Презентация "Особенности консультирования родителей детей с ОВЗ"

Данный материал рассказывает об особенностях консультирования родителей , воспитывающих детей с ОВЗ. Им могут воспользоваться педагоги= психологу, воспитатели детскиз садов и учителя общеобразовательных школ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности психологического консультирования родителей детей с ОВЗ в условиях ФГОС» Подготовила: Кузнецова Е.В., педагог-психолог МБОУ Дубровской №2 СОШ

Слайд 2

Цель: обобщить опыт педагогов-психологов в вопросах семейного консультирования родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи : Напомнить специалистам перечень документов из нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Обобщить трудности родителей, имеющих детей с ОВЗ. Рассмотреть примерные виды помощи родителям детей с ОВЗ. Обсудить алгоритм семейного консультирования родителей детей с ОВЗ. Рассмотреть рекомендации родителям детей с ОВЗ.

Слайд 3

Содержание : Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Трудности родителей, имеющих детей с ОВЗ. Примерные виды помощи родителям детей с ОВЗ. Алгоритм психологического консультирования. Рекомендации родителям детей с ОВЗ.

Слайд 4

Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247) «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» - Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ 22 августа 2005 г. N 535) «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р Концепция развития образования РФ до 2020 г. от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.). «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6

Слайд 5

«О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» - Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» - Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения ( Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6) «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» -Приказ Минздравсоцразвития России №593 от 14 августа 2009 г. «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» - Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1 "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Опубликовано 5 мая 2012 г. "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597

Слайд 6

" О коррекционном и инклюзивном образовании детей« Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года. "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования". Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015. "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии". Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва. А также Приходько О.Г. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. - Методические рекомендации. (серия «Инклюзивное образование») М., 2014 http://krippo.ru/files/ink/m3.pdf

Слайд 7

Ребенок с ОВЗ – ребенок с особенными возможностями здоровья, или как корректнее говорить, ребенок с особыми потребностями. Его развитие, воспитание и обучение требует особых условий. Главная задача воспитания таких детей – создать условия, способствующие максимальному раскрытию личности. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, выделяется категория обучающихся с ОВЗ. Это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Глава 1, ст. 2, п.16). В настоящее время обучение данной категории учащихся осуществляется по 2 основным формам : инклюзивное образование (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю; включенное обучения детей с ОВЗ в ОУ , когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка) и интегрированное обучение (от лат. integratio – соединение, восстановление – обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему).

Слайд 8

Диагноз ребенка с ОВЗ для родителей – стресс. Нередко он сопровождается кризисом семьи. Принятие диагноза и ситуации в среднем протекает по такому плану: Отрицание . Родители не хотят признавать диагноз, они проходят нескольких врачей. Сама идея спросить несколько врачебных мнений верная, но в данном случае это превращается в бесконечный бег с уже не раз подтвержденным диагнозом. Это опасно тем, что вместе с принятием оттягивается лечение, а некоторые заболевания требуют его незамедлительного начала. Гнев. Пока отсутствует план коррекции и реабилитации, родителей охватывает отчаяние и растерянность. В ответ на них возникает защитная реакция в виде гнева, направленного на себя, супруга, ребенка, врачей. На этом этапе важно как можно раньше познакомиться с другими семьями, где есть дети с ОВЗ, найти информацию об учреждениях, куда можно обратиться за помощью. Чувство вины . На этом этапе родители склонны обвинять себя в особенностях ребенка, искать причины в собственном поведении. Поможет работа с психологом. Эмоциональная адаптация . Родители принимают ребенка, себя, ситуацию. Преобладают позитивные установки, помогающие выработать навыки для создания счастливого будущего ребенка. Прохождение этапов длится в среднем от полугода до года. При застревании на одном из этапов необходимо вмешательство психолога, иначе родители не смогут корректно воспитывать ребенка, выберут неадекватную стратегию поведения.

Слайд 9

Первые 2 стратегии поведения могут вылиться в группы проблем, с которыми родители детей с ОВЗ обычно обращаются за помощью к психологу : Трудности, возникающие в процессе обучения ребёнка; Проблемы, связанные с воспитанием ребёнка; Проблемы взаимоотношений со сверстниками (здоровые дети стесняются больных брата или сестру, подвергают их насмешкам; здоровые дети оказывают на больного ребёнка пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки; сверстники обижают больного ребёнка, не хотят с ним дружить и др.); Межличностные контакты больного ребёнка с близкими, их отношение к нему (жалость, гиперопека; со стороны больного ребёнка может проявляться грубость и агрессия по отношению к близким); Заниженная оценка возможностей ребёнка специалистами образовательной организации (родители жалуются, что преподаватель недооценивает возможности их ребёнка, в домашних условиях ребёнок показывает лучшие результаты успеваемости); Нарушения супружеских отношений между матерью и отцом больного ребёнка, возникшие из-за дефекта ребёнка; Эмоциональное отвержение кем-либо из родителей ребёнка с ОВЗ, а в крайних случаях даже отказ от его материального обеспечения; Сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребёнку с ОВЗ и к нормальным детям (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессивности).

Слайд 10

Если проанализировать вышеописанные проблемы, то можно разделить их условно на три группы: 1) неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви); 2) недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия; 3) недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.

Слайд 11

Примерные виды помощи родителям детей с ОВЗ. Психолого- педагогическое сопровождение семей детей с особыми образовательными потребностями, определено следующими видами деятельности педагога-психолога : Выступления на родительском собрании для родителей первоклассников по теме «Как помочь ребенку в период адаптации его к школе». Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по предупреждению процесса дезадаптации первоклассников к школьному обучению. Круглый стол для родителей: «Как взаимодействовать с тревожными детьми», «Как взаимодействовать с агрессивными детьми». Анкетирование родителей младших школьников и старшеклассников с целью изучения детско-родительских отношений. Индивидуальные консультации для родителей особых детей по: обучению их приемам снятия утомления и повышения познавательной активности детей, повышению самооценки детей. Групповая консультация для родителей детей-инвалидов: «Приемы активизации внимания у неусидчивых детей». «Упрямый ребенок». «Организация летнего отдыха» . Лекция для родителей «Методы и приемы снятия психоэмоционального напряжения». Выступление на родительском собрании «Особенности взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями». Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по запросам .

Слайд 12

Алгоритм консультирования родителей детей с ОВЗ. Консультирование семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, имеет определённую организованную форму. 1 этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. Первая фраза, выразительная мимика, улыбка – невербальные средства, используемые психологом для установления контакта и вхождения в мир проблем семьи и ребёнка с ОВЗ. Необходимо помнить, что для семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, это ещё одно испытание. Поэтому создание атмосферы радости встречи – необходимое условие для установления контакта. 2 этап: определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих. Психолог беседует со всеми членами семьи, выясняя волнующие их проблемы. Затем беседа продолжается без ребёнка отдельно с каждым взрослым. На этом этапе у психолога формируется первичное обобщённое представление о проблемах ребёнка и его семьи.

Слайд 13

Довольно часто родители детей с ОВЗ озвучивают: 1) трудности, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка (ребенок не справляется с образовательной программой; семья обращается к психологу, чтобы определить учреждение, в котором ребенок сможет учиться); 2) неадекватные поведенческие реакции ребенка (негативизм, агрессия, странности, немотивированные страхи, непослушание, неуправляемое поведение); 3 ) негармоничные отношения со сверстниками (здоровые дети «тяготятся», стесняются больных брата или сестры, подвергают их насмешкам и унижениям; в школе, детском саду, на улице дети показывают на больного ребенка пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки; обижают, не хотят с ним дружить, называют глупым или дураком и др.); 4) неадекватные межличностные отношения близких родственников с больным ребенком (в одних случаях родственники жалеют больного ребенка, гиперопекают и «заласкивают» его, в других не поддерживают с больным ребенком отношения; со стороны больного ребенка может проявляться грубость или агрессия по отношению к близким); 5) заниженная оценка возможностей ребенка специалистами образовательного учреждения (родители жалуются, что воспитатель или учитель недооценивает возможности их ребенка, в домашних условиях ребенок показывает лучшие результаты успеваемости); 6) нарушенные супружеские отношения между матерью и отцом ребенка ; 7) эмоциональное отвержение кем-либо из родителей ребенка с отклонениями в развитии , в крайних случаях отказ даже от его материального обеспечения; 8) сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребенку с отклонениями в развитии и к нормальным детям (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессии) и др.

Слайд 14

3 этап: диагностика особенностей развития ребёнка. На этом этапе консультирования на беседу и обследование приглашается ребёнок. Психолог проводит диагностику интеллектуальных, личностных особенностей ребёнка, прогнозирует его возможности к обучению по определённой программе. Цели психолого-педагогического обследования ребенка включают : 1) определение характера и степени нарушений у ребенка; 2) выявление индивидуальных особенностей интеллектуальной, коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка; 3) оценку контакта ребенка с родителями, адекватность его поведения, характер взаимоотношений с окружающими, определение уровня критичности ребенка к замечаниям психолога или близких. 4 этап: определение модели воспитания, используемой родителями, диагностика их личностных характеристик. Важным этапом консультирования является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребёнком. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются психологическим типом самих родителей. Но, кроме опроса, бывает необходимо провести еще и психологическое обследование родителей и их взаимоотношений! Предложение психолога о проведении обследования самих родителей вызывает у отдельных родителей негативную реакцию. Психолог объясняет, что диагностика родителей-дело добровольное и они вправе от нее отказаться. Но тогда вряд ли удастся определить причины внутрисемейных проблем и затем их разрешить. Психолог доказывает родителям важность психологического изучения атмосферы, в которой ребенок живет дома. Он мягко, но настойчиво убеждает родителей в необходимости их участия в диагностическом обследовании.

Слайд 15

5 этап: оценка диагностики результатов и формулирование психологам реальных проблем . Этот этап посвящён обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в беседе и в процессе психологического изучения ребёнка и его семьи. Психолог уточняет проблему, а при необходимости и переформулирует её. Задача психолога заключается в том, чтобы обратить внимание родителей на действительно существующие проблемы. Он подсказывает родителям возможный выход, а в случае неверной трактовки проблемы стремится убедить в неправильности их собственной позиции. 6 этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены. Основные проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ, решаются в результате осуществления следующих мер: выбор для ребёнка подходящих программ обучения и вида специальной (коррекционной) образовательной организации; организация коррекционной работы в домашних условиях; выбор адекватной модели воспитания и обучения родителей ребёнка практическим воспитательным приёмам; формирование у ребёнка адекватных отношений с членами семьи и другими значимыми взрослыми; изменение мнения родителей о «бесперспективности» развития ребёнка.

Слайд 16

На этом этапе консультирования специалисту, возможно, придется включиться в дискуссию с родителями на тему «Как говорить о дефекте ребенка в семье?» Для многих семей характерно табуирование обсуждения дефекта и его возможных последствий. Чтобы начать такой разговор, консультант может спросить: «Как вы справляетесь с тем, что ребенок может (не получить образования, не найти спутника жизни, умереть, пережить рецидив болезни и т.д.)?», «Что помогает Вам справиться?». Если родители выказывают страх в отношении обсуждения с ребенком его особенностей, можно спросить их: «Как вы думаете, когда ребенок будет готов к обсуждению проблем, связанных с его инвалидностью?». Скорее всего, родители определят некий отдаленный возраст. «Что поможет вам понять, что он уже достаточно взрослый для таких разговоров?». Обычно родители указывают на то, что ребенок начинает задавать вопросы. «А если он начнет задавать вопросы раньше?», «Ждете ли вы, когда ребенок спросит о чем-то, или можете сами начать разговор?». Основным доводом со стороны родителей становится страх расстроить ребенка: «Я боюсь сделать ему больно». Консультант вправе заметить, что ребенок может оказаться более расстроенным в ситуации, когда он не будет знать, что с ним происходит, и каковы его ограничения. Для позитивной дискуссии консультант может использовать следующие вопросы: «Что дает вам уверенность думать, что ребенок не думает о своей инвалидности?»; «Как вы думаете, открытое обсуждение дефекта в семье поможет ребенку поделиться своими трудностями?»; «Как вы думаете, что изменится в лучшую сторону, если все члены семьи будут знать особенности дефекта и его повседневные проявления?»; «Как вы думаете, кому станет легче всего, если с темы инвалидности будет снято табу?»…

Слайд 17

7 этап: подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога. Завершая консультирование, психолог заново формулирует проблемы семьи, предлагает свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения. При этом учитывается, что для достижения понимания интерпретации семейных проблем, данной психологом, родителю необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда. У родителей может возникнуть неудовлетворенность от результатов консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае семья (или один родитель с ребенком) приглашается на дополнительное консультирование. При проведении психологического исследования семьи и ее консультирования важную роль играет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели, тактика психолога во время общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами: 1) установлением контакта на уровне «обратной связи»; 2) коррекцией понимания родителями проблем ребенка; 3) коррекцией межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка-отец ребенка) отношений. При необходимости важнейшим условием конструктивного взаимодействия психолога с семьей становится пролонгированное консультирование. Оно может длиться столько времени, сколько это необходимо семье, т. е. два, три сеанса, а иногда и более. В некоторых особо сложных случаях консультирование постепенно переводится в стадию психологического сопровождения семьи.

Слайд 18

Рекомендации родителям детей с ОВЗ Проявляйте инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам учреждения, получите индивидуальные, семейные консультации, участвуйте в тренингах для родителей и детей. Старайтесь прислушиваться и следовать рекомендациям специалистов, занимающихся с вашим ребёнком. Помните, вы не виноваты, что так случилось. Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как жить дальше. Помните, что все ваши страхи и «тёмные» мысли ребёнок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего ребёнка постарайтесь найти в себе силы с надеждой и оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем. Если нужно, обращайтесь за помощью к таким же родителям, помогайте друг другу, делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга. Преодолеть сложный период может помочь психолог или те родители, у которых ребёнок с похожими трудностями, и они успешно преодолели нелёгкий период. Общайтесь с другими родителями, делитесь опытом, вашими успехами в обучении, воспитании, общении, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам и детям найти друзей, спутников жизни. Тренируйте эффективные способы поведения.

Слайд 19

2. Читайте . Читайте как можно больше. Изучайте доступную информацию, чтобы быть «в теме», знать особенности развития вашего ребенка и пути помощи, приемы, игры, возможности. Постоянно возвращайтесь к уже прочитанному, стимулируйте себя, ведь информация забывается, мы устаём, мы привыкаем к текущему положению вещей, попросту – расслабляемся, перестаём поддерживать связь со специалистами, ежедневно играть и заниматься с ребёнком. А ведь чтобы поддержать ребёнка и помочь его развитию, занятия ежедневные и регулярные – условие необходимое. 3. Соблюдайте ВСЕ рекомендации учителя – логопеда . Нарушения речевого развития – препятствие для развития в целом, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребёнка в выполнении артикуляционной гимнастики и других заданий учителя-логопеда. 4. ОБЩАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ . Самооценка ребёнка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребёнок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищённости, позитивного мировосприятия и интереса. Для этого очень большое значение имеет общение. Интересуйтесь событиями жизни ребёнка, его мнением. Например, задайте своему ребёнку вопросы о том, что он нового узнал сегодня в саду. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Помните, чтобы ребёнок знал, как себя вести и что сказать в разных ситуациях, его надо этому научить. Просто наблюдая за вами, «со временем», он этому не научится. Учите, что надо сказать, когда сказать, как подойти, что ответить в том или ином случае.

Слайд 20

5 . Что делать НЕ НАДО . Не смотрите на ребёнка как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно его опекать. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребёнку, не делайте за него всё, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом". Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь. Не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, и помните, что есть и другие члены семьи, которым вы тоже нужны. Интересуйтесь мнением ребёнка, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку зрения ребёнка и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребёнке чувство самоуважения. 6 . Помните о домашних занятиях . При задержке психического развития у ребёнка ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, замедлено развитие мыслительных процессов, поэтому материал, изученный в детском саду, необходимо повторять и закреплять дома, тренировать и отрабатывать использование знаний и умений в разных условиях. Для этого специалисты дают вам домашние задания на повторение изученной темы .

Слайд 21

7 . Развивайте у детей специальные умения и навыки . Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребёнка. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске скрытых возможностей. Научите детей техникам концентрации внимания, переключения внимания, расслабления, регуляции эмоционального состояния, отдыха. 8 . Помните о своих интересах и желаниях . Живите полноценной жизнью, получайте удовольствие от любимых занятий, хобби, участвуйте в интересных событиях, читайте интересную литературу (специальную и художественную). Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и вашим детям. 9 . Отслеживайте, как идет развитие ребёнка . Вспомните школьные годы и заведите дневник наблюдений. Записывайте, что нового в поведении, эмоциональном развитии, чему ребенок научился, что узнал. Такой дневник – ваш стимул и поддержка, перечитывая записи, вы увидите, как идет развитие, сможете понять, что необходимо делать, чему научить, что повторить, а что скорректировать. Подобные записи ведут все специалисты. Станьте специалистом по своему ребёнку. Это придаст вам уверенности и спокойствия, организует вашу жизнь.

Слайд 22

10 . Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям . Занимайтесь спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т.д.), гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за питанием. Научите детей заботиться о других – это стимулирует развитие. Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью, поведением, эмоциональным самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и настроение – основа качества жизни вашей семьи. Ваша бодрость и вера в лучшее лучше всего поможет ребенку справляться с трудностями, даст ему внутреннюю опору на всю жизнь. Поддерживайте дружеские отношения с близкими, родственниками, друзьями и знакомыми. 11. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение ребенка у врачей , к которым направляют специалисты. Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому сопровождение врачом–неврологом необходимо: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребёнка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга .