Диагностическая деятельность педагога-психолога в рамках построения оптимальной модели воспитания для формирования и развития социально-успешной личности школьника

Доровских Оксана Дмитриевна

Психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода их обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации является важным звеном в построении оптимальной модели воспитания социально-успешной личности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностическая деятельность педагога-психолога в рамках построения оптимальной модели воспитания для формирования и развития социально-успешной личности школьника

В современной модели воспитания для формирования и развития социально-успешной личности школьника акцент сделан на формирование жизненной перспективы каждого обучающегося, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Выделение среди ключевых ценностей системы образования ориентации на развитие личности, её самоопределение, активную жизненную и гражданскую позицию, высокую нравственность, позитивное отношение к себе и другим задаёт систему требований к личностной зрелости выпускников школы, способных и готовых работать в новых социально-экономических условиях.

Психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода их обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации является важным звеном в построении оптимальной модели воспитания социально-успешной личности школьников.

Психологическая диагностика обеспечивает анализ ситуации развития школьника на каждой образовательной ступени через реализацию диагностических исследований.

Формы организации диагностической работы:

Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников параллели 1, 4, 5, 9, 11-х классов – так называемое «фронтальное», плановое обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить особенности детей в отношении измеряемых характеристик. Фронтальная диагностика является плановой и проводится в соответствии с графиком работы педагога-психолога с каждой возрастной группой (классом) школы.

Углублённое психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики или запроса родителей, педагогов. Углублённое психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования. Результаты обследования служат компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребёнка в общении, обучении и др.

Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед.

Важность деятельности педагога-психолога гимназии в начальной школе заключается в создании такой социальной ситуации развития, которая способствовала эффективному образованию. Фронтальные диагностики обучающихся начальной школы, их анализ дают возможность сформировать представления у педагогов и родителей гимназии опознавательных возможностях, мотивации обучающихся, сформированности эмоционально-волевой сферы, уровнеих адаптации к школьному обучению.

Ежегодно все обучающиеся 1-х классов принимают участие во фронтальных диагностических обследованиях. Анализ результатов первичной диагностики процесса адаптации к обучению в школе показывает принятие правил и норм школьной жизни обучающимися 1-х  классов: 51 % детей обладают высокой и средней школьной мотивацией, следуют указаниям педагога, справляются с учебной деятельностью; 49 %- положительно относятся к школе, достаточно благополучно чувствуют себя, с удовольствием общаются с одноклассниками и педагогами, но познавательные мотивы развиты в меньшей степени и школа их привлекает пока  лишь атрибутами. Результаты изучения самооценки первоклассников  выявляют  у 17 % обучающихся  показатели, характеризующие наличие адекватной самооценки. Эти дети понимают, что они отличаются не всегда примерным поведением, но доброжелательно относятся к окружающим, положительно оценивают свои поступки, применяют нормы и правила социальной жизни. У 83 % обучающихся - завышенные представления о себе, своих возможностях и поведении. Завышенные результаты свидетельствуют о возрастной  норме, дети  оценивает себя со свойственной им необъективностью. Родителям и  педагогам даны  консультации по сопровождению обучающихся, направленному в том числе и на воспитание социально-успешной личности школьников.

Обсуждение результатов диагностических обследований на групповых консультациях с педагогами гимназии дает возможность через знание уровня мотивации школьников, уровня развития их интеллекта, эмоционально-волевых качеств построения и оптимальной модели обучения и воспитания социально-успешной личности школьника.

Мониторинговые исследования в средней школе представлены исследованием адаптации учащихся 5 класса к среднему звену, индивидуальных личностных особенностей, социометрического статуса класса (коэффициент групповой сплоченности, наличие лидеров и аутсайдеров).

Ежегодно результаты исследований дают представление об умении и желании учиться, социальной активности учащихся. Пятиклассники принимают изменение своего социального статуса,  новую систему взаимодействия. Для 72% обучающихся характерно эмоциональное состояние без признаков негативного отношения как в целом к школе, так и к отдельным сторонам учебного процесса.  28% детей имеют повышенный уровень тревожности, их эмоциональное состояние, связанное с различными формами его включения в жизнь школы, соответствует возрастным особенностям младших  подростков, имеющих особенности личностного развития. Вместе с тем отмечается некоторый страх не соответствовать ожиданиям взрослых. Классным руководителям обобщенные данные по классам в виде рекомендаций для родителей были сообщены в ходе индивидуальных консультаций педагогом-психологом.

Анализ результатов первичной диагностики процесса адаптации к обучению в среднем звене показывает, что обучающиеся 5-х классов принимают правила и нормы школьной жизни на новой социальной ступени:

27 %  детей имеют познавательную мотивацию, учебные нормы ими приняты и понятны; положительно относятся к школе, достаточно благополучно чувствуют себя, с удовольствием общаются с одноклассниками и педагогами, соблюдают нормы и правила общения. 73% учащихся приходят в школу по социальным мотивам, положительно относятся к школе, посещают школу с желанием, даже имея трудности с усвоением школьной программы, но познавательные мотивы развиты у них в меньшей степени и школа привлекает их внешней стороной. Негативно настроенных к обучению нет, отмечается признаки низкого эмоционально-волевого развития у детей в виде нежелания самостоятельно выполнять задания, принимать решения, выполнять поручения. Классным руководителям даются рекомендации по сопровождению обучающихся с учетом их особенностей развития, предлагается провести анализ педагогических установок, объективность требований, установление деловых (дружеских, не авторитарных) отношений с детьми, снижение частоты использования отрицательного стимулирования выполнения деятельности учащихся, использование положительного стимулирования, поощрение ситуаций самовыражения и самораскрытия ребенка, мотивация на успех, снижение значимости момента проверки знаний (придание процессу проверки знаний излишней значимости, «запугивание накануне», публичность ответов).

В старших классах успешность определяется умением капитализировать имеющийся ресурс, основанным на понимании собственных перспектив и средств достижения личных результатов.

Деятельность педагога-психолога в старшей школе реализуется через программу «Психология и выбор профессии».

Цель деятельности педагога-психолога способствовать формированию социальной ситуации развития, готовить старшеклассника к осознанному профессиональному и личностному самоопределению, безопасному получению социального опыта.

Учащиеся в ходе групповой или индивидуальной работы прослушивают ориентационные курсы, призванные активизировать процессы самопознания и создать основу для профессионального самоопределения.

Проводится первичная диагностика профессиональных предпочтений, в ходе которой решается несколько задач: диагностика, самопознание, получениезнаний о профессиях, повышение социальной компетенции, стрессоустойчивости.

Мониторинговые исследования в старшей школе показывают уровень адаптации к старшей школе учащихся 10 класса, готовность к сдаче ЕГЭ, дают представления о готовности сделать осознанный выбор, социальной и коммуникативная компетентности.

Анализируя диагностическую деятельность педагога-психолога приходит понимание важности этой деятельности в процессе выстраивания воспитательной работы, направленной на формирование и развитие социально-успешной личности школьника.