Статья тема: "Приоритетные направления развития профессионального образования"

Статья тема: "Приоритетные направления развития профессионального образования" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._zyuban_m.s.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Приоритетные направления развития профессионального образования

        

        В настоящее время в Российской Федерации сформирован и реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования. Приоритетные направления государственной политики в области развития образования определяются нормами Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и майскими указами Президента, в которых обозначено всего 12 приоритетных проектов, один из них «Образование». В рамках него все проекты будут собраны в один приоритетный, где стоят задачи переформатирования и выделения новых ключевых ориентиров, с точки зрения приоритетных проектов.Сейчас перед средним профессиональным образованием стоит ряд задач:

  1. Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды.
  2. Модернизация профессионального образования, в том числе введение адаптивных практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
  3. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами профессиональных знаний и приобретения новых профессиональных навыков, включая компетенции в области цифровой экономики всеми желающими.
  4. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников.
  5. Формирование системы профессиональных конкурсов, нацеленных на предоставление гражданам возможностей профессионального и карьерного роста.

        В настоящее время указы президента сформулированы в общих словах, Правительством была поставлена задача наполнить их конкретикой. Премьер-министр в своем выступлении отметил, что майские указы должны содержать 4 составляющие - это четкое планирование, финансовые ресурсы, кадры и эффективно работающие механизмы. Образовательная организация, где я веду свою профессиональную деятельность с сентября 2018 года, называется ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум».        Реализуемые направления и стратегические изменения происходят и в нашем техникуме, они налагают свой отпечаток на его развитие в соответствии с государственной политикой в области российского образования в целом, и в области среднего профессионального образования.        В образовательное учреждение, на обучение, приминаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие постоянную или временную регистрации по месту жительства в Белгородской области, имеющие основное общее и (или) среднее общее образование. Указанные граждане имеют право получить бесплатно профессиональное образование в техникуме, если образование данного уровня гражданин получает впервые в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.        В техникуме реализуются четыре программы подготовки специалистов среднего звена и одна программа подготовки квалифицированных рабочих, 2 программы профессиональной подготовки. В этом учебном году начала свою реализацию программа подготовки специалистов по специальности, входящей в ТОП-50, «Поварское кондитерское дело»                                В техникуме созданы специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечена информационная открытость образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей через сайт техникума.        В техникуме функционируют учебные кабинеты и мастерские в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Имеется достаточная материально-техническая база по всем специальностям и профессиям.Техникум имеет достаточный уровень компьютеризации учебного процесса, обеспечивая каждому обучающемуся возможность доступа к современным информационным базам. Эта возможность реализуется через использование современных программных продуктов. Большинство кабинетов оснащены компьютерной и множительной техникой, имеется выход в Интернет. Используются программы экранного увеличения текста, интерактивные доски, видео уроки, печатная форма текста с увеличенным шрифтом, презентации, наушники с микрофоном и т. д. На базе учебных кабинетов проводятся занятия кружков и консультации, созданы условия для проведения самостоятельной работы обучающихся.        Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе 6 человек.Для организации производственной практики техникум заключает договоры с предприятиями и организациями. Договоры о прохождении практик 2-х видов: общие, в которых оговаривается возможность прохождения практики по определенной профессии или специальности в перспективе и индивидуальные, в которых прописаны условия и сроки прохождения практики отдельного обучающегося. При невозможности устройства всей группы для прохождения практики на одно предприятие подбор мест ведется индивидуально, но и при этом всегда учитывается специфика нашего контингента обучающихся и принимающей организации, а также профиль (отраслевая направленность) организации, возможность прохождения практики в специализированных условиях.                Обучающиеся техникума под руководством педагогов принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня. Наиболее значимым событием для студентов и преподавателей техникума стало участие в Белгороде, участие в WorllSkillsRossia молодые профессионалы. Соревнование является эффективным инструментом для профессиональной ориентации, мотивации, социализации и трудоустройства граждан. Это возможность посмотреть насколько обучающиеся, которые проходят обучение по образовательным программам СПО, реально соответствуют требованиям рынка труда по данным профессиям. К сожалению, те компетенции, которые сейчас на передовой, зачастую, не востребованы. В большинстве своем даже такого оборудования, на котором они выигрывали чемпионаты, просто нет у работодателя. Работодатели положительно оценивают сформированные в техникуме производственные приемы и навыки, умения осуществлять конкретную работу. Это позволяет выпускникам обеспечивать качественное выполнение производственных заданий.                                

        В процессе обучения применяются современные инновационные технологии, дающие наибольшую эффективность в освоении учебного материала. Это такие, как: технология уровневой дифференциации обучения, технология сотрудничества (когда ценятся командная работа, коллективная выработка решений), личностно-ориентированные технологии, технология критического мышления, технология дифференцированного обучения лиц с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушением интеллекта, с задержкой психического развития и аутизма. Обучение я строю на основе адаптированных программах, главной целью которых является перестроение учебного материала так, чтобы его смогли усвоить обучающиеся с различными назологическими формами заболеваний. В поурочных планах своих занятий я предусматриваю материал в соответствии с физиологическими особенностями детей:

- для лиц с нарушениями зрения материал предоставлен в печатной форме увеличенным шрифтом, а также предусмотрено наличие экранной лупы для просмотра материалов на мониторе;

- для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата материал предоставлен через программу ZOOM.

        При организации учебных занятий я применяю различные формы, это викторины, семинары, деловые игры, тренинги.Важным в своей деятельности я считаю практико-ориентированное обучение детей. На занятиях я применяю такую практическую часть, которая близка к их будущей профессиональной деятельности. Обязательным, стала для нас с обучающимися посещение социальных центров нашего города.В заключении хотелось бы сказать, что подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и регионального рынка труда. Таким образом, большое значение помимо профессиональной компетенции должно в образовательном процессе отводиться развитию профессиональных качеств личности выпускника среднего профессионального образовательного учреждения, но ка же сложно всё это реализовать с нашими обучающимися, у которых физиологически многие эти компетенции трудны в достижении. Но от этого я не нахожу свою работу безысходной, а наоборот, каждый день я должна мотивировать своих студентов к овладению этими компетенциями, чтобы они тоже могли стать вполне конкурентно способными специалистами на региональном рынке труда.

Список источников:

1. Быкова В.Г. Приоритеты современного образования - сущность его качества // Завуч. Москва, 2001. №5. С. 103 - 120.

2. Ломакина Т.Ю. Приоритетные направления развития профессионального образования в XXI в.

3. Маркова В.В. Формирование потребности в профессионально нравственном совершенствовании педагога / В.В. Маркова // Педагогическое образование и наука, 2014. № 4.

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 2227-р от 8 декабря 2011 г.;