Алгоритм действий и индивидуальная работа психолога с ребенком, имеющим суицидальным риск.
Цель: повышения уровня информированности и компетентности психологов при работе с ребёнком, имеющим суицидальным риск.
Задачи:
- Познакомить с понятием «суицидальный риск», какие степени выделяют и их характеристика.
- Ознакомить с этапами индивидуальной формы работы и методами.
- Дать рекомендации об эффективных способах коммуникации с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_deystviy_i_individualnaya_rabota_psihologa_s_rebenkom.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм действий и индивидуальная работа психолога с ребенком, имеющим суицидальным риск.
Цель: повышения уровня информированности и компетентности психологов при работе с ребёнком, имеющим суицидальным риск.
Задачи:
- Познакомить с понятием «суицидальный риск», какие степени выделяют и их характеристика.
- Ознакомить с этапами индивидуальной формы работы и методами.
- Дать рекомендации об эффективных способах коммуникации с ребенком.
«Группа суицидального риска» - это те люди, которые находятся под воздействием семейных, социальных, личностных социогенных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого, данной категории требуется особое внимание педагогов и специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условий для оптимального развития.
Деятельность по формированию и сопровождению группы суицидального риска является вторичной профилактикой, требует от психологов, с одной стороны - достаточно развитых навыков психологического консультирования (навыки активного слушания, ведения клиента по проблеме, инструктирование, умение предъявлять требования). В результате чего необходимо проводить мероприятия, которые будут способствовать повышению компетенции специалистов, участвующих в сопровождении детей «группа риска».
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Выделяют 3 степени суицидального риска:
- невысокий риск (есть суицидальные мысли без определенных планов);
- риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации);
- высокий риск (есть суицидальные мысли, разработан план, есть сроки реализации).
Не высокий риск
- Педагог-психолог должен предложить подростку эмоциональную поддержку.
- Проработать с ним суицидальные чувства.
- Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка.
- Встретиться с родителями (замещающими лицами) и договориться о взаимодействии.
- Направить ребенка к психотерапевту (психиатру).
- После серии консультативных бесед включить в коррекционную группу, где он будет иметь возможность научиться конструктивно разрешать трудные жизненные ситуации.
Риск средней степени:
- Необходимо предложить подростку эмоциональную поддержку (сопереживание», эмпатийное слушанье).
- Проработать суицидальные чувства (страх, стыд и тд.).
- Укрепить желание жить (поиск ресурсов).
- Обсудить альтернативы самоубийства (как, каким путем можно решить возникшую проблему, ситуацию).
- Заключить контракт (соглашение с подростком о ориентации коррекционной работы, сроках реализации индивидуального плана сопровождения, разделение ответственности за результат совместной работы).
- Срочно направить к психотерапевту (психиатру).
- Связаться с семьей, друзьями и договориться о взаимодействии.
- После индивидуальной коррекционной работы с подростком включить его в коррекционную работу, где он будет иметь возможность научиться конструктивно разрешать трудные жизненные ситуации.
Высокий риск:
- Постоянно оставаться с подростком, не покидая его ни на минуту.
- При необходимости удалить орудия самоубийства.
- Заключить контракт.
- Немедленно связаться с психиатром, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию.
- Информировать семью.
- После выписки из больницы провести курс психологической реабилитации.
Этапы индивидуальной формы работы:
Этапы | Главные задачи этапа | Используемые приемы |
Начальный этап | Установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства» | «Сопереживание», «Эмпатийное выслушивание» |
Второй этап | Установление последовательности событий, которые привели к кризисной ситуации; снятие ощущения безвыходности ситуации | «Преодоление исключительности ситуации», «Поддержка успехами и достижениями», «Структурирование беседы», «Постоянное внимание к содержанию», «Определение конфликта» |
Третий этап | Совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации | «Интерпретация», «Планирование», «Удержание паузы», «Фокусирование на ситуации» |
Заключительный этап | Окончательное формулирование плана деятельности; активная психологическая поддержка | «Логическая аргументация», «Рациональное внушение уверенности» |
«Как надо с ним говорить…»
Если Вы слышите… | Обязательно скажите… | Не говорите… |
«Ненавижу – школу!» | «Что там происходит, что заставляет тебя так чувствовать?» | «Когда я был в твоем возрасте... Да ты просто лентяй!» |
«Все кажется таким безнадежным. Что толку?» | «Иногда мы чувствуем себя подавленными… Давай подумаем, какие у нас проблемы и прикинем, какую из них надо решить в первую очередь». | «Тебе бы следовало подумать о тех, кому еще хуже, чем тебе!» |
«Всем было бы лучше без меня…» | «Ты очень много значишь для своих близких…», «Меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?» | «Не говори глупости. Давай поговорим о чем-нибудь другом…» |
«Я совершил скверный поступок!» | «Давай сядем и поговорим об этом». | «Что посеешь, то и пожнешь!» |
«Никто не понимаете меня!» | «Скажи мне, как ты чувствуешь себя: я действительно хочу это знать!» | «Кто же может понять подростка в наши дни?» |
Спасибо за внимание!!!
Литература:
- Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
- Всемирная организация здравоохранения Предотвращение самоубийств. Справочное пособие для консультантов. - Женева 2006, 30 С.
- Костюкевич, В.П., Биркин, А.А., Войцеха, В.П., Кучер, А.А. Теория и практика выявления и предупреждения самоубийств в деятельности практического психолога / В.П. Костюкевич,
А.А. Биркин, В.П. Войцеха, А.А. Кучер. - М., 2003.
- Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В. Старшенбаум. М.: КогитоЦентр, 2005.