Методическая разработка занятия по профилактике суицидального поведения среди подростков "Скажи жизни - ДА!"

Пузикова Дарья Леонидовна

В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Педагогам-психологам приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями. 

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Методическая разработка предназначена для проведения занятия по профилактике суицидального поведения среди воспитанников подросткового возраста.

В разработке поднимается тема понятия жизни, целей в жизни, а также осмыслению своей жизни в настоящем и будущем, ценности жизни, предназначения человека. Акцентируется внимание на необходимости ценить жизнь в любых её проявлениях. В разработке представлены упражнения, направленные на обучение способам снятия нервно-психологического напряжения с помощью физических упражнений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_suitsidu_na_konkurs_1.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Уренского муниципального округа»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

«СКАЖИ ЖИЗНИ – ДА!»

Подготовила: педагог-психолог СРЦН

Пузикова Д.Л.

д. Б. Арья, 2022г.

АННОТАЦИЯ

В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Педагогам-психологам приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями. 

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

К сожалению, не все знают о кризисных центрах, куда можно обратиться в критические моменты. Многие подростки и взрослые зачастую имеют противоречивые представления об истоках и причинах суицидального поведения, испытывают трудности в обсуждении проблем, боятся открыто говорить о своих переживаниях.

Таким образом, актуальность проблемы суицидального поведения требует от психологов понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы.

Методическая разработка предназначена для проведения занятия по профилактике суицидального поведения среди воспитанников подросткового возраста.

В разработке поднимается тема понятия жизни, целей в жизни, а также осмыслению своей жизни в настоящем и будущем, ценности жизни, предназначения человека. Акцентируется внимание на необходимости ценить жизнь в любых её проявлениях. В разработке представлены упражнения, направленные на обучение способам снятия нервно-психологического напряжения с помощью физических упражнений.

Разработка занятия по профилактике суицидального поведения среди воспитанников подросткового возраста  «Скажи жизни – Да!»

Целевая группа – подростки 12-16 лет

Цель занятия – профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

Задачи:

  • формирование негативного отношения к суициду, как способу решения проблем;
  • научить ценить жизнь в любых её проявлениях;
  • раскрыть значение и многогранность понятия «жизнь»;
  • формировать умение находить альтернативу трудностям жизни.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга

Время проведения: 35-40 минут

Необходимые материалы: бумага А4, листы, ручки, ватман.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Приветствие

Упражнение «Ассоциация»

Каждый воспитанник называет ассоциацию по отношению к себе.

  • Если Я — это здание, то какое…
  • Если Я — это цвет, то какой…
  • Если Я — это музыка, то какая …
  • Если Я — это геометрическая фигура, то какая…
  • Если Я — это настроение, то какое…

Как хорошо на свете жить:
Смеяться, плакать и любить,
Идти по снегу босиком,
Мечтать и думать ни о ком,
Вдыхать сиреневый дурман,
И верить в дружеский обман, 
Мять колесом ковыль степей,
Кормить с ладони голубей…
Не сетовать и не брюзжать,
А каждый день в руках держать,
Как бесконечно ценный дар,
Который нам от бога дан.

2. Сообщение темы занятия « Скажи жизни – ДА!»

3. Беседа

В жизни мы часто слышим выражения: как удачно сложилась жизнь, жизнь преподнесла сюрприз или жизнь не задалась. Задумывались ли вы, о понятии, что такое жизнь? (ответы). Что такое человеческая жизнь? (ответы)

Работа по подгруппам - ребята дают определение слову Жизнь.

4. Знакомство со словарем

Словарь Ожегова дает следующее определение: «Совокупность явлений происходящих в организме, особая форма существования материи».

Словарь Даля: «Жизнь - живот, житие, бытие, состояние особи, существование отдельной личности».

Словарь Кузнецова «Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой, от неживой природы является обмен веществ».

(Все определения вывешиваются на доску под названием Словарь)

Психолог: у каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. У каждого из нас свои взгляды, интересы, представления о жизни. В жизни много прекрасных вещей. Но жизнь – это не поле, усыпанное лепестками роз. В жизни бывает всякое: и хорошие моменты, и моменты грусти, огорчения. А теперь я хочу вам представить вам стихотворение, написанное матерью Терезой, которое произвело на меня потрясающее впечатление. Мать Тереза – это женщина, которая помогала бедным и больным, прожила около 100 лет.

 (Воспитанники читают стихотворение)

Жизнь – это вызов, прими его. 
Жизнь – это долг, исполни его. 
Жизнь – это игра, сыграй в нее. 
Жизнь бесценна, береги ее. 
Жизнь – это богатство, храни его. 
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь - это любовь, наслаждайся ею. 
Жизнь – это обещание, исполни его. 
Жизнь – это скорбь, преодолей ее. 
Жизнь – это песня, спой ее. 
Жизнь – это борьба, прими ее. 
Жизнь – это трагедия, перебори ее. 
Жизнь – это возможность, не упусти ее. 
Жизнь – это красота, восхищайся ею. 
Жизнь – это блаженство, вкуси его. 
Жизнь – это мечта, реализуй ее. 
Жизнь – это вызов, прими его. 
Жизнь – это приключение, испытай его. 
Жизнь – это удача, поймай ее. 
Жизнь драгоценна, не разрушай ее. 
Жизнь – это борьба, борись за нее

(Далее психолог предлагает выбрать любимую строчку из стихотворения)

- Что значит жизненная цель? (Ответы)

- Есть ли у вас жизненные цели? Какие? (Ответы)

- Какая самая главная цель в твоей жизни? (Ответы)

Упражнение-метафора «Хрупкая жизнь»

Демонстрация раскола хрупкого сувенира-пряника или печенья (покушения на собственную жизнь).

Психолог предлагает вниманию воспитаннику великолепный хрупкий пряник (печенье или другой хрупкий предмет) олицетворение жизни — формы сердечко.

Ребята берут его в руки, рассматривают, по заданию психолога по порядку называют положительные качества, ассоциации к предмету. Когда ответы ребят прозвучат, а пряник вызовет симпатию и аппетит, педагог задаёт вопрос о том, нравится ли этот предмет, эта частица жизни ребятам.

Получив положительный ответ, педагог быстро говорит о том, что ему этот сувенир не нравится. Затем фигурка нацелено выскальзывает из рук и раскалывается на мелкие кусочки. (Данный контраст показа эмоций, симпатии и антипатии к «сердечку»- частице жизни, а затем резкий исход помогает ярче показать потерю «жизни» и вызвать чувства сожаления, утраты, осознание ценности жизни).

Можно вот так решить свои проблемы. Блестяще! И необдуманно потерять самое главное – жизнь. Но жизнь невозможно поднять с пола и склеить. Невозможно собрать все кусочки и крошки. Пряник был милым сувениром, обидно, что я её уничтожила. Если мы не выбрасываем наш пряник-символ жизни. Всё можно исправить, пока мы живы, нельзя исправить, если мы избавимся от этого сувенира- сердечка.

Упражнение «Менять или находить смысл?»

У многих людей есть свои страхи, комплексы, неприятие своей внешности, черт характера, семейной или личной ситуации. Все их внимание приковано к этому «негативу», у них практически постоянно плохое настроение. Но самое главное — тратится очень много жизненной энергии на борьбу с этими «ветряными мельницами».

Давайте попробуем найти конструктивный выход из этой неприятной ситуации. Возьмите лист бумаги, разделите его чертой на две части.

Левую часть озаглавьте «Что мне не нравится в себе, что я в себе не принимаю, не люблю?».

В течение 3 минут напишите ответы на эти вопросы (достаточно перечислить 2–4 пункта, возможно, у кого-то их будет больше).

«Что же хорошего в том, что ты родился таким» — именно этими словами мы озаглавим правую часть листа.

В течение 3–5 минут каждый из вас попробует найти, что хорошего могут принести в вашу жизнь те качества, которые вам в себе не нравятся. Попытайтесь найти «обратную сторону медали» для каждого качества из левой части листа.

Рефлексия упражнения

Предлагается участникам озвучить свою работу (разумеется, по желанию, частично). Участники обсуждают, какой новый опыт получили с помощью упражнения.

Психолог: Может быть, сегодня вам не удалось найти «обратную сторону» для всех качеств из левой части листа, но важно, что вы узнали — то, что нас в себе не устраивает, что нами отрицается, имеет смысл. Если что-то можно изменить — найдите силы и измените, если невозможно — поймите, какой смысл в этом можно найти, и используйте в своей жизни.

Упражнение «Ценность человеческого существа»

          Все люди обладают теми или иными способностями, привлекательными качествами, талантами, то есть ценностью. Но иногда человек как бы, ни видит их, потому, что между ним и его ценностью находится стена отрицания себя, нелюбви к себе. 

Согласно словарю, ценность — это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Следовательно, ценность человеческого существа — это важность, значимость, полезность каждого человека.

И она безусловна, она появляется у человека по факту его рождения.

Но, несмотря на это, каждый человек сам определяет свою ценность, которая называется самооценка. Кто-то определяет самооценку самостоятельно, опираясь на представление о своих внешних данных и внутренних способностях. Таких людей часто называют сильными.

А кто-то очень зависим от мнения окружающих, тогда любое слово может сильно повлиять на самооценку. Этот человек всегда ждет одобрения со стороны окружающих, иначе он не чувствует уверенности в себе, «правильности» своих мыслей или поступков. 

Как вы думаете, как научиться по-настоящему, ценить, а, следовательно, любить себя?

(Участники отвечают на вопрос, приводят примеры из своей жизни).

После обсуждения каждый участник получает лист формата А4, фломастеры. На листе участники рисуют контур своей ладони, подписывают имя. Затем по часовой стрелке передают листы, дописывая в контуре ладони те качества, способности, таланты, которыми обладает «хозяин» этой ладони.

Упражнение заканчивается, когда к каждому вернется его лист.

Рефлексия упражнения

Участники рассказывают о своих чувствах после выполнения упражнения, о том, какие «ценности» они раньше в себе не замечали.

Творческое задание «Дерево жизни»

Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всем окружающем, чаще задаваясь вопросами: зачем и для чего я живу? Что я дал другому? Что я доброго оставлю после себя.

Я предлагаю вам представить свою жизнь в виде лестницы, по которой вы пойдете вверх во взрослую жизнь, на каждой ступеньке напишите свои жизненные цели.

(Воспитанники зачитывают свои цели по желанию, затем листки клеим на ватман).

- Что же самое главное для человека?

«А в жизни самое главное, наверное, сама жизнь».

- Согласны ли вы с этим?

(Ответы)

Рефлексия. Подведение итогов.

Психолог: наше занятие мне хочется закончить притчей об отношении к жизни:

Когда тебя спрашивают: «Как дела?» - не плачься и не жалуйся на трудности.

Если ты отвечаешь: «Плохо», то всевышний говорит: «Это ты называешь “плохо”? Ну, так я покажу тебе, что такое “плохо” на самом деле!»

Когда тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: «Хорошо!!!», то всевышний говорит: «Это ты называешь “хорошо”? Ну, так я покажу тебе, что такое “хорошо” на самом деле!!!»

Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО! Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.

А сегодняшнее занятие, может, стало для кого-то из вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь…»

Заключение

В результате проведения представленного занятия с элементами тренинга у воспитанников формируется:

  • нравственная ценность жизни;
  • понятие о том, что жизнь главная ценность;
  • воспитанники научатся ценить жизнь в любых ее проявлениях;

Данное занятие  способствует блокированию действия суицидального поведения.