методика составления резюме

Краеренко Ольга Анатольевна

методика составления  резюме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_sostavleniya_rezyume.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Правила составления резюме. Практические рекомендации.

Понятие резюме

Резюме (от фр. résumé или лат. curriculum vitae — «течение жизни», жизнеописание, CV) — документ, содержащий информацию о профессиональных навыках, личностных компетенциях, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.

Цель резюме - привлечь внимание представителя работодателя, произвести благоприятное впечатление и побудить работодателя пригласить вас на собеседование.

Как правило, на просмотр резюме затрачивается не более 2-3 минут.

И ваша задача, как соискателя, составить резюме таким образом, чтобы среди прочих резюме именно ваше зацепило работодателя и именно Вас пригласили на собеседование.

По мнению большинства работодателей, очень важно, чтобы информация в резюме была максимально полной и одновременно краткой, а главное, чтобы соискатель во время собеседования мог подтвердить все данные.

Принципы составления резюме

При написании резюме используйте следующие принципы его составления:
* краткость - отсутствие лишних слов, непонятных сокращений и терминов, точность и ясность изложения мысли;
* целенаправленность и конкретность - изложение главных сведений, подтверждающих право претендовать на данную должность, отсутствие информации, не имеющей прямого отношения к вакансии;
* избирательность - предполагает тщательный отбор информации (не пытайтесь уместить в одном резюме всю информацию. Информацию для резюме следует отбирать, исходя из его целей, то есть в резюме стоит включать описание именно тех аспектов вашего опыта, которые значимы для позиции, на которую вы претендуете. И поэтому одно из главных правил резюме: на каждое новое интервью следует приходить с новым резюме и никогда - без него.);
* честность - отсутствие недостоверной информации;
* грамотность – отсутствие грамматических ошибок.

Структура резюме

Резюме обычно состоит из нескольких разделов, информация в каждом из которых призвана в кратком виде ознакомить потенциального работодателя со всеми сведениями о кандидате, необходимыми для его приёма на работу. В резюме не следует включать информацию, не имеющую никакого отношения к предполагаемой работе. В резюме следует включать только ту информацию, которая поможет максимально охарактеризовать вас.
В последнее время получили широкое распространение Интернет-резюме, заполняемые по определённому шаблону на Job-сайтах и размещаемые на специализированных сайтах рекрутинговых агентств. Существуют также профессиональные службы, предлагающие составление «грамотных» резюме.

Ещё одним, пока малораспространённым, типом резюме является видео-резюме, которое представляет собой короткий видеоролик, в котором кандидат рассказывает о себе, своих навыках и пр. И так же как и в случае с Интернет-резюме, для них существуют специализированные сайты, на которых можно их разместить, и компании, которые занимаются их записью и размещением.

Итак, рекомендуемая структура при составлении резюме следующая:

1. Личные данные/контактная информация кандидата
ФИО, адрес, номер телефона (включая код города), e-mail, Skype (если он есть), дата рождения. Здесь же можно указать семейное положение и наличие детей, если это необходимо.

2. Цель - краткое описание должности, на которую Вы претендуете.
Если Вы претендуете НЕ на конкретную должность, то не указывайте сразу несколько вакансий, если они не из смежных областей. Пишите для каждой отдельное резюме. Можете указать сферу деятельности, которая Вам интересна.

3. Опыт работы или практика
Как правило, для человека с большой трудовой биографией рекомендуется указание только последних 3-5 мест работы и период не более 10 лет, для молодого специалиста важно указать весь трудовой (практический) опыт работы.
Данный пункт принято описывать в обратном хронологическом порядке: сначала настоящее или последнее место работы, потом предыдущее и т.д. Напротив времени и места работы (название предприятия) обозначать свои должность и функции, делая упор на профессиональных достижениях, достижения желательно оцифровать так, чтобы цифры были адекватные и весомые. При описании достижений необходимо использовать глаголы действия, такие как развивал, сэкономил, увеличил или сократил. Желательны предельно конкретные формулировки.

В каждом абзаце необходимо указать:
* Период работы/практики (месяц и год приема / увольнения);
* Название компании или предприятия(нет необходимости указывать в резюме подробный адрес предприятий, на которых вы работали, достаточно будет указать их название и город, в котором они находятся);
* Сферу деятельности;
* Должность;
* Ваши обязанности;
* Примеры конкретных достижений в количественных показателях (%, $, штуках и т.д.).

4. Образование (дипломы, сертификаты и пр.)
Образование указывается с датами, в обратном порядке.
* основное - вуз (и название факультета) в 19__ - __ гг.;
* дополнительное (параллельное) - второе высшее образование (если оно у вас есть) в 19__ - __ гг.;
* важно сообщить об окончании курсов и прохождении сертификации по специальности. Если вам дорого окончание курсов в соответствии с хобби (например, макраме), включите это в последнюю часть - хобби, но никак в раздел "образование";
* указывать среднюю школу необходимо только в том случае, если это языковая или другая спецшкола, или если вы закончили среднюю школу с отличием (наличие золотой/серебряной медали);
* важно указать техникум;
* отметьте также диплом с отличием, дополнительные специальности;
* если институтская (университетская) специализация соприкасается, хотя бы частично, с интересующей Вас должностью, можно указать и название выпускающей кафедры;
* также необходимо указать наличие публикаций, особенно в специализированных изданиях, изобретения или собственные разработки;
* дополнительные курсы и пройденные тренинги можно выделить в отдельный раздел. Не стоит указывать множество курсов и семинаров, а только относящиеся к специфике желаемой работы.

Образование в резюме молодого специалиста, с отсутствием практического опыта работы или его минимумом (не считая практику), занимает ведущее место, поэтому важно этот пункт описать подробно. Рекомендуется указывать изучавшиеся предметы (особенно те, в которых были достигнуты наибольшее успехи), хорошие и отличные оценки, награды на олимпиадах и конкурсах и т.п.

5. Профессиональные навыки (знания и умения)
В этом разделе указывают знания и умения, которые пригодятся вам на желаемой должности:
* Степень владения компьютером (программы, с которыми работали);
* Степень владения иностранными языками (свободно, со словарем; говорю, читаю, пишу);
* Иные знания и навыки, необходимые для профдеятельности;
В первую очередь в этом разделе вы указываете те навыки, которые непосредственно относятся к конкретным служебным обязанностям желаемой работы. Остальные навыки можно указать в разделе дополнительная информация.

6. Дополнительная информация или "хобби" (либо "награды и общественная деятельность").
Другая информация, которая может представлять интерес со стороны работодателя (наличие автомобиля, готовность к командировкам, семейное положение, личные качества и увлечения).
На Западе пункт "награды и общественная деятельность" включается обязательно, поскольку человека часто лучше всего рекомендует общественное положение: клубы, общества, награды и т.д. Так как в нашем обществе такой системы нет, желательно отметить то, что имеет хотя бы косвенное отношение к специальности.
Не следует указывать, состоите ли вы в каких-либо партиях, религиозных общинах.

7. Информация о рекомендациях
Если вы приняли решение отметить эту информацию, то необходимо указать:
* ФИО рекомендателя;
* Его должность;
* Наименование организации в которой он работает;
* Контактная информация.
Если Вы не готовы включить информацию о рекомендующих Вас лицах непосредственно в резюме, можно ограничиться фразой: Рекомендации предоставляются по запросу.
Однако необходимо подготовить их список - он может пригодиться на собеседовании.
Подумайте о том, кто может дать вам рекомендации. Это может быть либо прежний работодатель, либо научный руководитель или преподаватель.

8. Дата составления резюме
В заключении необходимо поставить дату составления резюме и подпись. Датирование резюме повышает достоверность заинтересованности в данной работе, старая дата может свидетельствовать о том, что кандидат давно и безуспешно ищет работу.

9. Ожидания по заработной плате.
Желательно указать уровень заработной платы, на который вы рассчитываете. Об этом лучше написать в сопроводительном письме к резюме, здесь же можно дать любые дополнительные пояснения к резюме.

Практические советы:

* Чтобы составить идеальное резюме, его нужно "подгонять" под каждую понравившуюся вам вакансию.

* При написании резюме нужно подчеркнуть ваши сильные стороны и замаскировать то, что работодатель может счесть недостатком. Если учесть, что на прочтение резюме работодатель тратит всего несколько минут, важно не только привлечь внимание работодателя, но и выделиться из потока кандидатов и запомниться.

* Оптимальное резюме позволяет быстро узнать главное о кандидате, не отвлекаясь на лишнюю информацию. Правильно скомпонованная информация позволяет работодателю сформулировать дополнительные вопросы и не записывать необходимые данные о кандидате. Это сокращает время обработки резюме, повышает эффективность собеседования и оказывает положительное впечатление на представителей работодателя.

* Объем резюме не должен превышать одной, максимум двух страниц формата А4, причем желательно, чтобы ключевая информация находилась на первой странице. Резюме нужно написать стандартным шрифтом 10-12 размера и структурировать так, чтобы информация легко читалась. Если у человека большой опыт работы, то лучше создать два резюме - покороче для рассылки и подробное - по запросу рекрутера или чтобы брать с собой на собеседование.

* Необходимо использовать один шрифт, желательно Times New Roman либо же Arial. Множество шрифтов разных размеров нечитабельны! Строгий стиль оформления - непременное условие. Резюме - это документ.

* Если резюме занимает больше одной страницы, в конце страниц указывается, что продолжение находится на следующем листе. На всех листах, кроме первого печатается номер листа и указывается фамилия.

* Если по объему резюме получилось на одну неполную страницу, информацию необходимо расположить так, чтобы страница была полностью занята текстом.

* Каждый раздел резюме должен быть отделен от предыдущего.

* Заголовки лучше выделять жирным и/или подчеркиванием.

* Обязательно проверьте правописание (кнопочка F7 в редакторе Word). У резюме с ошибками нет никаких шансов.

* Резюме должно быть написано простым языком.

* Для документов такого типа рекомендуется следующая разметка страницы: верхнее поле - 2 см, правое - 2 см, нижнее - 2 см, левое 2,5 см. Допускается сужение поля на сантиметр и вместо стандартного 12-го размера шрифта использование 10-го. В то же время вариант с уменьшением шрифта приемлем только в том случае, если резюме будет отправлено работодателю по E-mail-у или вручено лично. В случае отправления резюме по факсу, размер шрифта меньше 12 лучше не использовать, иначе резюме невозможно будет прочитать.

* Для резюме используется бумага белого цвета, хорошего качества.

* Если Вы решили написать нестандартное резюме, то это может быть хорошо не во всех случаях. Это приемлемо для представителей творческих профессий, которым "позволено" отходить от стандарта. Что же касается специалистов других (не творческих) профессий - инженеров, водителей, бухгалтеров, и т.п., - то здесь предпочтительнее соискателям оставаться в рамках официально утвержденных норм. Это связано, прежде всего, с тем, что от специалистов данного профиля требуется точность, скрупулезность и обязательное соблюдение должностных инструкций.

* Если вы добавляете в резюме свою фотографию, то фотография не должна превышать паспортного формата (3,5 на 4 см). Пляжные фотографии, и тем более семейные, впечатывать в резюме не стоит, - этим вы только выразите неуважение к работодателю. Резюме, включающее фотографию автора более продуктивно и интересно работодателю. Фото способствует более достоверной идентификации Вашей личности.

* Резюме на английском (или любом другом) языке составляется лишь в том случае, если вы претендуете на вакансию в иностранной компании.

* При описании профессионального опыта и навыков используйте «активные» глаголы: внедрял, заведовал, исследовал, контролировал, координировал, обеспечивал, основал, организовал, планировал, предложил, разработал, реорганизовал, решил, руководил, создавал, увеличивал, устранял, участвовал, обучал и др. и не забывайте подкреплять фактами и цифрами свои достижения. Например, если у вас есть только начальные знания бухучета, а они необходимы для данной должности, то нужно писать "владею основами бухучета и аудита". Не следует писать "участвовал", "оказывал помощь", т. к. это позволяет думать, что вы стояли в стороне и от случая к случаю оказывали разные услуги;

* В описании настоящей работы используйте глаголы в настоящем времени, например, работаю, проектирую; соответственно при описании предыдущих мест работы используйте глаголы в прошедшем времени.

* Избегайте длинных фраз и мудреных слов.

* Будьте последовательны: если вы один раз использовали сокращение, используйте его во всем резюме (но лучше приводить все наименования полностью).

* Избегайте демонстрации частой смены мест работы без объяснения объективных причин и пробелов в трудовой биографии.

* Избегайте написания слишком подробного резюме, содержащее множество ненужной информации и лирических отступлений или проявления неуместного юмора.

* Будьте уверены, что вы сможете подтвердить всю информацию, которую вы включили в резюме.

Итак, идеальное правильно составленное резюме - это описание именно тех профессиональных навыков и личностных компетенций, которые значимы для позиции, на которую вы претендуете.

Поэтому правильно составить резюме под требования конкретной вакансии, с учетом корпоративной культуры и особенностей бизнеса будущего работодателя. И тогда резюме станет эффективным инструментом для поиска достойной работы и "маркером" вас как успешного кандидата.