Отчёт по практике. Игра как средство коррекции заикания у дошкольников
Введение
Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов.
Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка, необходимо подчеркнуть важность дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося. Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в игре наиболее активно происходит развитие ребенка – его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. Возникшая в системе дошкольного образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр. Игры начинают входить в дидактику более активно. В последние годы вопросы теории и практики игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером.
Анализ научно-теоретических положений позволяет сделать вывод, что вопросы игровой деятельности детей дошкольного возраста исследованы и разработаны достаточно глубоко в теоретическом и практическом плане, однако представляет интерес разработка проблемы использования игры в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Несмотря на существенный интерес исследователей к проблеме развития речи у детей дошкольного возраста и понимания ее значения, а также накопленного к настоящему времени опыта, проблема определения оптимальных средств коррекции заикания детей данной категории по-прежнему остается мало разработанной.
Актуальность данной проблемы повлекла за собой выявление противоречия между необходимостью развития речи у дошкольников с заиканием и недостаточной разработанностью способов коррекции их речевого развития.
Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия позволили сформулировать тему исследования: «Игра как средство коррекции заикания у дошкольников».
Целью исследования является: теоретическое обоснование, разработка и апробация серии игр, направленных на коррекцию заикания детей дошкольного возраста.
Объектом является процесс коррекции заикания у детей дошкольного возраста.
Предметом выступает серия игр, направленных на коррекцию заикания у дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс коррекции заикания у детей дошкольного возраста будет эффективным при условии включения комплекса специальных игр в структуру логопедических занятий и соблюдении следующих принципов:
– учет индивидуальных особенностей детей;
– дифференцированное применение игр, в зависимости от уровня речевого развития каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_praktike._igra_kak_sredstvo_korrektsii_zaikaniya_u_doshkolnikov.docx | 51.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение | 3 |
1. Библиография исследования | 6 |
| 9 |
2.1 Организация, цели и задачи эмпирического исследования | 9 |
2.2 Проведение комплексных занятий для преодоления заикания у дошкольников, включающих элементы игры | 13 |
| 14 |
Заключение | 16 |
Список использованных источников | 19 |
Приложения | 20 |
Введение
Жизненно важная функция речи является фундаментальным средством коммуникации, взаимодействия и общения человека с обществом. Нарушения речи в любой степени являются фактором, подавляющим развития личности и речевого общения. Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. В настоящее время все более актуальным является исследование проблемы нарушений речи и речевого общения людей с заиканием.
Как правило, расстройство речи возникает в раннем детстве, именно в период активного формирования речи и личности. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов.
До настоящего времени причины и механизмы развития заикания рассматриваются с разных точек зрения- логопедами, психологами, невропатологами и др.
Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка, необходимо подчеркнуть важность дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося. Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в игре наиболее активно происходит развитие ребенка – его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. Возникшая в системе дошкольного образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр. Игры начинают входить в дидактику более активно. В последние годы вопросы теории и практики игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером.
Анализ научно-теоретических положений позволяет сделать вывод, что вопросы игровой деятельности детей дошкольного возраста исследованы и разработаны достаточно глубоко в теоретическом и практическом плане, однако представляет интерес разработка проблемы использования игры в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Несмотря на существенный интерес исследователей к проблеме развития речи у детей дошкольного возраста и понимания ее значения, а также накопленного к настоящему времени опыта, проблема определения оптимальных средств коррекции заикания детей данной категории по-прежнему остается мало разработанной.
Актуальность данной проблемы повлекла за собой выявление противоречия между необходимостью развития речи у дошкольников с заиканием и недостаточной разработанностью способов коррекции их речевого развития.
Цель исследования: изучение проблемы заикания детей дошкольного возраста. Разработка и апробация серии игр, направленных на коррекцию заикания детей дошкольного возраста.
Объектом является заикающиеся дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция заикания детей дошкольного возраста с использованием логопедических игр.
Гипотеза исследования: предполагается, организованная система педагогической поддержки процесса коррекции заикания в игре является успешной у дошкольников.
Для конкретизации цели исследования и проверки поставленной гипотезы определены следующие задачи исследования:
- Изучить и проанализировать психологическую и методическую литературу по проблеме заикания;
- Провести комплексное логопедическое обследование заикающихся детей;
- Обобщить и анализировать результаты эмпирического исследования коррекции заикания у детей дошкольного возраста с использованием логопедических игр.
Для реализации поставленных задач мы избрали следующие методы исследования: ДОПОЛНИТЬ!!!!
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практической работе учителя логопеда.
- Библиография исследования
Плавность речи – один из основных параметров нормативного условного высказывания. Она обеспечивается, прежде всего, соблюдением просодических и речедвигательных параметров речи.
Нарушения плавности речи проявляются в несоблюдении названных параметров, в результате чего речь говорящего становится ненормативной по темпу, скандированной, прерываемой специфическими запинками, которые в рамках проблемы патологии речи принято обозначать как заикание. Запинки, обусловленные судорогами мышц периферического речевого аппарата, являясь внешним проявлением заикания, одновременно являются основной причиной нарушения плавности речи.
Аристотель, считал основной причиной заикания возникновения «влажность головного мозга», короткую уздечку языка, деформацию нёба.
М.Е. Шуберт, признавая важность конституциональных особенностей, считал принципиальными социальные условия жизни.
Н.П. Тяпугин, трактовал заикание с позиции И.П. Павлова, считая основополагающим в возникновении запинок в речи образование патологических условных рефлексов.
Р.Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи.
В.А. Гиляровский придавал особое значение фактору наследственности, а также тому влиянию, которое оказывает нарушение речи на развивающуюся личность.
Арнот и Шультесс видели в заикании судорожное закрытие голосовой щели.
А.А. Беккерель, удостоенный даже специальной премии Французской Академии наук за свой труд о заикании, считал, что оно вызывается чрезмерно быстрым выдохом заикающегося.
Американская учительница Ли, Диффенбах в свою очередь находили, что заикание происходит от сокращения мышц, удерживающих язык в полости рта.
Гарцгероде Блюме, излагая свой взгляд на заикание, писал, что заикание возникает оттого, что человек или мыслит быстро, так, что «речевые органы не поспевают и потому спотыкаются», или же наоборот речевые движения «опережают процесс мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это несоответствии мышцы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное состояние».
В начале XIX в. ряд французских исследователей, уже уверенно объясняли заикание различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата. А так же, как результат органического поражения голосового аппарата или неполноценной работы головного мозга. Они первые отметили сосредоточение акустического внимания заикающегося на своей речи.
Между тем современные исследования позволяют утверждать, что заикание в большинстве случаев относится к числу неврозов.
Наблюдения В.С. Кочергиной показали: заикание – это «заболевание центральной нервной системы в целом». У многих детей с заиканием были обнаружены различные нарушения высшей нервной деятельности и физического здоровья: повышенная раздражительность, обидчивость, плаксивость, негативизм, различные нарушения аппетита и сна, повышенное потоотделение, склонность к простудным и инфекционным заболеваниям, физическая ослабленность.
У заикающихся детей часто наблюдается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость движений.
Современными учеными заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции.
Таким образом, заикание – это расстройство темпа и ритма речи, проявляющееся ее прерывистостью, непреднамеренными паузами, повторами, судорожными движениями мышц, участвующих в речевом акте, дополнительными движениями в мышцах лица, шеи и конечностей. При заикании ребенок либо не может начать слово, либо судорога возникает во время произнесения слова и тогда звуки растягиваются, либо эти расстройства комбинируются.
2. Теоретические основы исследования
2.1 Организация, цели и задачи эмпирического исследования
Цель эмпирического исследования: преодоление заикания с помощью комплексных занятий для детей дошкольного возраста, включающих элементы игры.
Для результативности данной цели требуется провести и дать анализ комплексной психолого-педагогической диагностики дошкольников с заиканием. Перед комплексным занятием нами было проведено обследование детей в группе и на занятиях, которые позволили выявить речевые нарушение, поведение и личностные характеристики детей.
Построить и рассмотреть результативность курса комплексных занятий, включающих в себя элементы игры у детей дошкольного возраста с заиканием.
Исследование проводилось на базе МДОУ ДСОВ «Ромашка» с детьми 5 лет.
При подготовке игровых занятий были учтены результаты диагностики детей дошкольного возраста с заиканием. Этапы работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста, а так же ее содержание представлена в таблице 4.
Таблица 1 – Работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста
Этапы | Содержание | Сроки |
Констатирующий | Комплексное обследование дошкольников. | 16.02.2021 г. – 19.02.2021 г. |
Формирующий | Разработка и проведение курса комплексных занятий. | 20.02.2021 г. – 15.03.2021 г. |
Контрольный | Анализ коррекционной работы. Подведение итогов работы | 16.03.2021 г. – 29.03.2021 г. |
Во время обследования детей дошкольного возраста необходимо построить план действий/задачи:
⎯ для начала необходимо изучить анамнестические данные и личностные особенности испытуемых;
⎯ наблюдать за группой испытуемых детей дошкольного возраста с нарушением речи;
В исследовании принимали участие восемь детей дошкольного возраста с заиканием. Характеристика детей представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Анамнез участников эксперимента
Имя | Возраст/год рождения | Анамнез |
Слава | 5,5 лет 28.02.2021 г | Смешанная форма (наследственная предрасположенность заикания) заикания. Тонические судороги. По мимо заикания, ФНР, дислалия. Речевое развитие в норме, артикуляционный аппарат: подъязычная связканорма; подвижность губ и языканорма; прикус – норма; языкширокий. Повышенная саливация. Сон в норме. Поведение: смеялся. |
Лида | 5,5 лет 28.02.2021 г. | Невротическая форма заикания. Клонические судороги. В 2 года заикание. Речевое развитие в норме, артикуляционный аппарат в норме, без патологий. Сон в норме. Поведение: стесняется, говорит щепотом. |
Аня | 5,8 лет 28.02.2021 г. | Смешанная форма (наследственная предрасположенность заикания) заикания. Тонические судороги. Сон плохой. Речь малопонятна, помимо заикания, ФФНР, стертая дизартрия. Поведение: замкнута. |
Назар | 5,5 лет 28.02.2021 г. | Невротическая форма заикания. Клонические судороги. Запинки с 5,5 лет. Сон в норме. По мимо заикания, дислалия. Речь развита в норме, артикуляционный аппарат в норме, без патологий. Поведение: норма. |
Соня | 5 лет 28.02.2021 г. | Невротическая форма заикания. Клонические судороги. Помимо заикания ФНР. Сон в норме. Артикуляционный аппарат в норме, без патологий. Поведение: скромная, замкнутая. Речевое развитие в норме. |
Кирилл | 5,3 лет 28.02.2021 г. | Смешанная форма заикания. Тонические судороги. Речь малопонятна. Поведение: часто отвлекается, смеется. Сон плохой. Помимо заикания стертая дизартрия |
Ваня | 5,5 лет 28.02.2021 г. | Неврозоподобная форма заикания. Тонические судороги. Артикуляционный аппарат в норме, без патологий. Поведение: стеснительный, не общительный. Вовремя произношения предложений проглатывая слоги. |
Оля | 5,7 лет 28.02.2021 г. | Невротическая форма заикания. Клонические судороги. Поведение: норма. Артикуляционный аппарат в норме, без патологий. Помимо заикания дислалия. Сон в норме. |
Для сбора первичной информации о заикающихся дошкольниках, необходим был анализ анамнестических данных, в ходе которого было уточнено: форма заикания, судороги, речевое развитие, поведение, сон, место.
Принимая во внимание результат полученных данных, можно предположить, что вид заикания и судорог могут в большей степени воздействовать на заикание у детей дошкольного возраста.
Наблюдение проводилось во время группового занятия с логопедом. Во время наблюдения обращалось внимание на то, как дети ведут себя в группе, как строят свое речевое высказывание, включенность, степень выраженности заикания, моторика, взаимодействие с окружающими.
Итог наблюдения отмечен в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты наблюдения
Имя | Итог наблюдения |
Назар | В группе активен. Речевая активность повышена. Включен в занятие. Сопутствующие движения отсутствуют. Моторика в норме. |
Лида | В группе замкнута. Речевая активность повышена. Включена в занятие. Сопутствующие движения характерны. Моторика рук слаборазвита. |
Слава | В группе замкнут, стесняется. Речевая активность снижена. Включен в занятие. Сопутствующие движения характерны. Моторика рук слаборазвита |
Аня | В группе замкнута. Речевая активность резко снижена, речь малопонятна. Отсутствует включенность в занятие. Сопутствующие движения отсутствуют. Моторика слаборазвита. |
Соня | В группе неактивен, замкнут. Речевая активность снижена. Включен в занятие. Сопутствующие движения не характерны. Моторика в норме |
Ваня | В группе неактивен, замкнут. Речевая активность снижена. Включен в занятие. Сопутствующие движения не характерны. Моторика в норме |
Оля | В группе активна. Речевая активность повышена. Характерны сопутствующие движения. Включена в занятие. Моторика норма. |
Кирилл | В группе не активен. Речевая активность резко снижена. Сопутствующие движения не характерны. Нет включенности в занятие. Моторика слаборазвита. |
По итогам наблюдения за группой детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что большинство детей в группе замкнуты, это сопутствует низкому уровню социальной адаптации, у большинства детей слаборазвита моторика.
Во время комплексных занятий было проведено опытно – экспериментальное исследование, где участников эксперимента, детей дошкольного возраста с заиканием, разделили на две подгруппы. Группы участников эксперимента имеют схожие характеристики, единые условия.
С первой группой, детей дошкольного возраста с заиканием, работа была проведена по традиционным методам. Работа со второй группой, детей дошкольного возраста с заиканием, была проведена по специально разработанному комплексу занятий.
Беседа с детьми дошкольного возраста с заиканием проводилось во время игры, для быстрой адаптации детей к экспериментатору. Беседа представлена в таблице 3.
Таблица 4 – Результаты беседы
Имя | Результаты беседы |
Лида | Любит играть с плюшевой собачкой Аней. Мультики про принцесс. Любит собак. Не любит ходить в садик и не ходит. Друзей немного. Есть старшая сестра, ссорятся |
Слава | Любит строить. Любить смотреть все мультфильмы, какой любимый не знает. Нравятся кошки. Любит ходить в садик. Есть младшая сестра, очень любит ее. |
Назар | Любит рисовать. Смотрит «Черепашки Ниндзя». Любит кошек. Ходит в детский сад и очень много друзей. Нет сестры и брата. |
Аня | Любит играть с пони. Любит мультфильм «Майлитл пони». Нравятся лошади. Ходит в детский сад, но очень не хочет туда ходить. Друзей мало. Старший брат есть. |
Данные с беседы были необходимы в составлении комплексных занятий. Первичный результат диагностики показывает результаты наблюдения и беседы. У детей дошкольного возраста с заиканием коммуникативные умения и навыки находятся на низком уровне.
2.2 Организация и проведение комплексных занятий для преодоления заикания у детей дошкольного возраста, включающих элементы игры
В формирующем этапе эксперимента участвовало 4 дошкольника 5 лет. Занятия проводились два раза в неделю, длительность занятий 60 – 65 минут.
Цель комплексных занятий: преодоление заикания у детей дошкольного возраста с использованием игр.
Задачи:
- Развить коммуникативные умения и навыки у дошкольников с заиканием;
- Развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.
Так же были соблюдены следующие методические принципы:
- Принцип комплексности;
- Принцип системности;
- Общедидактические принципы;
- Принцип поэтапности;
- Учет личных особенностей;
- Учет ведущей деятельности.
Все занятия содержат четко построенную структуру:
- Приветствие;
- Основная часть;
- Завершение занятия.
В логопедической практике с заикающимися дошкольниками широко используются основной вид деятельности ребёнка- игра. Всевозможные игровые ситуации, пробуждают ребёнка к беспрепятственному речевому общению, отвлекают внимание от речевого недостатка. Игровая деятельность приносит пользу для общего психического состояния заикающегося, вызывает активность ребёнка, затрагивают интересы, фантазии и воображение.
На основе выше изложенных параметров был разработан комплекс занятий. Краткий план комплексных занятий представлен в Приложение 1.
Комплексные занятия были разработаны для развития у детей дошкольного возраста речевых и не речевых умений и навыков.
Для подтверждения результативности разработанного комплекса занятий, была проведена работа с экспериментальной группой детей дошкольного возраста с заиканием.
3. Анализ и моделирование результатов эмпирического исследования
Цель данного этапа – проверить эффективность формирующего этапа эмпирического исследования.
Задачи:
1. Провести повторную комплексную диагностику, включающую повторное обследование детей дошкольного возраста с заиканием;
2. Провести количественный и качественный анализ результатов проведения комплексных занятий с детьми дошкольного возраста с заиканием;
В соответствии с поставленной задачей была проведена повторная диагностика обеих групп детей, участвующих в экспериментальном исследовании. Результаты обследования представлены в Приложение 2.
Мы видим значительные улучшения по многим показателям. У 10% детей (1 ребенок) наблюдается высокий уровень социальной адаптации. У 80% детей (6 детей) наблюдается средний уровень социальной адаптации. А так же 10% детей (1 ребенок) социальная адаптация находится на низком уровне. Выразительность речи улучшилось у 80 % детей (6 детей), у 20 % детей (2 ребенка) выразительность речи осталось на прежнем уровне.
Продолжительность и частота судорог снизилось у 80% детей (6 детей), а осталось на прежнем уровне у 20% детей (2 ребенка). Речевая активность повысилась у 70% детей (5 детей), у 30% детей (3 ребенка) осталась на прежнем уровне.
В результате проведённого исследования можно подвести итоги:
- В сравнении с первичным обследованием, заметен характерный рост личности в процессе социальной адаптации в опытно-экспериментальной группе детей дошкольного возраста с заиканием:
a) Появилась потребность в общении с детьми;
б) Активное проявление на занятиях.
- Один из параметров подтверждающий эффективность курса, является результатом снятия барьеров в общении с окружающими;
- По итогам проведения курса значительно уменьшилась степень проявления заикания;
a) Уменьшилось интенсивность проявления заикания у детей;
б) Улучшился контроль собственной речи;
в) Улучшилась выразительность речи;
г) Снижение частоты и продолжительности речевых судорог.
Заключение
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что успешное преодоление заикания требует систематической, тщательной и довольно длительной работы, предполагающей совместную работу специалистов и детей. Организация данной работы в игровой деятельности создаёт благоприятные условия для ребёнка, в которых происходит устранение речевого нарушения.
Различают три степени заикания:
Легкая - заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказываться. В этом случае задержки легко преодолеваются.
Средняя - в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание.
Тяжелая - заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.
Выделяются типы течения заикания:
Постоянный - заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.
Волнообразный - заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает.
Рецидивирующий - исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.
В ходе практической работы нами было проведено эмпирическое исследование по преодолению заикания у дошкольников с помощью комплексного подхода по сравнению с традиционным. Первичные результаты сбора данных и наблюдение за группой детей с проблемами заикания в ходе занятий показали, что у большинства детей низкий уровень социальной адаптации, слабо развита моторика. Для нашего эксперимента группу разделили на две части, с одной из которых занимались по традиционному методу, а с другой мы проходили курс специально разработанных комплексных занятий, направленных на преодоление заикания.
В результате повторной диагностики этих двух групп детей и проведения количественного и качественного анализа нами были выявлены значительные улучшения по многим показателям нашей экспериментальной группы, участвующей в комплексных занятиях, что проявилось в частности в таких важных качествах, как повышение потребности в общении с детьми, повышение активного участия на занятиях, уменьшение степени заикания, а в частности, улучшение контроля собственной речи, повышение выразительности речи.
Данное исследование показало нам, насколько важными оказываются применение разносторонних подходов, поиск новых решений по задаче всестороннего развития и укрепления личности ребенка, что является неотъемлемой частью успешной коррекции заикания.
Список использованных источников
- Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. М., 1989
- Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. —— 304 с.: ил.
- Белякова, Л.И. Заикание: хрестоматия / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: Академия, 2003. - 304 с.
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. - 384, (16)с.- (Высшая школа).
- Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М. — 1983.
- Ворошилова Е.Л. «Коррекция заикания у дошкольников» – М: ТЦ Сфера, 2011.
- Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб: ООО «Речь», 2001. - 310 с
- Некрасова Ю.Б. Основные принципы коррекции нарушения речевого общения. Вопросы психологии 1985 № 591 с.
- Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1967. - 349с
- Максаков А.И. «Развитие правильной речи ребенка в семье» - М: Мозаика – Синтез, 2011.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л. 1960 348 с.
- Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.
- Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. - СПб.: Союз, 2001. - 287с.
Приложение 1
План комплексных занятий
Дата | Тема | Содержание | Материал |
16.02.2021 | Поиск сокровищ | • Приветствие; • Организационный момент «Знакомство с картой»; • Дыхательная гимнастика «Ветер»; • Музыкотерапия-ритмопластика «Облачко»; • Игра «Поиск фруктов»; • Беседа; Игра- молчанка для коррекции заикания «Библиотека»; • Упражнение «Рыбки»; • Домашнее задание; • Завершение занятия. | Карта, бумажные рыбки, озеро, коктейльные трубочки, карточки фруктов и овощей, лианы, музыка, сокровища: 4 сундука, витаминки, аскорбинки. |
17.02.2021 | Хакуна-мотата | Приветствие; • Организационный момент «Тимон и Пумба»; • Игра «Гольф»; • Музыкотерапия- упражнения на переживание эмоционального состояния « В лесу»; • Упражнение на координацию- ходьба по гимнастической скамейке; • Дыхательная игра для коррекции заикания «Воздушный футбол»; • Разминки «Спец-агент»; • Игра на внимание «Сосчитай глазами»; • Награждение; • Арт-терапия- рисунок пластилином «Чудо-дерево»; • Домашнее задание; • Завершение занятия. | Жуки, червяки, бубен, барабаны, крокодилы, бумага, мелки, спецагенты, музыка, тарелки, медали, снежки из бумаги, палки. |
18.02.2021 | Помогатор | Приветствие; • Организационный момент; • Игра на внимание «Запрещенная цифра»; • Игра на моторику «Пуговки»; • Разминка- пантомимика; • Дыхательная гимнастика с плавным переходом на игру «Задуй упрямую свечу»; • Релаксация- упражнение «Хоботок»; • Изотерапия рисунок на стекле ; • Домашнее задание; • Завершение занятия | Помогатор, инструменты, восковые мелки, бумажные холодильники, вентиляторы, музыка. |
19.02.2021 | Скуби Ду приключения | Приветствие; • Организационный момент; • Упражнение «Поиск улик»; • Логоритмика. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса «Собачки»; • Дыхательная гимнастика «Буря в стакане»; • Смехотерапия. Игра «Путаница», «Бывает не бывает»; • Упражнения на моторику «Дорожки»; • Изотерапия(тестопластика); • Домашнее задание; • Завершение занятия. | Улики, музыка, нитки, листы бумаги. |
20.02.2021 | Лизин Концерт | Приветствие; • Организационный момент; • Разминка- звукоподражания; • Игра «Собери нужные вещи»; • Дыхательная гимнастика «Перышко» ; • Пение гласных; • Музыкотерапия «Пчелка в цветке»; • Домашнее задание; • Завершение занятия. | Вещи, расческа, шерстяные клубки, музыка, фрукты и овощи. |
24.02.2021 | Клуб Микки Маус | • Приветствие; • Организационный момент; • Логоритмика «Тише мыши»; • Прятки с Дональдом; • Игра на внимание «Зеваки»; • Беседа; • Моторика( скручивание лент); • Дыхательная гимнастика «Мычалка»; • Развитие координации «Попадай-ка»; • Музыкотерапия- игра «Как звучит»; • Домашнее задание; • Завершение занятия. | Ключи с геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, круг, ромб), фонарик, гаечные ключи разных цветов, перья, музыка. |
26.02.2021 | День смеха | • Приветствие; • Организационный момент «знакомство с котом Леопольдом»; • Смехотерапия; • Упражнение «смайлики»; • Беседа; • Дыхательная гимнастика «термометр»; • Изотерапия «Рожица»; • Домашнее задание; • Завершение занятия. | Краски, коктейльные трубочки, игрушку кота, картинки смайликов, термометр, готовая рожица. |
01.03.2021 | Помощь феям | • Приветствие; • Организационный момент «Знакомство с феями и их история»; • Загадки; • Игра на внимание «Я и мои друзья»; • Игра «Бой с монстрами»; • Упражнение «собираем краски»; • Изотерапия(рисование восковыми мелками и сыпучими предметами; • Домашнее занятие; • Завершение занятия. | Феи, восковые мелки, монстры, снежки из бумаги, животные. |
05.03.2021 | Насекомые | • Приветствие; • Организационный момент; • Разминка (работа над голосом); • Игра на внимание «Цепочка слов»; • Беседа (загадки от детей); • Логоритмика(подвижная игра) «Мы бежали»; • Изотерапия- упражнение «Счастье»; • Игра на развитие моторики «Покорми птичку»; • Домашнее задание; • Завершение занятия. | Насекомые, листочки, музыка, клей, рисунок жука, бабочки по точкам. |
09.03.2021 | Муха Цокотуха | • Приветствие; • Разминка (темпоритм движения) «Фотограф»; • Сказкотерапия; • Беседа; • Игра на внимание «Горячо-холодно»; • Моторика(ажурный рисунок); • Изотерапия (позитивное отношение к себе) «Волшебные зеркала»; • Домашнее задание; • Завершение занятия | Иллюстрации сказки, самовар, музыка, восковые мелки, рисунок мухи цокотухи. |
12.03.2021 | Черепашки Ниндзя | • Приветствие; • Организационный момент; • Упражнение «Магазин»; • Разминка (движения по картинкам); • Музыкотерапия (выход накопившейся энергии) «Черепашьи драки» ; • Загадки; • Релаксация «Улыбнись- рассердись»; • Моторика( Упражнение с прещепками); • Домашнее задание; • Завершение занятия. | Картинки с человечками, разноцветные ленточки (красная, желтая, синяя, фиолетовая), продукты (грибы, помидоры, лук, огурцы, сыр, колбаса, круглое тесто для пиццы – из бумаги), канцелярский ножик, клей, простой карандаш. |
15.03.2021 | Путешествие с Дашей | Приветствие; • Организационный момент; • Разминка «плывем на лодке»; • Загадки; • Дыхательная гимнастика «Лопнула шина»; • Логоритмика(двигательное упражнение) «Марширование по кругу»; • Игра на внимание «Назови соседей»; • Изотерапия- упражнение « Соленые рисунки и зубная краска» • Домашнее задание; • Завершение занятия. | Музыка, карта, бумажная лодка, элементы от лодки, лианы, красные предметы и башмачки, Даша и Башмачок, простые башмачки. |
19.03.2021 | Смешарики | • Приветствие; • Организационный момент; • Игра на внимание «Построй дорожку»; • Беседа; • Речевая разминка; • Музыкотерапия(подвижная игра ) «Шарики- смешарики»; • Релаксация- игра «Волшебный сон»; • Изотерапия «Говорящие кружочки»; • Дыхательная гимнастика «Жук жужжит»; • Домашнее задание; • Завершение занятия. | Восковые мелки, мыльные пузыри, фантики, дудочки, бубны, бумага. |
22.03.2021 | Лето | • Приветствие; • Организационный момент «Маша и медведь»; • Развитие моторики «Картина из бусин» ; • Музыкотерапия(сюжетно- игровая импровизация) «Герой»; • Релаксация с музыкальным сопровождением «Океан»; • Игра на внимание «Найди тень»; • Изотерапия «Моя семья»; • Домашнее задание; • Завершение занятия. | Музыка, клей, платья из бумаги, маша и медведь, кружочки, сердечки, цветочки из бумаги, ягоды, пирог из бумаги, животные. |
Приложение 2
Результаты повторного обследования
Имя | Результат | % |
Лида | Выразительность речи улучшилась. Продолжительность и частота речевых судорог снизилось. Заметен характерный рост личности в процессе социальной адаптации, средний уровень развития, социальная активность не высокая, стремиться к общению. Сопутствующие движения не характерны. Речевая активность повысилась. | 80% |
Назар | Выразительность речи улучшилась. Продолжительность и частота речевых судорог снизилось. Поведение спокойное. Социальная адаптация на высоком уровне, легко находит общий язык с детьми и взрослыми. В ходе игры ребенок пытается доминировать, занимает позицию лидера. | 85% |
Аня | Речь не выразительна. Продолжительность и частота судорог на прежнем уровне. Заметен характерный рост личности в процессе социальной адаптации, ребенок стал больше говорить, имеет свою точку зрения, свое мнение, но не отстаивает свою позицию, стремление к доминированию нет. Речевая активность повысилась. | 75% |
Слава | Выразительность речи значительно улучшилась. Поведение спокойное. Продолжительность и частота судорог снизилось. Заметен характерный рост личности в процессе социальной адаптации. Средний уровень развития, стремиться к общению, находит общий язык с детьми, свою точку зрения имеет, но не отстаивает, не стремиться к доминированию. Речевая активность повысилась | 80% |
Оля | Заметен характерный рост личности. Выразительность речи улучшилось. Сопутствующие движения не характерны. Продолжительность и частота судорог снизилось. Социальная адаптация на среднем уровне, не стремиться к общению, имеет свою точку зрения, старается ее отстоять. Речевая осталась на прежнем уровне. | 70% |
Ваня | Речевая активность повысилась. Социальная адаптация осталась на прежнем уровне, низкая социальная активность и уровень социальной адаптации, малообщителен, не имеет стремления к общению с другими детьми. Продолжительность и частота судорог снизилось. Выразительность речи улучшилось. | 70% |
Кирилл | Улучшилось выразительность речи. Продолжительность и частота судорог на прежнем уровне. Речевая активность на прежнем уровне. Заметен характерный рост личности в процессе социальной адаптации. Социальная адаптация на среднем уровне, стремиться к общению с детьми, свою точку зрения имеет, но не отстаивает. Поведение стало спокойнее. | 60% |
Соня | Речевая активность осталась на прежнем уровне. Выразительность речи осталось на прежнем уровне. Продолжительность и частота судорог снизилось. Сопутствующие движения не характерны. Заметен характерный рост личности в процессе социальной адаптации. Средний уровень социальной адаптации, стремиться к общению с детьми, свою точку зрения имеет, но не отстаивает. | 70% |