Ответственное родительство.
Что же отличает взрослого человека? Прежде всего это зрелость человека, способность отвечать за свои действия и поступки, за свою жизнь. Только зрелый человек может нести ответственность и тем самым преодолеть возникающие проблемы родительства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_otvetstvennoe_roditelstvo.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ответственное родительство: законы воспитания в семье».
Что же отличает взрослого человека? Прежде всего это зрелость человека, способность отвечать за свои действия и поступки, за свою жизнь. Только зрелый человек может нести ответственность и тем самым преодолеть возникающие проблемы родительства.
Родительство – процесс обеспечения родителями (родными или приемными) необходимых условий для полноценного развития, воспитания и обучения детей.
Ответственное родительство – это сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень интимности в отношениях с ребенком, способность и желание поддержать его материально, но не в ущерб его образованности, развитию, личностным качествам.
Данный феномен предъявляет к родителям ряд первоочередных требований:
- не оставлять ребенка одного в опасной, трудной ситуации. В подобных обстоятельствах родитель должен мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы, прийти ребенку на помощь.
- избегать разного рода насилия над ребенком. Ответственный родитель не станет физически наказывать ребенка, подвергать его психологическому унижению.
- ответственный родитель, — это тот, кто подает ребенку правильный пример, сознательно строит свой собственный образ так, чтобы задать ребенку правильные жизненные ориентиры. Для этого ему зачастую необходимо справиться со своими недостатками или слабостями. Потакая собственным слабостям, родитель создает условия для их передачи следующим поколениям.
Ключевыми компонентами ответственного родительства являются:
1.Коммуникативный (регулярность общения с ребенком, находиться в курсе его интересов и предпочтений. Родитель готов делить с ребенком некоторые из его интересов, а также в разумных пределах влиять на них, корректировать).
2.Эмоциональный (не просто общается с ребенком, но и быть эмоционально включенным в этом общении. Эмоциональное взаимодействие предполагает ответную реакцию ребенка, его желание открыться родителю, обсудить с ним свои проблемы, рассказать ему о своих переживаниях).
3. Нормативный (научить ребенка следовать правилам, установленным обществом, в котором он живет).
4. Экономический (возможность оплачивать обучение ребенка, обеспечить его необходимой одеждой, желательно, карманными деньгами).
5. Охранительный (сохранение и укрепление здоровья ребенка и самой его жизни).
6. Духовный (усвоение ребенком базовых жизненных ценностей: жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живет).
Таким образом, мы можем увидеть, что ответственное родительство достаточно многокомпонентное понятие и складывается в результате постоянного взаимодействия, коммуникации между родителями и ребенком.
Существует несколько базовых законов, знание которых поможет вам воспитывать, успевая радоваться жизни и получать удовольствие от взросления своих детей:
1. Закон поведенческой гибкости.
Как бы вы не стремились подогнать ребенка к своему первоначальному представлению о том, каким должен быть «хороший» ребенок, вы всегда будете сталкиваться с расхождением. Эти расхождения являются показателем индивидуальности. Это данность. Ее нужно принимать, а не делать из этого трагедии. Желание во что бы то ни стало добиться соответствия – это только вред!
Любые попытки вогнать ребенка в «рамки» ломают индивидуальность и «делают вам нервы». Следуйте за ребенком. Давайте ему то, что будет развивать в нем лучшие качества. Научитесь видеть, принимать и поддерживать его стремления, и тогда вы никогда не сможете сказать: «Мой ребенок ничего не хочет».
2. Закон среды.
Какими бы ни были генетические предрасположенности ребенка, огромное влияние оказывают условия, в которых проходит его становление. Главным и основным условием является любовь!
Любовь – это принятие, внимание, поддержка, защита, душевное тепло.
Следствия любви – ребенок накормлен, ухожен, одет, спокоен, проявляет интерес к окружающему миру. Выдавая следствие за любовь, вы попросту выполняете свои непосредственно родительские функции и скрываетесь за самообманом. Любовь – обязательное условие развития ребенка. Без любви он будет тратить все свои силы и мысли на поиск этого чувства в ущерб своему развитию. Без любви ребенок не научится любить.
3. Закон своевременности.
Чем успешней он осваивает новые навыки и умения, тем больше свободы в их применении нам нужно обеспечить. Своевременность этого процесса обеспечивает формирование уверенности в себе и своих силах, а также доверие к родителям и наставникам.
Ребенок нуждается в сопровождении и нашем участии. Его многому нужно научить. Постепенно он овладевает новыми навыками и освоит новый опыт. Навязчивое желание родителей опекать ребенка, выполняя за него то, что он может сделать самостоятельно – противопоказано. Нужно постепенно отпускать ребенка. Сначала много нашего участия и мало самостоятельности ребенка, затем сопровождение и поддержка по запросу. Только потом нужно внедрять тактику с минимальным участием взрослого и максимальной самостоятельностью ребенка.
Если мы вовремя не даем возможности детям самостоятельно опробовать на практике полученный опыт, то у ребенка возникает ощущение бесполезности усвоенного, недоверия к обучению и зависимости от взрослого.
Зависимость – это разрушительное чувство, которое сковывает волю, убивает желание, деформирует личность.
4. Закон действия.
Любая деятельность, которая увлекает ребенка, является показателем его стремления к познанию мира. Задача родителя – поддержать ребенка в его стремлениях и придать этой деятельности правильные формы.
Деятельность ребенка направлена на удовлетворение его текущих потребностей. Вам может нравиться или не нравиться то, что делает ребенок, но если вы внимательны, понимаете потребности и знаете как действовать, вы можете корректировать поведение, направляя его в нужное русло. Подавляя деятельность, родитель не только лишает себя информации, он лишает ребенка желания действовать. Силен тот родитель, который умеет вовлекать ребенка в новую деятельность, передавая в процессе необходимый опыт.
5. Закон соответствия.
Каким бы ни было ваше решение отреагировать на поведение ребенка, оно должно быть без эмоциональным. Вы должны ориентироваться на пользу для ребенка и соответствовать ситуации.
Ребенок, познавая жизнь, попадает в различные ситуации. Задача родителя – научить ребенка справляться с трудностями самостоятельно. В любом исходе ситуации необходимо ориентироваться на ту пользу, которую вы хотите «причинить» ребенку. Другими словами, вы должны понимать, какой урок он сможет извлечь. Личными амбициями и оценками в данной ситуации лучше пренебречь. Для этого родителю нужно научиться разбираться в сути и подбирать адекватные методы разрешения вопросов.
Например, недальновидно и бесполезно отчитывать рыдающего ребенка за то, что он потерял деньги, пока шел в магазин. Вредно давать ребенку советы и читать морали, когда он еще не справился со своими эмоциями.
Неадекватные реакции родителей в конкретной ситуации рождают стену непонимания. Как следствие ребенок будет делиться своими проблемами с теми, кто его понимает, то есть адекватно реагирует.
6. Закон уважения выбора.
Чем бы ни интересовался ребенок, поддержите его выбор, проявите искренний интерес, узнайте, что его впечатлило. Ни в коем случае не обесценивайте его действия и интересы.
Когда ребенок поймет, что вы его не осуждаете и уважаете его выбор, он ответит откровенностью, и вы получите понимание того, что именно его сейчас интересует.
Конечно, хочется, чтобы он увлекался футболом, как папа. Но отдавайте себе отчет, что это папина мечта, а не ребенка. Если повезет, он тоже полюбит футбол, но сейчас его может больше интересовать рисование.
7. Закон заражения.
Каждый член семьи несет персональную ответственность за то настроение, которое сейчас царит в семье.
В семье любая эмоция является коллективной. Если смеется папа, то вскоре смеяться будет вся семья. Если у кого-то плохое настроение, через час оно будет плохим у всех членов семьи. Но только ребенок будет считать виноватым себя, ведь взрослые научились искать виноватых вокруг.
Делитесь хорошим, несите добро и берегите друг друга.
У закона заражения есть следствие – закон отражения.
8. Закон отражения.
Ребенок является индикатором отношений в семье. Помните, поведение ребенка всегда является отражением внутри семейных проблем.
Если вам не нравится, как ведет себя ваш ребенок в последнее время, и вы заметили резкое изменение поведения, начинайте прояснять и разбираться со своими проблемами. Если у вас из-за разногласий с супругом или супругой все чаще случаются размолвки, не удивляйтесь ухудшению поведения ребенка. И наоборот, когда в семье царит гармония и взаимопонимание, приготовьтесь радоваться успехам ребенка.