Занятие с элементами тренинга "Мои страхи"

Пузикова Дарья Леонидовна

Подросткам  часто сложно говорить и признавать, что у них есть страхи. Иногда это чувство бывает настолько сильным, что кажется просто немыслимым взять и рассказать  все те ужасы, которые терзают его душу.

Научить воспитанников выражать эмоциональное состояние, дать опыт переживания негативной ситуации; помочь рассказывать о своих чувствах.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_strahi.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Цель -  выявление страхов

Задачи: 

  • Знакомство с понятием «страх»;
  • выявление основных страхов у воспитанников;
  • выработка стратегий по преодолению страха;

Методы обучения: метод словесного изложения, метод демонстрации, создание проблемной ситуации (обсуждение и анализ сказки), метод рефлексии.

Формы обучения: занятие с элементами тренинга

Оборудование:

 Дидактические средства обучения: презентация к занятию

 Планируемые результаты:

Ход занятия

Психолог: Здравствуйте ребята! Я попрошу вас закрыть глаза и положить правую руку на область своего сердца. (психолог выполняет те же действия). Как оно бьется спокойно или тревожно и очень быстро? Когда на душе спокойно оно бьется четко и ритмично, а года происходят волнительные, опасные для жизни события – бьется часто. Вы способны помочь своему сердцу, своим дыханием. Вдыхая, можно почувствовать, что дверка вашего сердца открывается и впускает энергию здоровья и силы, а когда человек выдыхаете, он освобождает свое сердце от печалей и тревог. А теперь попробуйте подышать. Откройте глаза. Скажите, как вы сейчас себя чувствуете? 

Сегодня мне хочется поговорить с вами о страхах. Это чувство испытывал каждый и оно одно из первых, которое появляется у человека, как только он рождается. Этого чувства стыдиться не нужно оно есть у всех. Только каждое чувство оставляет свой след на лице человека. Давайте посмотрим, какая из масок, является маской страха.

Предлагаю примерить эту маску и сказать, чего вы боялись в последнее время.

- Но намного приятнее быть радостным и счастливыми, примерьте маску «радость» и вспомните, чему вы радовались в последнее время. Я хочу, чтобы вы как можно чаще находились в этом состоянии.

- Как вы считаете, а испытывать чувство страха — это хорошо или плохо?

- Чем страх плох? (сковывает движение, волю человека, лишает сил, делает беспомощным)

- Чем, страх хорош? (страхи помогают нам быть осторожными)

-Если со страхами не бороться, они растут, а если бороться они уменьшаются.

-А вам хочется разобраться, есть ли у вас страхи?

Упражнение «Сундук со страхами»

- У меня есть «Сундук со страхами». Давайте его откроем и посмотрим, какие же бывают страхи. Сейчас я буду называть страхи, а вы, если у вас эти страхи есть будите брать листок со страхом себе.

Итак, кто боится: боли, воды, войны, врачей, животных (волки, собаки, пауки, змеи), наказаний, нападения, резких звуков, огня, темноты, потеряться, сказочных персонажей, страшных снов, транспорта (машин, поездов, самолетов, уколов, смерти, чужих людей.

- Как вы, сейчас себя чувствуете? Легко ли вам?

- Хочется ли вам идти по жизни с грузом? Чего хочется сделать? (избавиться, сбросить)

-Какой из этих страхов больше всего вас беспокоит? Выложите его на стол, мы будем с ним работать и постараемся избавиться от него.

- Существует множество способов избавления от страхов, и каждому человеку подойдет свой способ.

- Как вы думаете, чего боятся страхи? (света, громких звуков, смеха, смелых людей).

-А главное победить свой страх может тот, кто верит в себя и свою силу, кто имеет огромное желание избавиться от страха. Скажите, у вас есть желание избавиться от своего страха? Вы верите в свою силу? Тогда приступим.

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Психолог: давайте нарисуем свои страхи, ведь пока они не имеют вида, формы нам с ними трудно справиться. А как только они станут заметными, мы можем с ними взаимодействовать.

(Приступают к рисованию).

-  Посмотрите на свой страх - так ли он страшен и ужасен?

- А мы с вами можем все, дорисуйте его, сделайте его смешным. Можно нарисовать смешную шляпу, клоунский колпак или башмаки, бантики, шарики и многое другое.

- Вы можете посадить свои страхи в клетку или замуровать в башню.

Рисунок вашего страха можете изорвать на множество кусочков и бросить в мусорное ведро.

- У вас лежат на столах веревочки. Посадите свои страхи на веревочку, как на цепь. Теперь вы можете дергать, вести за собой, посадить, привязать куда захотите. Можете оставить свои страхи в сундучке со страхами, а можете выбросить. Каждый решит сам, что сделать со своим страхом. Раньше страх управлял вами, а теперь вы управляете им.

Обсуждение:

- Как вы сейчас себя чувствуете, какое у вас настроение?

-Ваши сердца свободны от страхов, мы их победили?!

Упражнение  «Волшебная надпись»

Напишите на бумаге фразу, обозначающую суть вашего страха. Посмотрите, как это написано: большими или маленькими буквами, вверх или вниз уходит строка?
А сейчас вам нужно из вашего страха сделать желание или цель.

Например:

Я боюсь умереть - Я хочу жить и прекрасно себя чувствовать – Я ставлю себе цель…. (цель должна быть самой главной для вас);
Я боюсь провалить экзамен – Я хочу сдать экзамен та хорошо - Сдать экзамен на 4.
Я боюсь за здоровье своей мамы - Я хочу, чтобы моя мама была здорова – Помощь маме;
Я боюсь, стать жертвой преступления - Я хочу быть защищенным – Научиться самообороне.
Ваша фраза должна выглядеть на бумаге веселой картинкой. Напишите ее цветными фломастерами: любимые цвета усиливают позитивный эффект.

Упражнение  Игра «Сурдоперевод»

Материалы: листочки с написанным текстом – разные стишки простые.
Психолог: Предлагаю вам сейчас немного размяться. У кого-то из вас под стульями имеются конвертики, возьмите их. Все конвертики пронумерованы. У кого циферка 1? Выходите в центр. Наша игра называется «Сурдопереводчик» один читает – он диктор, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста. Итак, мы начинаем.

Стих 1. Назло неудачам, назло заварухам,
Чтоб ни было с Вами - не падайте духом.
Бывает, что носом, коленками, брюхом,
Что ж, падайте всем, но не падайте духом!

Стих 2. Когда от боли капает слеза…
Когда от страха сердце бьется…
Когда от света прячется душа…
Когда от горя жизнь вся рвется…
Ты посиди тихонько в тишине…
Закрой глаза, и понимая, что устала…
Сама себе скажи наедине…
Я буду счастлива! Во чтобы то ни стало!!!

Психолог: Вы большие молодцы! Спасибо всем и дикторам и сурдопереводчикам.

Упражнение «Корона уверенности»

Психолог: Представить себя посередине стадиона, где все зрители встали, чтобы громко вам поаплодировать. Для вас это почетно и очень важно, а на голове у вас красуется потрясающей красоты корона. Давайте мы ее сейчас и сделаем, у каждого она своя особенная, где вы можете писать все, что вас мотивирует, рисовать все, что вас поддерживает и мотивирует, использовать те цвета, которые вас мотивируют (выполнение упражнения).
Психолог: демонстрирует свою корону и услышит этот шквал аплодисментов в свой адрес. Итак, начнем. (Ребята демонстрируют свои творения)

Все вы выглядите настоящими властителями мира! Каждый своего – своей жизни! Запомните это ощущение уверенности, силы, могущества и идите с ним по жизни.

Ритуал окончания занятия
Психолог: «Давайте поблагодарим за проделанную работу друг друга. Пожелайте друг другу что-нибудь тёплое и хорошее.

До следующей встречи».

.