения готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ мною было проведено анкетирование, в котором приняли участие 30 педагогов МБОУ Школы №52.
В целом анализ результатов ответов на вопросы анкеты установил неоднородность позиций учителей общеобразовательной школы по поводу инклюзивного обучения детей с ОВЗ, а также низкий уровень знаний педагогов по специальной психологии, коррекционной педагогике и методике преподавания учебных предметов.
Выяснилось, что на первом месте стоят проблемы, связанные со знанием и учетом особенностей психофизического развития детей с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе. На втором месте оказались ответы, связанные с проблемами в организации коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в определении специфических форм, методов и приемов работы в рамках урочной и внеурочной деятельности, а также в формировании межличностных отношений учеников класса.
Таким образом, результаты исследования обозначили степень готовности учителей общеобразовательных учреждений к организации инклюзивного обучения и основные трудности, с которыми при этом сталкиваются педагоги.
2.3 Программа корпоративного семинара по подготовке педагогов к работе в инклюзивном классе
В результате освоения программы педагог должен обладать следующими компетенциями:
готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
знать современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ОВЗ;
определять индивидуальные особенности ребенка в его учебной деятельности;
методикой составления рабочих программ по обучению детей с ОВЗ в классе интегрированного обучения.
В программе предусмотрены различные формы обучения: лекции, семинары, тренинги, мастер-классы педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Тематическое планирование
№ | Название |
1. | 1. Концептуальные основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 2. Лекция «Профессиональная деформация в педагогической деятельности». Презентации «Личностные особенности»; «Ключ» 3.Мастер-класс педагогов, работающих с детьми с ОВЗ |
2. | 1. Инклюзивное образование детей с ОВЗ в России и за рубежом 2. Психологический семинар «Эмоциональная культура педагога». 3. Групповая дискуссия: «Причины эмоциональных срывов». «Когти тигра», «Снеговик», «Маски релаксации». |
3. | 1. Условия и модели инклюзивного образования 2. «Личность педагога – инструмент воспитания» 3. Мозговой штурм “Способы саморегуляции в ситуации стресса”. |
4. | 1. Внедрения инклюзивного образования детей с ОВЗ в массовые общеобразовательные учреждения: перспективы и проблемы 2. Моя личность - профессиональный инструмент. 3. Креативная деятельность «Герб профессии», «Вверх по радуге» «Круг света» |
5. | 1. Методические рекомендации по внедрению инклюзивного образования детей с ОВЗ в образовательные учреждения 2. «Эмоциональная культура педагогического общения» 3.Семинар-тренинг «Техники прогрессивной релаксации. Идеомоторные упражнения». Психодинамическое упражнение «Грезы», «Совместное музыцирование», «Аплодисменты». |
В ходе реализации программы в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
• снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;
• формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
• повышается самооценка и уверенность в себе.
Заключение
Одна из проблем развития инклюзивного образования в настоящее время – недостаточная профессиональная подготовка педагогов общего образования, их психологическая неготовность к взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с «особыми» детьми требует от учителя знаний об особенностях этих детей: характера нарушений их здоровья, особенностей поведения, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и т.д. У учителя должна быть выработана установка на учет особенностей детей с ОВЗ в учебно-воспитательной работе. Задачей учителя является формирование у учащихся таких форм поведения, которые исключали бы агрессию, игнорирование, насмешки, равнодушие и т.п. по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.