Сказкотерапия как метод формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста
Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_kak_zdorovesberezhenie.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия- как метод формирования
психологического здоровья детей дошкольного возраста
Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.
Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.
Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решение своих жизненных проблем. Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.
Цель сказкотерапии: воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребенка.
Задачи сказкотерапии:
- Формировать представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого;
- Формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
- Развивать у детей интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
- Развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
- Снижение уровня тревожности и агрессивности;
- Развитие умения преодолевать страхи.
Выделяют несколько видов «лечебных» сказок:
1. Народные (художественные) сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность, формируют чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь».
2. Дидактические сказки (обучающие, развивающие).
Расширяют знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях.
3. Диагностические сказки. Помогают определить характер ребенка и выявляют его отношение к миру.
4. Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение
5. Психокоррекционные (психологические, психотерапевтические) сказки. Вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Формы работы со сказками:
- Чтение, рассказывание сказки.
- Показ игрушек, иллюстраций, картинок.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
- Рисование сказки.
- Лепка по сказке.
- Изготовление кукол, масок, атрибутов, декораций.
- Сказкотерапевтическая диагностика.
- Решение сказочных задач.
- Сочинение сказки.
- Пересказ сказок; рассказ сказки по кругу.
- Постановка сказки.
Требования к работе со сказкой:
1. Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт, ссора детей, непослушание, тревожность и т. д.)
2. Искренность. От воспитателя требуется искренность повествования и открытость.
3. Дозированность. Сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.
Ткач Разида Мугалимовна, практикующий психолог консультант, доктор филосовских наук считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
Начало сказки, встреча с ее героями происходит со слов «Жили-были…»
Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.
Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
- И вдруг однажды…Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Из-за этого…Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки… Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
Этапы работы со сказкой:
1. Ритуал «Вхождение в сказку»
2. Чтение сказки
3. Обсуждение сказки
4. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки»
1.«Вхождение в сказку»: музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку. Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
Игра «Волшебный клубочек», стих «Сказка в гости к нам пришла, нам ее встречать пора». Также новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под волшебным ковром, или в гости приходит Иван Царевич и приносит письмо. Дети просят почитать.
2. Чтение сказки.
1 варианта: читаем сказку полностью, без обсуждения.
2 вариант – в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.
3. Обсуждение сказки. На примере переделанной терапевтической сказки «Цветик - семицветик», с ребятами 7 группы обсудили следующие вопросы:
Что чувствовал Женя по отношению к воспитательнице?
Почему Женя во сне решил отдать цветик-семицветик?
Из-за чего и как изменилось отношение Жени к воспитательнице?
Почему Женя решил научиться владеть своим поведением без всякого волшебства?
Мы проговорили с ребятами, как они чувствуют себя, когда их дразнят, толкают. Проанализировали, что такое поведение есть и в их группе. Затем дети вспомнили, как в реальной жизни можно избежать такие поступки, когда можно получить физическую травму.
4. Ритуал «выхода из сказки». Использование мелодии для выхода из сказки или проговаривание, стихов, определенных слов.
Вывод: Сказкотерапия позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
Дети, находясь в сказке, взаимодействуют со многими сказочными героями и, как в жизни, ищут пути решения проблем, которые встают перед ними.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 67»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413105, Саратовская область, город Энгельс, 1 микрорайон, дом 10, тел.: 8(8453) 55-30-21
E-mail: MDOY-67@yandex.ru
«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД
ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила:
педагог – психолог
Нищенкова Оксана Вениаминовна
г. Энгельс 2022