Консультация с элементами тренинга "Активное слушание"
Так бывает, что:
У родителей мало времени, накапливается усталость, и нет сил на то, чтобы «качественно» проводить время со своим ребенком. Не хватает опыта и знаний о том, как правильно строить отношения с детьми. Трудное поведение ребенка злит или расстраивает и, кажется, что «ничего не помогает». Ребенку всегда мало внимания, и он просит еще и еще играть с ним, а взрослым трудно это делать.
И тогда хочется научиться:
- Говорить так, чтобы дети слушали и слышали.
- Понимать ребенка и мотивы его поведения.
- Получать удовольствие от времени, проведенного с детьми.
- Больше доверять друг другу.
- Быть более последовательными и надежными в отношениях с детьми.
Техника активного слушания создает отношения теплоты, у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Активное слушание позволяет воспитывать самоконтроль и ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Активное слушание | 29.92 КБ |
Презентация к консультации | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Школа для родителей
«Активное слушание»
Цель: ознакомление родителей с техникой эффективного взаимодействия в отношениях с ребенком.
Задачи:
- Познакомить родителей с активным слушанием, как с одной из форм конструктивной коммуникации.
- Развить навыки активного слушания.
- Тренировать умение вставать на позицию ребенка.
Материалы: фломастеры, бейджи, листы с заданиями на каждого участника, ЦОР, карточки для упражнения «Если бы я был…»
Заранее провести опрос родителей, желающих посещать занятия, пригласить кого-то целенаправленно. Договориться о времени и дате проведения занятия. Непосредственно перед занятием родители пишут своё имя на бейдже, как бы они хотели, чтобы их называли.
Количество: не более 10 человек.
Ход занятия:
Педагог-психолог: «Уважаемые родители, на занятиях я познакомлю вас с некоторыми приёмами эффективного взаимодействия с ребёнком. Как вы думаете на чём строится система качественных взаимоотношений между родителем и ребёнком? (сотрудничество, стремление к взаимопониманию, признание личности ребенка автономной от родительской)
Так бывает, что:
У родителей мало времени, накапливается усталость, и нет сил на то, чтобы «качественно» проводить время со своим ребенком. Не хватает опыта и знаний о том, как правильно строить отношения с детьми. Трудное поведение ребенка злит или расстраивает и, кажется, что «ничего не помогает». Ребенку всегда мало внимания, и он просит еще и еще играть с ним, а взрослым трудно это делать.
И тогда хочется научиться:
- Говорить так, чтобы дети слушали и слышали.
- Понимать ребенка и мотивы его поведения.
- Получать удовольствие от времени, проведенного с детьми.
- Больше доверять друг другу.
- Быть более последовательными и надежными в отношениях с детьми».
Пс.: «Давайте сыграем в игру-представление "Если бы я был …" (ребенком, едой, погодой и т.д.). На карточках написаны варианты фраз, вам нужно продолжить и сказать нам свой вариант».
- Анкета «Умеете ли вы слушать?»
Пс.: «Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на вопросы «да» или «нет».
№ | вопрос | да | нет |
1. | Часто ли вы с нетерпением ждете, когда ребёнок закончит говорить и даст возможность высказаться вам? | ||
2. | Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете суть проблемы в разговоре? | ||
3. | Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится? | ||
4. | Мешают ли вам эмоции слушать ребёнка? | ||
5. | Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш ребёнок излагает свои мысли? | ||
6. | Запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные? | ||
7. | Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения? | ||
8. | Прекращаете ли вы слушать ребёнка, когда появляются трудности в понимании сказанного? | ||
9. | Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему? | ||
10. | Перебиваете ли вы ребёнка? | ||
11 | Часто ли вы смотрите на ребёнка при разговоре? | ||
12. | Возникает ли у вас острое желание прервать ребёнка и вставить свое слово за него, опередив его собственные выводы? |
- Обработка и интерпретация результатов.
Подсчитайте количество ответов «нет».
10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.
8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить свое «веское слово».
Менее 8 баллов. К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.
Пс.: «Что для вас значит хорошо слушать? Слышать и слушать - различные понятия. Слышать - различать, воспринимать что-то (Ожегов) Слушание бывает пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слушание - минимизация ответных реакций ("Да, да", "Я тебя слушаю"), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно.
Почему важно активное слушание для ребенка? Демонстрируя именно его, родитель дает понять ребенку, что ему очень важно, что происходит с ним, о чем он думает, что чувствует. У ребенка возникает ощущение значимости и принятия со стороны самых близких ему людей.
Активное слушание создает отношения теплоты; родители могут "влезть в шкуру" ребенка облегчается решение проблем ребенка, у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Активное слушание позволяет воспитывать самоконтроль и ответственность.
Познакомимся с приемами активного слушания.
Раздается материал родителям
Прием | Содержание | Ключевые слова |
Пересказ Уточнение Отражение чувств Проговаривание подтекста Резюмирование | Изложение своими словами того, что сказал собеседник. Уточнение направлено на конкретизацию и выяснение чего-либо. Проговаривание чувств, которые испытывает человек. Дети меньше начинают бояться негативных чувств, видят, что родители понимают их. Повышается желание другого человека рассказать о себе. Проговаривание того, о чем хотел сказать ребенок, дальнейшее развитие мыслей. Увеличивается взаимопонимание. Проговаривание не должно превращаться в оценивание. (Фраза "Мама, а ты не заметила, какую уборку я сделала сегодня?") Подведение итогов, обобщение всего разговора. | "Ты говоришь …" "Ты сказал, что это происходит давно. Как давно? " "Может, ты расскажешь об этом поподробнее?" "Вероятно, ты чувствуешь …" "Мне кажется, ты обижен". "Итак, мы договорились". |
- Работа в парах для тренировки приемов (необходимы карточки с различными ситуациями). Тема, обсуждаемая собеседниками, касается какой-то проблемы, которая, по мнению родителя, тревожит ребенка.
1. прием проговаривания (полного и краткого пересказа): на первом этапе один партнер все время только слушает и пересказывает, возвращая мысли собеседнику, затем они меняются ролями;
2. на втором этапе надо пересказывать высказывание партнера и продолжать разговор, тоже делает второй партнер.
- Домашнее задание
Апробируйте приемы активного слушания, запишите, какой из приемов был наиболее эффективен». - Психогимнастическое упражнение "Я хочу — они хотят — я поступаю"
Цель: способствовать осознанию родителей мотивов поведения ребенка.
Пс.: «Разберём значимую для ребенка ситуацию, например: «Пришло время ложиться спать» или «Нужно решить, в какой одежде сегодня идти в садик». На полу раскладываются три листа бумаги, на одном написано крупными буквами «я хочу», на другом — «они хотят», на третьем — «я поступаю». Каждый взрослый, представляя себя ребенком, поочередно встает на каждый из листов и говорит о том, как ему хочется обычно поступать в этой ситуации, чего хотят от него другие (мама, воспитатель), как он обычно поступает на самом деле.
- Рефлексия
Пс.: «Расскажите, поделитесь с нами, что узнали сегодня? Научились ли чему-нибудь? Что было полезным, а что нет?» (родители делятся своими впечатлениями)
Пс.: «Спасибо за ваши отзывы».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Если бы я был …» Правила игры: Нужно представить себя на месте какого-либо предмета и назвать его, продолжая фразу. На карточках даны различные темы. В соответствии с данной темой нужно придумать подходящий именно к Вам предмет.
Так бывает, что: У родителей мало времени, накапливается усталость, и нет сил на то, чтобы «качественно» проводить время со своим ребенком. Не хватает опыта и знаний о том, как правильно строить отношения с детьми. Трудное поведение ребенка злит или расстраивает и, кажется, что «ничего не помогает». Ребенку всегда мало внимания, и он просит еще и еще играть с ним, а взрослым трудно это делать. И тогда хочется научиться: Говорить так, чтобы дети слушали и слышали Понимать ребенка и мотивы его поведения Получать удовольствие от времени, проведенного с детьми Больше доверять друг другу Быть более последовательными и надежными в отношениях с детьми
Анкета «Умеете ли вы слушать?» Инструкция. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на вопросы «да» или «нет».
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество ответов «нет». 10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к собеседнику, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие люди любят общаться с вами. 8-10 баллов . Нередко вы проявляете умение слушать. Даже если вы чем-то недовольны, всё равно стараетесь дослушать собеседника до конца. Если же вам некогда, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить свое «веское слово». Менее 8 баллов. К сожалению, вы еще не научились слушать. Вы перебиваете, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что собеседник говорит, перестаёте слушать его.
Что значит для меня хорошо слушать? Слышать - различать, воспринимать что-то на слух. Слушать – направлять свой слух на на что-то. (по Ожегову) "Слушание бывает пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное)". Безмолвное слушание - минимизация ответных реакций ("Да, да", "Я тебя слушаю"), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Слышать и слушать - различные понятия.
Активное слушание (эмпатическое слушание) - это такое слушание, при котором активно дают понять собеседнику, что его не только слушают, но и слышат, и понимают, и даже разделяют его чувства. В результате говорящий чувствует, что его слышат и понимают, чувствует доверие и поддержку и гораздо больше идет на контакт, раскрывая свои чувства, переживания.
пересказ уточнение отражение чувств проговаривание подтекста резюмирование Приёмы активного слушания Пересказ - изложение своими словами того, что сказал собеседник. Родитель помогает разобраться в собственных мыслях и чувствах ребенку. ("Я тебя слышу, слушаю и понимаю"). "Ты говоришь …" "Как я понимаю …" "Другими словами, ты считаешь"
Уточнение направлено на конкретизацию и выяснение чего-либо. Родитель более четко видит ситуацию и помогает это сделать ребенку. ("Я хочу узнать подробнее, что, где, как и когда"). "Ты сказал, что это происходит давно. Как давно? " "Ты именно в четверг не хочешь идти в садик?« "Может, ты расскажешь об этом поподробнее?"
Отражение чувств Проговаривание чувств, которые испытывает человек. Дети меньше начинают бояться негативных чувств, видят, что родители понимают их. Повышается желание другого человека рассказать о себе. "Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным" "Мне кажется, ты обижен"
Проговаривание подтекста Проговаривание того, о чем хотел сказать ребенок, дальнейшее развитие мыслей. Увеличивается взаимопонимание. Но проговаривание не должно превращаться в оценивание. Фраза "Мама, а ты не заметила, как быстро я убрала игрушки сегодня?" Варианты подтекста: "Ты бы меня похвалила!" или ещё глубже: "Я хотела бы, чтобы ты разрешила мне посмотреть мультик".
Резюмирование используется в продолжительных беседах. Подведение итогов, обобщение всего разговора требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли. "Итак, мы договорились…" "Главное, о чем ты хотел сказать …"
- Выскажитесь с позиции мамы, когда вам комфортнее было разговаривать с ребёнком? Когда по вашему, он был предельно раскрепощён и откровенен? - А ребёнку какая позиция при разговоре наиболее комфортна? - Как Вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения? Упражнение "Слушание в разных позах” Вывод: эффективным является общение на " одном уровне ”, " глаза в глаза ”
Как вести себя при разговоре? Повернитесь к ребёнку лицом , важно чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне. Избегайте разговоров из разных комнат, повернувшись лицом к полкам или раковине и другим предметам. Желательно также, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме . Фразы, оформленные как вопрос, не выражают сочувствия, старайтесь их избегать. В беседе очень важно выдерживать паузы , после каждой реплики стоит немного помолчать.
Работа в парах для тренировки приёмов активного слушания
Почему важно активное слушание для ребенка? Ребёнок понимает, что родителям очень важно, что происходит с ним, о чем он думает, что чувствует. У ребенка возникает ощущение значимости и принятия со стороны самых близких ему людей. Активное слушание создает отношения теплоты; родители могут «побыть на месте» ребенка, облегчается решение проблем ребенка, у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Активное слушание позволяет воспитывать самоконтроль и ответственность .
Мы думаем, что применяем методику к детям, но на самом деле она меняет нас самих. Желаю успехов!