Стратегии общения

Доровских Оксана Дмитриевна

В изменяющемся обществе все чаще осознается, что эффективность жизни и деятельности во многом зависит от реализации в общении возможностей человека.

Общение друг с другом — чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения.

Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игр, упражнений.

 Игра — это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом.

Учащиеся, склонные к правонарушениям, как правило, имеют низкий уровень коммуникативных навыков, именно на развитие коммуникативных навыков направлено это занятие.

Цель занятия – развитие коммуникативных навыков, сoздaние yслoвий для oбpaщения учащихся к oпытy oбщения нa мoдели игpoвoй ситyaции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strategii_obshcheniya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

В изменяющемся обществе все чаще осознается, что эффективность жизни и деятельности во многом зависит от реализации в общении возможностей человека.

Общение друг с другом — чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения.

Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игр, упражнений.

 Игра — это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом.

Учащиеся, склонные к правонарушениям, как правило, имеют низкий уровень коммуникативных навыков, именно на развитие коммуникативных навыков направлено это занятие.

Цель – развитие коммуникативных навыков, сoздaние yслoвий для oбpaщения учащихся к oпытy oбщения нa мoдели игpoвoй ситyaции.

Задачи:

-овладеть знаниями, практическими приемами общения в различных условиях;

-развивать способности анализа ситуаций, характерных при общении с людьми;

-отработать приемы коммуникации;

-способствовать созданию климата сотрудничества.

Формы взаимодействия: игровые упражнения, беседа.

Организация деятельности учащихся: групповая и индивидуальная.

Категория участников: учащиеся 7-9 классов.

Хoд зaнятия:

1.Пpивeтствие (1 мин)

Педагог приветствует учащихся, предлагает показать свое настроение на начало занятия на листах рефлексии и озвучивает правила работы:

1.Проявлять активность.

2.Слушать друг друга, не перебивая.

2. Введение в тему (5 мин)

Педагог задает вопрос: «Зaчeм нужно знать, уметь пользоваться правилами (секретами) общения?».

Обсуждение. Педагог обобщает ответы детей, предлагает выполнить упражнение «Грибы» для проверки умения общаться.

 -упражнение  «Грибы»: пo сигналy ведyщегo, нaзывaющегo oпpеделенное числo (не бoлее числa учaстникoв гpyппы),  дoлжнo встaть стoлькo челoвек, скoлькo былo нaзвaнo. Дoгoвapивaтьcя дpyг с дpyгoм нельзя. Дается 2-3 попытки выполнения задания.

Пo итогaм aнaлизa игpы учащиеся формулируют необходимость сoблюдeния правил общения, которые регулируют взаимодействие.

3. Тема занятия(5 мин)

 «Стратегии взаимодействия» (форсайт-сессия)

Педагог информирует о наличии стратегий общения и предлагает участникам познакомиться с ними. Каждая группа учащихся изучают стратегии общения, разделив их между собой стратегии, озвучивает их суть, примеры, характерные для этого вида взаимодействия для ребят своей группы (материал предварительно готовится педагогом и раздается каждой группе детей) (приложение 1).

4. Закрепление материала «Парный рисунок» (5 мин)

Приглашаются по 2 человека от каждой группы, они держат 1 ручку. Участникам дается инструкция, что на листе бумаги тот, что слева, должен нарисовать треугольник, а тот – что справа – круг. Но, на странице только одна фигура может быть!

Во время работы, делается инструкция участникам о стратегии общения в паре:

1 попытка-конкуренция (каждый стремится нарисовать своё)

2 попытка- избегание (каждый не делает ничего)

3 попытка- приспособление (игнорируем свое задание)

4 попытка-компромисс (уступаем взаимовыгодно)

5 попытка- сотрудничество (выгодный, необычный вариант решения вопроса).

По завершению выполнения попыток, участники определяют максимально оптимальную стратегию общения.

5. Самоанализ стратегии общения, упражнение «Праздничный пирог»

(3 мин)

Данное упражнение позволит определить стратегию поведения каждого.

«Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?»

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)

2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция.)

3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)

4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)

5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)

Рефлексия: «Выбрали? Подумайте, насколько комфортно вам с этой стратегией в жизни?!»

6. Основной этап- игра «Кораблекрушение» (15 мин)

1.Учащимся предлагается решить ситуацию в ходе игры «Кораблекрушение» (приложение 2), демонстрируя разные стратегии поведения: конкуренция, избегание, сотрудничество, приспособление, компромисс.

2.Капитаны команд, в конце игры оглашают результат, анализируя какие стратегии общения использовались в командах. На экране появляется слайд с ребусом о самой эффективной стратегии общения (приложение 3)

7. Подведение итогов, рефлексия настроения на листах (2 мин)

Список используемой литературы

  1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие.- 6-е изд.- М.: Генезис, 2014.
  2. Родионов В.А.  Я и все-все-все: тренинговые занятия по формированию социальных навыков.-Ярославль: академия развития, 2002.

Приложение 1

Характеристика стратегий общения

Название стратегии

Достоинства

Недостатки

Конкуренция – отстаивание
своих интересов до конца,
иногда в ущерб другому

Все твои интересы соблюдены

Репутация скандалиста
и неприятного человека

Избегание – откладывание
решения вопроса

Выигрываешь время

Проблема не решена,
негативные эмоции не исчезли,
а загнаны внутрь

Сотрудничество – взаимовыгодный вариант решения вопроса

Учтены интересы обеих сторон

Требует много сил и времени.

Приспособление – игнорирование
своих интересов в пользу другого

Не испорчены отношения 
с человеком, так как
его интересы соблюдены

Твои интересы остались без внимания

Компромисс – взаимовыгодные уступки, но интересы учтены не все

Часть интересов обеих сторон соблюдена

Получил лишь часть того,
на что рассчитывал, и надо строго соблюдать условия договора

Приложение 2

«Кораблекрушение»

Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вы дрейфуете в спасательной шлюпке в южной части Тихого океана. Ваше точное местонахождение неизвестно, но вы находитесь приблизительно в тысяче миль от ближайшей земли. В шлюпке имеются только 15 предметов. Каждый из вас получает их список. Кроме этого, имущество оставшихся в живых — несколько коробков спичек и пять банкнот...

Ваша задача – проранжировать предметы в списке в соответствии с их значимостью для выживания.

  1. Секстант
  2. Зеркало для бритья
  3. Канистра с водой
  4. Противомоскитная сетка
  5. Пищевой НЗ на 3 дня
  6. Карты Тихого океана
  7. Надувная подушка
  8. Небольшая канистра солярки
  9. Транзисторный радиоприемник
  10. Репеллент, отпугивающий акул
  11. 5 квадратных метров непрозрачной пластиковой пленки
  12. Бутылка спирта
  13.  5 метров нейлоновой веревки
  14. Две коробки шоколада
  15. Рыболовная снасть

Согласно мнению «экспертов», потерпевшему кораблекрушение в океане более всего необходимы две категории  предметов:   служащие  дляпривлечения внимания и помогающие выжить до прибытия спасателей. Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, не исчерпывает всех возможностей их использования (например, секстантом можно отбиваться от летающих рыб!)

  1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.        
  2. Канистра  с  соляркой.. Важна для сигнализации. Солярка может быть вылита на воду,  зажжена  банкнотами  и спичками  и  будет  плыть  по воде, привлекая внимание спасателей.
  3. Канистра с водой. Для утоления жажды.
  4. Коробка с пищевым НЗ. Обеспечивает основную пищу.
  5. Пластиковая пленка. Используется для сбора дождевой воды,  обеспечивает защиту от стихии.
  6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.
  7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже чем шоколад, по тому что в данной ситуации «синица в руках лучше,  чем журавль в небе». Нет уверенности в том, что вы поймаете рыбу.
  8. Нейлоновая веревка. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
  9. Надувная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить  спасательным средством.
  10. Репеллент, отпугивающий акул.
  11. Спирт. Может быть использован и качестве антисептика, в других случаях малоценен, поскольку применение вовнутрь может вызвать обезвоживание.
  12. Радиоприемник.  Имеет незначительную  ценность,  таккак нет передатчика.
  13. Карты  Тихого  океана. Бесполезны без дополнительных  навигационных приборов.  Для вас важнее знать не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
  14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.
  15. Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Приложение 3

3, 5,1, 8, 2, 9, 4, 6, 7, 13, 3, 1, 10, 5

т

у

с

н

о

и

ч

р

с

д

в

т

ю

ж

н

ё

о

е

1

2

3

4

5

6

7

8

3

9

10

1

11

12

4

13

5

13