Теоретическая модель психологического просвещения по профилактике негативных эмоциональных переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ

 

Психологическое просвещение на сегодняшний день представляет собой самую  неразработанную с точки зрения теории и практики форму работы практического психолога.

В настоящее время существует три подхода к пониманию психологического просвещения и его особенностей в работе практического психолога. 

Некоторые исследователи считают, что психологическое просвещение должно быть выделено как отдельный вид деятельности практического психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskaya_model_psihologicheskogo_prosveshcheniya.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретическая модель психологического просвещения

по профилактике негативных эмоциональных переживаний

у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ

Психологическое просвещение на сегодняшний день представляет собой самую  неразработанную с точки зрения теории и практики форму работы практического психолога.

В настоящее время существует три подхода к пониманию психологического просвещения и его особенностей в работе практического психолога.  

Некоторые исследователи считают, что психологическое просвещение должно быть выделено как отдельный вид деятельности практического психолога (например, И.В Дубровина, 2003) [34].

С позиции И. В. Дубровиной основным содержанием психологического просвещения должны выступать следующие направления:

1) ознакомление взрослых, находящихся рядом  ребенком (родитель, педагог) с основными этапами и особенностями и условиями благополучного развития;

2) популяризация  и разъяснение результатов новых исследований в психологии;

3) формирование потребности в психологических знаниях, и желания применять их во взаимодействии с детьми и в целях  развития своей личности;

4) ознакомление обучающихся со способами  и методами  самопознания, самовоспитания;

5) формирование понимания у широкого круга населения того, что деятельность практического психолога является необходимой и важной для сохранения психологического здоровья [34].

Л.Ф. Чупров предлагает рассматривать психологическое просвещение в качестве компонента  психопрофилактической работы практического психолога [42].

По его мнению, психологическое просвещение представляет собой один из разделов раздел профилактической деятельности практического психолога, цель которого формировать у населения позитивного восприятия психологической помощи, деятельности практического психолога и расширение представления о психологических знаниях [42].

В соответствии с данным определением, можно сформулировать задачи психологического просвещения [42]:

- формировать научные установки и представления о психологической науке и практической психологии;

- информировать население о различных вопросах психологической науки;

- формировать устойчивую потребность применять и использовать психологические знания с целью  эффективной социализации подрастающего поколения и собственного развития.

Третья точка зрения- это точка рения М.Р. Битяновой, которая предлагает рассматривать всю работу практического психолога как сопровождение. Соответственно психологическое просвещение в рамках данной концепции представляет собой одну из частей целостного психологического сопровождения, целью которого является эффективная адаптация ребенка к социальной, и в том числе, к образовательной среде [7].

Именно данный подход, на наш взгляд отражает сущность психологического просвещения по профилактике негативных эмоциональных переживаний старшеклассников в период сдачи ЕГЭ, поскольку позволяет максимально раскрыть потенциальные возможности личности ребенка, создать условия для максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка и эффективной амплификации (обогащения) им образовательных воздействий. 

Рассмотрим подробнее психологическое просвещение как модель психологического сопровождения.

В словаре В. Даля дается следующее определение: «сопровождать, водить - вести, провожать на ходу, таща за собой силою, принуждая; или же помогая, поддерживая, или указывая путь, или предводительствуя, будучи начальником, приставом, вожаком, водырем». Таким образом, сопровождать ребенка означает указывать наиболее благоприятный путь, способствующий его развитию. Как направление деятельности образовательного учреждения психологичсекое сопровождение возникло при смене парадигмы образовательной системы на гуманистическую, в центре которой оказался ребенок с его индивидуально-психологическими особенностями, и целью данной парадигмы была не ломка ребенка под сложившуюся образовательную систему, а разработка методов, подходов, позволяющие ребенку реализовать свои возрастные задачи на каждом этапе онтогенеза. До этого момента сопровождение касалось только детей группы риска, детей, нуждающихся в специальном образовании и заключалось в исправлении детей, их приспособлении к системе.

В 1998 голу состоялась первая конференция специалистов системы сопровождения, на которой было сформулировано первое научное понятие сопровождения в нашей стране, под сопровождением понимался «особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития в условиях образовательного процесса». Таким образом, были обозначена сущность психологического сопровождения- ребенок не изолировался, задача его полноценного развития решалась в стенах образовательного учреждения, т.е. у ребенка появились гарантии прав на полноценное развитие [1].

В психолого-педагогической литературе на сегодняшний момент существует множество понятий сопровождения, так Ф.М. Фрумин и В.И. Слободчиков под сопровождением понимают помощь в личностном росте, сопровождающаяся эмпатийными установками и открытость общения взрослого [34].

С точки зрения А.В. Мудрика, сопровождение является особой сферой деятельности, целю которой – приобщение к социально-культурным и нравственным ценностям. М.Р. Битянова считает, что в сопровождении происходит слияние психологических и педагогических практик, в центре внимания которых является целостная личность  ребенка [34].

Е.И. Казакова даёт следующее определение сопровождению: под сопровождением понимается метод, который позволяет создать оптимальные условия для принятия субъектом развития эффективных решений в различных ситуациях жизненного выбора [1].

Различные определения сопровождения сходятся в том, что в качестве субъекта сопровождения выделяется ребенок, а цель сопровождения-  создать такие оптимальные условия, которые помогут ребенку осуществить целостное личностное развитие, и стать субъектом своей жизни. Центральный принцип сопровождения - самоопределение ребенка в значимых жизненных ситуациях.

Основными методологическими парадигмами, на которых строится система психологического сопровождения является личностно-ориентированная парадигма (К. Роджерс), антропологическая парадигма
Б.С. Братусь, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков), парадигма психологического здоровья (И.В. Дубровина).

В рамках личностно-центрированного подхода К. Роджерса ориентация усилий сконцентрирована на ребенке и его индивидуальных, субъективных личностных особенностях, а не на задаче. Антропологическая парадигма строится на принципе целостного подхода к человеку в контексте всей его ситуации развития, в совокупности всех социальных связей и отношений [1].

В рамках парадигмы психологического здоровья выделяются условия образовательного учреждения, которые являются факторами нарушения или поддержания психологического здоровья. Основными мерами психологического сопровождения является профилактика, включающая в себя диагностику и коррекцию условий конкретной среды, в которой воспитывается и развивается ребенок, в частности условия образовательного учреждения.

В качестве основных направлений сопроводительной деятельности психологической службы  являются следующие [1]:

- формирование здорового образа жизни;

- личностных проблем развития ребенка (гиперактивность, тревожности, агрессивности и т.д.);

- выбора образовательного маршрута;

- преодоления затруднений в обучении.

Реализация каждого из выделенных направлений осуществляется путем  анализа проблемы, а также разработки программно-методического обеспечения.

Формирование здорового образа жизни как ведущего направления психолого-педагогического сопровождает предполагает разработку мер по  сохранению первичного уровня здоровья ребенка, поскольку сохранение здоровья является исходной позицией для решения остальных образовательных проблем ребенка. Преодоление проблем личностного развития предполагает разработку тренинговых программ, как для самих учащихся, так и для взрослых, работающих с ними, поскольку взрослых (педагогов и родителе) нужно обучать правильному поведению с ребенком, имеющему те или иные проблемы личностного развития [1].

Выбор образовательного маршрута предполагает создание условий для адекватного выбора ребенком и родителями образовательного маршрута на всех этапах образовательного процесса, оказание помощи родителям и  ребенку в выборе образовательного маршрута, с учетом его индивидуальных особенностей и уровня здоровья; изменение образовательного маршрута в процессе сопровождения развития ребёнка в связи с возникшими проблемами, трудностями, состоянием здоровья; оказание помощи ребенку, изменившему образовательный маршрут, в адаптации к новым условиям [1].

Преодоления затруднений в обучении, является основой целостной системы психологического сопровождения образовательного процесса. Преодоление затруднений в обучении как направление психологического сопровождения достигается через реализации следующих функций [1]:

- информационно-просветительская функция, предполагающая информирование всех участников педагогического процесса о формах и методах сопровождения. Данная функция позволяет сделать процесс сопровождения открытым, что позволяет активизировать всех заинтересованных участников учебно-воспитательного процесса;

- направляющая функция сопровождения координирует действия всех заинтересованных в сопровождении субъектов в интересах ребенка;

- диагностическая функция сопровождения заключается в реализации системы диагностического исследования, которая позволит  выстроить индивидуальный образовательный маршрут с учетом выявленных индивидуальных особенностей ребенка;

- развивающая функция определяет основные направления действий всех участников системы психологического сопровождения, обеспечивается деятельностью психолога, дефектолога, социального педагога, логопеда, учителя, которые должны использовать развивающие технологии обучения и воспитания, а психологи -развивающие дополнительные занятия, проходящие во внеурочное время.

Практические аспекты психологического просвещения. Психологическое сопровождение является целостной системой, в которую входит и психологическое просвещение. Без включения психологического просвещения в систему, оно будет крайне неэффективно и фрагментарно.

Система психологического просвещения по профилактике негативных эмоциональных переживаний в период подготовки к ЕГЭ в рамках  сопровождения включает в себя:

- консультативно-информационный блок (он связан с разъяснительной работой среди родителей и учителей об особенностях детей, требующих психологического сопровождения их проблемах);

- диагностический блок, позволяющий определить целостный уровень развития ребенка, его основные проблемы, возможные риски, именно на основе результатов диагностики будет выстраиваться дальнейшая коррекционно-развивающая работа с ребенком, и определяться его образовательный маршрут;

- коррекционно-развивающий блок представляет собой разработку системы комплексной помощи детям, определение форм и видов развивающих занятий;

- просветительский блок включает в себя разработку конкретных  рекомендаций для педагогов с целью предотвращения дезадаптации ребенка, а так же для пролонгирования и закрепления достигнутых в ходе коррекционно-развивающей работы результатов.

Модель психологического просвещения по профилактике негативных эмоциональных переживаний в период подготовки к ЕГЭ в рамках  сопровождения можно представить в следующей схеме (структура и содержание)
(рис. 6)

Рис.6. Модель психологического просвещения по профилактике негативных эмоциональных переживаний в период подготовки к ЕГЭ в рамках  сопровождения (структура и содержание)

В данной модели кроме работы с самими старшеклассниками, заключающей в организации развивающей работы по снижению негативных эмоциональных переживаний, развитию адекватной самооценки, обучению методам и способам психофизиологической регуляции, вследствие чего предполагается развитие стрессоустойчивости, большое внимание уделяется работе с педагогами и родителями.

Педагоги принимают непосредственное участие в подготовке старшеклассников в ЕГЭ, следовательно, их эмоциональное состояние, то, как они настраивают обучающихся на сдачу экзамена, в какой атмосфере происходит подготовка к ЕГЭ имеет немаловажное значение, поскольку оказывает прямое влияние на обучающихся.

Родители так же играют немаловажную роль в формировании адекватного эмоционального состояния в процессе подготовки к ЕГЭ. Тревожность родителей передается их детям, соревновательный момент родителей негативно сказывается на состоянии старшеклассников, кроме того, многие родители хотели бы оказать помощь своим детям, но не знают, каким образом сделать это наиболее эффективно.

Таким образом, психологическое просвещение по профилактике негативных эмоциональных переживаний старшеклассников  в период подготовки к ЕГЭ должна представлять собой комплексную систему, охватывать всех участников образовательного процесса и строится в рамках  парадигмы психологического сопровождения.