Организация и методы эмпирического исследования особенностей эмоциональных переживаний у старшеклассников в период сдачи ЕГЭ

На основании проведенного теоретического исследования литературных источников по изучаемой нами проблеме был разработан план эмпирического исследования, определены его цель, задачи, уточнена гипотеза, прописаны этапы реализации и применяемые в ходе исследования методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_metody_empiricheskogo_issledovaniya.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и методы эмпирического исследования

особенностей эмоциональных переживаний у старшеклассников

в период сдачи ЕГЭ

На основании проведенного теоретического исследования литературных источников по изучаемой нами проблеме был разработан план эмпирического исследования, определены его цель, задачи, уточнена гипотеза, прописаны этапы реализации и применяемые в ходе исследования методы.

1.        Замысел эмпирического исследования. Выборка была разделена на две группы- юношей и девушек. Далее в каждой группе испытуемых изучались результаты их обследования с помощью методик: Опросник «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» (Е.Е. Ромицына); Опросник «Шкалы социально ситуационной тревоги» (О. Кондаш); Опросник «Изучение общей самооценки» (Г.Н. Казанцева); Тест «Самооценка стрессоустойчивости личности» (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова).

 

Компоненты (шкалы) этих опросников составили зависимую переменную – «эмоциональные переживания». На завершающем этапе эмпирического исследования с целью доказательства гипотезы был использован метод математической статистики- критерий Манна-Уитни: а) компоненты зависимой переменной сравнивались между собой на предмет выявления значимости различий; б) в процессе анализа результатов использования критерия Манна-Уитни  делались выводы о наличии или отсутствии особенностей эмоциональных переживаний у юношей и девушек в период сдачи ЕГЭ.

В работе так же был использован критерий углового преобразования Фишера, поскольку одна из методик требовала сравнения доли испытуемых в группах юноше и девушек с разной оценкой ситуаций как стрессовых. Первичные данные имеют неодинаковое количество баллов в зависимости от  уровня стрессогенности в группах юношей и девушек, что вызвало необходимость использования данного метода математической статистики.

Цель эмпирического исследования – выявить и проанализировать особенности эмоциональных переживаний у юношей и девушек в период сдачи ЕГЭ.

Задачи эмпирического исследования:

1. Разработать план эмпирического исследования.

2. Уточнить гипотезу.

3. На основании определенных в ходе теоретического исследования критериев подобрать психодиагностические методики для исследования эмоциональных переживаний, уровня стрессоустойчивости и уровня самооценки, оказывающих влияние на эмоциональные переживания, а также методы статистической обработки результатов первичных эмпирических данных.

4. Осуществить мероприятия по отбору испытуемых для последующего участия в психодиагностическом обследовании в соответствии с планом эмпирического исследования.

5. С помощью подобранного психодиагностического инструментария осуществить исследование эмоциональных переживаний, уровня самооценки, стрессоустойчивости отобранных для исследования испытуемых.

6. Осуществить обработку и интерпретацию результатов эмпирического исследования, сформулировать выводы и сделать заключение о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы.

Гипотеза исследования: Существуют различия в эмоциональных переживаниях юношей и девушек, обучающихся в старших классах, в период сдачи ЕГЭ, характеризующиеся тем, что у девушек, по сравнению с юношами, более выраженный уровень учебной тревожности снижает самооценку, тогда как у юношей уровень учебной тревожности менее выражен, а уровень самооценки не подвержен влиянию тревожности.

Методы исследования: Для достижения цели и реализации задач исследования были применены такие методы, как: теоретическое исследование изучаемой проблемы, эмпирическое исследование, метод психодиагностического тестирования, методы математической статистики и обработки данных.

В ходе социально-психологического исследования использовались следующие психодиагностические методики:

1.Опросник «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» (Е.Е. Ромицына);

2.        Опросник «Шкалы социально ситуационной тревоги» (О. Кондаш);

3.        Опросник «Изучение общей самооценки» (Г.Н. Казанцева );

4.        Тест «Самооценка стрессоустойчивости личности» (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова).

В рамках эмпирического исследования применялся такой метод математической статистики и обработки данных, как критерий различия

U-Манна-Уитни.

Подробное описание психодиагностических методик и обоснование методов математической статистики и обработки данных приводится в описании этапов эмпирического исследования. Обработка результатов исследования производилась в статистических пакетах Excel XP и SPSS-17, выбранный уровень значимости при расчетах р≤0,05.

База исследования: В исследовании приняли участие 50 старшеклассников, обучающихся в 11 классе одной из Московских общеобразовательных школ (юношей – 25 чел.; девушек – 25 чел.). В целях реализации принципа конфиденциальности номер общеобразовательной школы, в которой проводилось исследование не указывается.

Этапы эмпирического исследования и их содержание. 1 этап. На данном этапе была уточнена гипотеза и определены независимая и зависимая переменные.

2 этап. На данном этапе осуществлялась работа по подбору и мотивации участников эмпирического исследования.

3 этап. На данном этапе осуществлялся подбор психодиагностического инструмента и психодиагностическое обследование испытуемых.

Перед проведением тестирования испытуемым зачитывалась инструкция по работе с психодиагностическими методиками. Опросники заполнялись испытуемыми в бумажном варианте.

В ходе психодиагностического исследования испытуемых применялись тестовые методики, краткая характеристика которых приводится ниже.

1.        Опросник «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» (Е.Е. Ромицына) (Приложение 1).

Методика предназначена для выявления уровня тревожности в экзаменационной ситуации.

Процедура обследования: каждому ребенку раздается бланк с утверждениям и дается инструкция, по которой испытуемый должен отметить плюсом то утверждение, с которым согласен и минусом – то утверждение, с которым не согласен.

Текст, порядок обработки и интерпретация результатов представлены в приложении 1.

Обработка результатов: каждому плюсу присваивается 1 балл, баллы суммируются.

У мальчиков:

- низкий уровень тревожности при проверке знаний, если набрано 0 баллов;

- средний уровень, если набрано от 1 до 4 баллов;

- повышенный уровень – от 5 до 6 баллов;

- крайне высокий уровень – от 7 до 10.

У девочек низкий уровень тревожности при проверке знаний, если набрано от 0 до 1 балла;

средний уровень, если набрано от 2 до 6 баллов;

повышенный уровень – 7–8 баллов;

крайне высокий уровень – от 9 до 10.

2.        Опросник «Шкалы социально ситуационной тревоги» (О. Кондаш) (Приложение 2).

Методика предназначена для выявления ситуаций, которые воспринимаются как стрессовые и вызывающие тревогу, эмоциональные переживания. Преимущество методики в том, что на результаты не влияет уровень развития интроспекции у испытуемых. Испытуемому предоставляется бланк методики и предлагается оценить представленные в бланке ситуации по степени и неприятности от 0- ситуация не кажется неприятной до 4- ситуация крайне неприятна и вызывает очень сильную тревогу, страх.

В методику включены ситуации трёх типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная

Обработка результатов: по каждому типу ситуаций подсчитывается сумма баллов.

3.        Изучение общей самооценки (опросник Г.Н Казанцевой) (Приложение 3). Данная методика позволяет выявить уровень самооценки, который оказывает влияние на поведение в эмоционально стрессовой ситуации.

Процедура проведения: каждому испытуемому раздается бланк опросника в котором представлены ряд ситуаций, прочитав которые нужно отметить те, которые соответствуют собственному поведению испытуемого как «да» «+», несоответствующие его поведению- как «нет» «-», те ситуации, которые вызывают сомнение как «не знаю» «?».

Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1. Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.

4.        Тест на самооценку стрессоустойчивости  личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова) (Приложение 4).

Методика предназначена для  выявления самооценки собственной стрессоустойчивости в эмоционально значимых ситуациях.

Процедура обследования: испытуемым раздается бланк утверждений с вариантами ответов, подходящие и которых следует обвести в бланке.

Обработка результатов: подсчитывается сумма всех баллов, которая соответствует одному из девяти уровней стрессоустойчивости. Чем выше набранная сумма баллов, тем ниже стрессоустойчивость.

4 этап. На этом этапе результаты психодиагностического обследования испытуемых были сведены в электронные таблицы.

5 этап. На этом этапе в соответствии с замыслом эмпирического исследования были подобраны методы математической статистики и с их помощью – обработаны результаты тестирования испытуемых.

В ходе статистической обработки данных применялись:

- непараметрический критерий различия в уровне эмоциональных переживаний, уровне самооценке, уровне самооценки стрессоустойчивости U- критерий Манна –Уитни.

а) распределение переменных и их компонентов отлично от нормального;

б) в обработке участвуют 2 группы испытуемых, общее количество испытуемых не превышает 60 человек.

- непараметрический метод углового преобразования Фишера:

а) сравнение доли испытуемых в двух группах с высокой оценкой ситуации как стрессовой (поскольку методика содержит разное количество баллов, соответствующих определенному уровню стрессовости ситуации в группах девушек и юношей).

Обработка результатов исследования производилась в статистических пакетах Excel XP и SPSS-17, выбранный уровень значимости при расчетах - р≤0,05.

6 этап. На данном этапе осуществлена интерпретация результатов эмпирического исследования и сделаны выводы.