Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика эмоционального выгорания, способы повышения стрессоустойчивости»

 Екатерина Викторовна Сотникова

- Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки. Хочу представить свое тренинговое занятие.

- Для того, чтобы вам ясна была цель окунемся в историю.

Вступление

Итак, Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок.
Профилактика эмоционального выгорания, способы повышения стрессоустойчивости»

 

- Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки. Хочу представить свое тренинговое занятие.

- Для того, чтобы вам ясна была цель окунемся в историю.

Вступление

Итак, Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.

Синдром   профессионального  выгорания  –  самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми  -  всех,  чья деятельность  невозможна  без общения.

  Существует три стадии  профессионального выгорания:

Первая стадия:   На уровне выполнения функций произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задан ли планируемый вопрос). Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может протекать в течение трех-пяти лет.

Вторая стадия:  На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями: не хочется видеть коллег, начальство, «в четверг ощущение, что уже пятница, «неделя длиться нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появляются устойчивые соматические симптомы (нет сил, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний; повышенная раздражительность. Продолжительность протекания данной стадии- в среднем от пяти до пятнадцати лет.. 

Третья стадия:  Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремиться к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может длиться от десяти до двадцати лет.  

Я приглашаю сюда тех кто испытывает что то подобное или хотел бы сберечь себя от этого состояния. Для начало я предлагаю первое упражнение для снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива.

Упражнение – энергизатор.

Я рада вас всех приветствовать. Для того, чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.

- «Постройтесь по росту», - «По размеру обуви», - «По цвету глаз начиная от светлых» (от светлых до темных), - по алфавиту отчества, - по дате рождения.

Вопросы для обсуждения упражнения:

  • Что помогло быстрее построиться?
  • Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

Вывод, к которому приходят педагоги: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.

 На каждом тренинговом занятии предполагается соблюдение некоторых правил:

  • доверительный стиль общения, единая форма обращения друг к другу на «ты» (по имени);
  • активное участие в происходящем;
  • говорить необходимо от своего имени: «Я считаю…», «Я думаю…»;
  • оцениваются поступки, а не люди;
  • общение по принципу «здесь и теперь»;
  • группа оказывает поддержку каждому участнику;
  • уважение к говорящему, говорим только по одному.

Знакомство

Давайте познакомимся. Как правило в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество.

Упражнение «Имена-качества».

Цель: обмен положительными эмоциями и  чувствами.

Стоя  в кругу, участнику по очереди нужно называть свое имя и 2 - 3 положительных качества на 1-ю букву имени. Например: «Марина -  мечтательная, миролюбивая».

Примечание: При затруднении участника связать свое имя с качеством ему помогают другие.

Легко ли было найти качество на определенную букву?

Упражнение «Моечная машина»

Цель: снятие эмоционального напряжения, создание группового доверия.

А сейчас встаньте, пожалуйста, в шеренгу, рассчитайтесь на первый и второй. Первые номера шаг вперед. Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек в шеренге №1 становится “машиной”, последний человек в шеренге №2 становится “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой” во второй шеренге, с начала шеренги идет следующая “машина” из шеренги №2.

Упражнение «Радуга настроения»

Я приглашаю вас творческую мастерскую (педагоги садятся вокруг стола, на котором стоит соль (песок)).

Смотрите, на столах насыпана соль. Для чего ее можно использовать?

Мы сейчас попробуем соль жизни превратить в радость.

Несколько минут я предлагаю вам побыть наедине с собой и прислушаться к своим ощущениям. Спросите себя «Что я сейчас ощущаю, переживаю, думаю?». Можете на минутку закрыть глаза для того чтобы прислушаться к себе. Сосредоточьтесь на несколько секунд на этом вопросе и подумайте, с помощью каких цветов смогли бы отразить свое эмоциональное состояние.

Откройте глаза. Сейчас мы будем создавать вашу радугу настроений.

Перед вами соль и разноцветный мел. Выберите первый цвет соли который чем-то напоминает то что вы ощущали сейчас. (Дополнительно вы можете выбрать уже готовую окрашенную соль.)

Насыпаем немного соли на листок и начинаем ее окрашивать мелом. Высыпаем. Только делайте это очень аккуратно, чтобы не перемешать слои песка, иначе вместо радуги в бутылке у вас получится песок грязно - коричневого цвета. Итак, приступаем

Следующий цвет и т.д. пока вы не заполните ваш сосуд радужного настроения.

Можно взять проволочку и попытаться создать какой-либо рисунок очень аккуратно, чтобы не перемешать лишние слои. Вот так творят египетские мастера создавая творческие рисунки из песка.

Закрутите крышку. Поделка готова!

Итог: Продемонстрируйте свой шедевр. Посмотрите на радугу в бутылочке (баночке) внимательно и скажите, что приходит вам в голову, когда вы на него смотрите - ассоциации. Имеет ли это с вашими ощущениями внутренним состоянием, что-то общее?

Как вы думаете, с помощью чего мы попытались с вами очистить наш стакан? (Соль, краски. пластилин, песок- это методы арт-терапии или творчества.)

Вывод: мы сейчас учились выражать свое внутреннее состояние, все что накопилось в душе с помощью творчества. Трудно бывает понять, а тем более выразить словами то, что чувствуешь – зато более легко изложить в творчестве, к тому же это снимает накопленное психическое напряжение, помогает успокоиться или просто сосредоточиться. Мы сейчас с помощью невидимого мостика соединили мир фантазий и мир реальности.

У вас отлично это получилось.

 

Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.

Нас ждет следующее испытание.

Инструкция: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком.

Конечно, на пути к счастью будут встречаться препятствия, но вы же в счастливых калошах.

Итак, разбиваемся на две команды, встали в шеренгу - рассчитайсь на кошечки и пантерочки. Кошечки вправо, пантерочки – влево.

Будем соревноваться. Ваша задача, надев калоши преодолеть все препятствия (демонстрирую как пройти эстафету):

 

  • (кочки) – преодолеваем кочки неприятных, преследующих мешающих, темных мыслей (идем в галошах по ним);
  • (дорожка) – это река тревожности, волнений, страхов. (по ней нужно пройти необычным способом, ни разу его не повторить);
  • (барьер) - ваша планка низкая самооценка (я не смогу, у меня не получится);
  • Болото (обруч) невежества окружающих. Подумайте как его перейти чтоб не увязнуть в этом же болоте;
  • впереди цель (пьедестал с медалью ) – победа (здесь у вас минутка радости победы: ваши жесты, мимика, пантомимика, возгласы - которые помогут, вам передать ощущение победы) порадуйтесь немного;
  • Возвращаемся гордым победителем – передаем эстафету;
  • Бежит следующий участник.

 

Обсуждение:  

1. Как вам удалось так быстро преодолеть эти препятствия?

2. Что вы ощущаете?

3. Помогали ли вам ваших коллег?

4. Прибавилось ли у вас позитивных эмоций от победы, преодоления таких сложных препятствий?

5) Какие выводы вы для себя сделали?

7) А в жизни что вам помогает преодолевать препятствия на пути к цели?

8) В жизни, вам что труднее всего бывает преодолеть, с чем справиться?

Упражнение "Ресурсы"

Каждому человеку нужны ресурсы. Ресурсы - это источник запасов сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям, это то, что помогает сохранить свою жизнестойкость.

Сейчас мы встанем в круг (или на стульчики сядем) В центре круга на подносе лежат разноцветные бабочки - символ ресурса, и красивая шкатулка - символ нашего "Я".  Я предлагаю вам сделать некую копилку ресурсов борьбы со стрессом. Мы берем по одной бабочке, любого цвета и кладем ее в шкатулку, называя при этом, что вы кладете ( радость, любовь, взаимопомощь....). Шкатулку передаем по кругу.

Вывод: Вот так символическим языком мы попытались сегодня построить некую модель нашего психологического здоровья.

Нам всем вместе это удалось сделать в такой непринуждённой форме!

Рефлексия: Давайте по кругу выскажем своё мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас (каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения).

Какие чувства испытывали?
Что нового узнали, чему научились? Над чем вы задумались?
Как это пригодиться в будущем?

Ведущий подводит итог: умение снимать свое психологическое и эмоциональное напряжение, позитивное мышление, осознание и развитие своего ресурсного состояния, а также положительные эмоции которые мы сегодня получили от встречи могут помогли нам ощутить себя лучше, подняли наше настроение и самоощущение. А если в собственном доме царит мир и любовь, позитив, то мы можем творить, дарить, нести любовь в маленькие домики детских сердец.

Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.

 

Упражнение «Аплодисменты» (2мин)

 

Цель: поднять настроение и на позитиве завершить занятие в эмоциональном плане

Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Я подхожу к любому участнику нашей тренинговой группы и начинаю аплодировать. (Зал помогайте – молодчины же участницы столько преград преодолеть и сохранить позитив.) Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого т т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Дальнейшие цели которые ставятся на тренингах это: 

профилактика возникновения синдрома эмоционального выгорания в деятельности педагога.

формирование благоприятного психологического микроклимата среди педагогов.

формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.