Особенности эмоциональных переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ

 

Выводы на на основании теоретического анализа психологической работы "особенности эмоциональных переживаний у старшекласников в период сдачи ЕГЭ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_emotsionalnyh_perezhivaniy.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности эмоциональных переживаний

                    у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ

В данной работе на основании теоретического анализа психологической литературы нами были сделаны следующие выводы:

  1. Эмоциональное переживание- это психическое состояние в котором преобладающими процессами являются эмоции, возникающие в ответ на личностно значимую ситуацию (внешнюю или внутреннюю).
  2. Эмоциональные переживания имеют следующие особенности

- знак эмоционального переживания;

- модальность эмоционального переживания;

- длительность эмоционального переживания;

- интенсивность эмоционального переживания;

- глубина эмоционального переживания;

  1. Разница в эмоциональных переживаниях в период ЕГЭ зависят от индивидуально-типологических и личностных особенностей, важными среди которых являются темп деятельности, уровень пластичности- ригидности, уровень  самооценки и особенности мотивации.
  2. В целом, отношение к ЕГЭ у старшеклассников амбивалентное, с одной стороны осознание важности и значимость этого периода, понимают влияние ЕГЭ на их дальнейшую жизнь, с другой стороны, оценки  ЕГЭ носят  преимущественно негативный характер.
  3. Необходимо также отметить, что решение сложных мыслительных задач вообще невозможно без определенного эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т. к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. «Эмоциональное решение» значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основного принципа решения задач. Выступая против ошибочных вербальных (словесных) оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию «коррекции» поисковой деятельности, приводящей к объективно верным результатам. Предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет человеку: а) почувствовать, что выполняемая им деятельность является «его деятельностью»; б) как бы дистанционно оценивать условия протекания планируемой деятельности, т. е. осуществлять так называемое предварительное «эмоциональное планирование». Здесь даже отрицательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» (эмоциональная активизация, являющаяся продуктом интеллектуального процесса) и «ситуативных» (эмоциональная активация, порождаемая общей ситуацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоций.

В практической части нашего исследования представлены результаты эмпирического исследования различий в особенностях эмоциональных переживаний старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ (юношей и девушек).

В ходе выполнения эмпирической части работы были сделаны следующие выводы:

  1. Школьные ситуации (связаны со школой, общением с учителем, ответами на уроках, проверкой знаний, в том числе контрольными, экзаменами) рассматриваются как юношами, так и девушками, как ситуации высокотревожные,  вызывающие сильный страх и беспокойство..
  2. Ситуации, в которых актуализируются представления о себе вызывает очень сильную тревогу, страх, беспокойство у девушек в большей степени, чем у юношей.
  3. Ситуации межличностного взаимодействия так же вызывают тревожность, как у юношей, так и у девушек..
  4. Самооценочная тревожность переживается девушками по сравнению с юношами в большей степени, чем межличностная тревожность.
  5. Ситуация экзамена и процесс подготовки к нему  является стрессовой, и в ней испытывают тревожность и юноши и девушки. Но, при этом, девушки переживают эту ситуацию с большим уровнем тревожности, чем юноши.
  6. Для девушек в большей степени, чем для юношей  характерны переживания страха, тревоги, неуверенности в себе не только в ситуациях публичной демонстрации знаний (ответа у доски), но и ситуациях письменного экзамена (ситуациях, в которой происходит ЕГЭ). Тревожность проявляется как на физиологическом уровне: слабость и дрожь в ногах и руках, так и на психологическом уровне: растерянность невозможность собраться с мыслями. Экзаменационная ситуация становится для них серьезной психотравмой. Данные особенности обуславливают  такие изменения в познавательной деятельности, как ослабление концентрации и переключаемости внимания, трудности при отделении главного от второстепенного и др.
  7. Для девушек характерен более низкий уровень общей самооценки по сравнению с юношами. Самооценка тесно связана с саморегуляцией, переживанием эмоционального стресса, его восприятие и поведенческими реакциями. Низкая самооценка может вызывать поведение по типу «вынужденной беспомощности», когда человек опускает руки и не вырабатывает эффективные способы его преодоления. Оценивая себя низко, девушки-старшеклассницы заранее предполагают, что их результаты на экзамене буду оценены низко, низкая самооценка не дает им возможности сориентироваться в процессе экзамена, активизировать свои ресурсы (психофизиологические, интеллектуальные).
  8. В целом для девушек-старшеклассниц характерна стрессоустойчивость ниже среднего уровня, что не позволяет девушкам достаточно эффективно снижать действие экзаменационного стресса, что в свою очередь приводит к выраженным негативным эмоциональным переживаниям в процессе подготовки к ЕГЭ.  

На основании проведенного исследования мы можем утверждать, что цель исследования достигнута, задачи - решены, полностью подтверждена гипотеза о том, что существуют различия в эмоциональных переживаниях юношей и девушек, обучающихся в старших классах, в период сдачи ЕГЭ. Это выражается в том, что у девушек более выражены переживания самооценочной тревожности, переживания уровня тревожности в ситуации проверки знаний, ниже уровень, как общей самооценки, так и самооценки стрессоустойчивости.