Статья "Планета синего детства"

Ефтифеева Наталья Григорьевна

В статье представлен опыт работы реабилитационного центра по оказанию медико-социальной, социально-психологической, социально-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) и семьям, в которых они воспитываются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья "Планета синего детства"279.87 КБ

Предварительный просмотр:

CИНЯЯ ИСТОРИЯ:

 ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА  

Кузнецова Татьяна Анатольевна

директор

Ефтифеева Наталья Григорьевна

зав. отделением социально-психологической реабилитации

Матафонова Ольга Ивановна

зав. отделением организационно-методической работы

Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Спасатель» Забайкальского края

Проблема аутизма для современного общества является достаточно острой и требует детального рассмотрения всеми специалистами, поскольку ежегодно отмечается увеличение числа детей с таким диагнозом. В начале 2000 - х годов считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10000 детского населения. В 2005 г. статистика изменилась, и один случай аутизма приходился на 250-300 новорожденных в среднем. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 г. один случай аутизма приходится уже на 150 детей [5]. Оценивая глубину проблемы в 2008 г. Организация Объединенных Наций (ООН) провозглашает 2 апреля Всемирным Днем распространения информации об аутизме.

Согласно данным мониторинга 2020 г, в России общая численность обучающихся с РАС составила 32899 человек. Выявлено выраженное увеличение численности по сравнению с 2019 г. (23093 человека) на 42%, а по сравнению с 2017 г. (15998 человек) - на 106% [4]. Не учитывая статистику раннего и дошкольного возраста, приведенные выше данные, касающиеся обучающихся c РАС, показывают, как стремительно возрастает число детей с такой патологией. Это обстоятельство актуализирует необходимость развития технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в системе социального обслуживания.

В 2017-2018 гг. ГАУСО РЦ «Спасатель» участвовал в реализации мероприятий Комплекса мер Забайкальского края по оказанию медико-социальной, социально-психологической, социально-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) и семьям, в которых они воспитываются (далее-Комплекс мер).

За этот период курс комплексной реабилитации прошли 44 ребёнка с РАС и с признаками РАС от 3 до 18 лет.

Анализ данных по количеству получателей услуг показал, что за последние три года увеличивается количество детей с РАС, причем отмечается значительное увеличение в возрастной группе с 8 до 14 лет. В  течение трёх лет, согласно приведенным данным, зафиксировано преобладание мальчиков с РАС.

Для координации работы специалистов в учреждении работает медико-психолого-педагогический консилиум (МППк), цель которого - создать оптимальные условия реабилитации в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями детей и обеспечить целостность психолого-педагогического и медицинского сопровождения.

На первичном заседании МППк вырабатывается индивидуальная программа комплексной реабилитации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка. По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) по сопровождению каждого ребенка, определяются исполнители и сроки. Это позволяет решать проблемы ребёнка с РАС и признаками РАС (и его семьи) адресно и согласованно всеми специалистами.

Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет:

- выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка;

- определить общий прогноз его развития;

- сформировать  комплекс коррекционно-развивающих мероприятий;

- выбрать первичный реабилитационный маршрут.

Для повышения эффективности медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнку, проходящему курс комплексной реабилитации, назначается ведущий специалист. Он отслеживает динамику развития ребёнка и эффективность оказываемой ему помощи. В случае необходимости корректирует последовательность этапов работы с ребенком различных специалистов. Особое внимание на первых этапах работы уделяется формированию контакта с ребёнком и родителями, поддержке мотивации на активное участие в реабилитационном процессе.  

По окончании курса реабилитации в центре «Спасатель» анализируется эффективность проведенных мероприятий, даются рекомендации для восстановительных упражнений в домашних условиях, которые родители с детьми могут получать и в режиме дистанционной реабилитации. Сопряжение стационарной и пролонгированной дистанционной работы делают реабилитацию ребенка непрерывным процессом.

В центре разработана комплексная программа помощи детям с таким вариантом развития. В направлении медико-социальной реабилитации в зависимости от психо-физиологических особенностей ребенка могут быть назначены: физиолечение, ЛФК, массаж, гидрокинезотерапия, иппотерапия. Физиотерапевтические процедуры представлены электролечением (электросон, электрофорез, дарсонвализация); магнитной и ультразвуковой терапией, теплолечением (парафино и грязелечение). Все дети посещают галокамеру.

Комплекс лечебной физкультуры индивидуализируется под особенности и возможности ребенка с РАС и признаками РАС. Хорошие результаты достигаются в сочетании механотерапии с использованием компьютерного комплекса БОС. Учитывая факторы климатотерапии с детьми проводятся занятия «скандинавкой ходьбой» по специальным маршрутам (экологическая тропа, тропа здоровья).

В качестве лечебного и восстановительного метода в центре активно используется иппотерапия.

Важным в системе комплексной помощи детям с РАС и признаками РАС в условиях центра  является организация социально-психологической помощи.

Для каждого ребенка разрабатывается программа индивидуальных занятий со специалистами, которые используют современное оборудование (комплект «Баламетрикс», утяжеленный жилет, комплекс «Тимокко», интерактивный пол, балансировочный стул, игровые средства) и методики для формирования социально-коммуникативных  навыков.

Для решения проблем адаптации и коррекции психического развития детей с особенностями развития широко используется технология «Лекотека как ресурс в оказании психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Сегодня эта технология дает возможность семьям определить индивидуальный путь развития и коррекции ребенка, научить родителей взаимодействовать с ребенком, чтобы активизировать его развитие.

Показали свою эффективность в работе с детьми с РАС и с признаками РАС  коррекционные занятия  в сенсорной комнате, где особым образом организована предметно-пространственная среда, наполненная разными стимуляторами, которые положительно воздействуют на психическое и эмоциональное состояние ребенка.

В работе с детьми с РАС и признаками РАС используются и интерактивные технологии, например, развивающий коррекционный комплекс «Тимокко». Этот интерактивный компьютерный комплекс основан на технологии видео-биоуправления. Целью комплекса является развитие. Практика показала, что у детей есть интерес детей к таким занятиям, а значит, это нужно активно использовать для развития моторных навыков через билатеральную координацию, координацию глаз-рука. При этом развиваются внимание, контроль положения собственного тела в пространстве, коммуникативные навыки.

В комплексной реабилитации детей с РАС важное значение имеет специализированная логопедическая помощь. Кабинет специалиста не только интересен по дизайну, но и хорошо оснащен специализированным оборудованием. Кроме обычных дидактических средств есть компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для тигры», логопедический тренажёр «Зеркало с отверстием», логопедический тренажер «Говорящее зеркало», оборудование для логопедического массажа.

Досуговая деятельность в работе по социальной адаптации и интеграции ребёнка в общество имеет свои особенности. Кроме участия в мероприятиях общей направленности - праздниках, экскурсиях, акциях, которые активно поддерживают родители, ведется работа по формированию конструктивных коммуникаций с окружающим миром. Поэтому в работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, делаются акценты на формирование у родителей позитивных установок на оптимизацию детско-родительских отношений; гармонизацию психологической атмосферы в семье; раскрытие потенциала своей семьи; формирование доверия к окружающему миру, укрепление чувства контроля над ситуацией.

Во Всемирный День распространения информации об аутизме- 2 апреля, когда по всему миру проводится акция «Зажги синим». Центр «Спасатель» ежегодно присоединяется к этому движению.

Рис.2 Акция «Зажги синим» 2 апреля 2021 г.

Особенностью реабилитационного процесса в нашем центре является его пролонгация через технологию «Дистанционная реабилитация» - удалённого сопровождения семей с детьми-инвалидами. За последние 3 года проведено 75 занятий с охватом 188 семей, имеющих детей-инвалидов. В данный формат взаимодействия с семьями включились 253 специалиста из учреждений социального обслуживания Забайкальского края.

Оказание своевременной адресной консультационной помощи родителям позволило проинформировать родителей о возможности получения помощи специалистов в вопросах воспитания детей с РАС и обучить родителей методикам и приемам реабилитации ребёнка в домашних условиях. И это не могло не сказаться на улучшении взаимодействия и доверии между всеми участниками реабилитационного процесса.

Продолжая и совершенствуя работу в этом направлении, специалисты Центра «Спасатель» - врачи, психологи, педагоги ищут эффективные средства для комплексной реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра.

Некоторые особенности детей с РАС, такие как отсутствие интереса к деятельности сверстников, отсутствие представления о личных границах, несформированность навыков сопереживания мешают возникновению и поддержке межличностных контактов. Поэтому в формировании навыков социального взаимодействия поддерживаются методы арт-терапии. К самым приемлемым, и это поддерживают исследователи И.Г. Галянт, Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко относят ИЗО-терапию, библио-терапию, музыкальную терапию, кинезитерапию [6]. При этом следует помнить, что для детей с РАС при формировании навыков отзывчивости и эмпатии с применением методов арттерапии нужны особые подходы.

В 2020-2021 гг. для детей с РАС в раскрытии коммуникативных способностей активно использовались методы арт-терапии средствами программы «Мы - твои друзья!», где визуальными посредниками во взаимодействии выступали герои программы – известные им животные (собака и кошка). Специалистам не нужно было составлять специальные карточки с ключевыми этапами рассказов для наилучшего понимания и прочувствования сказочного текста. Опорные сигналы удачно встроены в тексты рабочей тетради. Специалистами отмечено, что дети с удовольствием рисовали свои образы по сказочным сюжетам рабочей тетради. Разработан арт-терапевтический комплекс (коррекционно-развивающие занятия с использованием средств ИЗО (пластилиновая скульптура), музыки (музыкальная мозаика), чтения и рисунка на основе игротерапии. Комплекс по формированию навыков отзывчивости апробирован в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, а методики представлены на семинаре для коллег из других центров Забайкальского края (май 2021 г.). 

Рис.3 Фрагменты занятий по реализации программы «Мы - твои друзья!»

Комплексный подход к реабилитации даёт ощутимые результаты.  Выбор той или иной технологии специалисты делают с учетом особенностей развития и реальных возможностей каждого ребенка.

Наблюдения специалистов, анализ мониторинга качества услуг показали эффективность применения данных технологий в работе с детьми с РАС и признаками РАС. Сегодня мы  используем имеющиеся у нас средства для осуществления комплексной реабилитации и успешной интеграции детей с РАС и с признаками РАС в общество и не останавливаемся в поиске новых  возможностей помощи  этим семьям посредством социальных услуг.

Список литературы:

  1. Методические рекомендации по организации деятельности лекотек и служб ранней помощи./ А.М. Казьмин, Е.А. Пертусенко, А.И.Чугунова, В.Н.Ярыгин.- М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2011.-236с.
  2. Теория и практика комплексной реабилитации инвалидов в новых социально-экономических условиях: III Межрегиональная научно-практическая конференция, г. Чита: Экспресс-издательство,2006.-296с.
  3. Теория и практика комплексной реабилитации инвалидов в новых социально-экономических условиях: IV Межрегиональная научно-практическая конференция, г. Чита: Экспресс-издательство,2008.-260с.
  4. Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 1. С. 4-11/
  5. Э.В. Плаксунова, Организация коррекционноразвивающего обучения детей с расстройствами аутистического спектра на примере адаптивного физического воспитания кандидат педагогических наук, Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2012, №3
  6. http://psychlib.ru/mgppu/MAaso2001/AML-001.HTM#$p1]