Игры и упражнения для подготовки детей к школе
Набор игр и упражнений для подготовки детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_dlya_podgotovki_k_shk_2.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе
Простые игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. Они направлены на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки.
Предлагаемые упражнения не потребуют от Вас больших затрат времени и подготовки. Некоторые из них можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки, мытья посуды. Задания можно видоизменять, дополнять. В большинстве случаев Вы сами сможете придумывать аналогичные.
Упражнения не нужно выполнять по порядку. Начните с тех, которые более интересны Вам и Вашему ребенку. Если какое-то упражнение не получается, не давите на ребенка, найдите другое подобное, придумайте аналогичное сами, либо вернитесь к нему через какое-то время.
4-й лишний
Можно выкладывать предметы, показывать картинки, для детей постарше – просто называть слова. Назвать, что не подходит к трём остальным словам и почему.
- Яблоко, груша, картофель, слива
- Шапка, брюки, пальто, сапоги
- Чашка, ваза, миска, ложка
- Тетрадь, машинка, кукла, пирамидка
Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).
Простые вопросы:
- Кто больше – кот или коза?
- Днём светло, а ночью?
- Небо голубое, а трава?
- Яблоки, груши, сливы – что это? Шкаф, стол, диван?
- Маленький кот – котёнок, маленькая собака…?
- Почему у всех автомобилей тормоза?
- Чем похожи молоток и топор? Кошка и мышка?
- Чем различаются гвоздь и винт?
- Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем?
- Назови транспортные средства, предметы одежды, мебели.
Развиваем память
Назовите (прочитайте) медленно и отчётливо несколько слов. Ребенок должен их воспроизвести в произвольном порядке. Назовите слова повторно.
- Дом, солнце, ворона, часы, карандаш
- Молоко, снег, стол, молоток, окно, книжка
- Песок, дерево, ваза, сахар, лопата, чемодан, ручка
Научите ребенка ассоциативному запоминанию слов: на дом светило солнце, прилетела ворона, посмотрела на часы и украла карандаш.
Развитие общей координации и точности движений
а) игра с мячом «Съедобное – несъедобное» (съедобное ловим, несъедобное отталкиваем), а также любые другие игры и упражнения с мячом;
б) игра «Зеркало»: ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность); передайте роль ведущего ребенку, пускай сам придумывает движения;
в) игра в «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера.
Знакомство
Предложите ребёнку рассказать о себе так, как бы он сделал это, представляясь незнакомому человеку.
Игра «Пожалуйста»
Ребенок повторяет движения за взрослым, но выполнять должен только те, которые предлагаются после обращения «пожалуйста»: «пожалуйста, присядь».
Чего не хватает?
Перед ребенком выкладываются картинки (или игрушки) – до 10 шт. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя. Ребёнок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение или перемещение 1-3 игрушек.
«Да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть
Задавайте простые вопросы: «Ты любишь конфеты?», «Какого цвета снег?». Ребенок должен отвечать, не говоря слов «да», «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок – уровень самоконтроля достаточно высок.
Развиваем речь
Просите ребенка пересказывать короткие рассказы, сказки, мультфильмы. Ребёнок будет учиться согласовывать слова, правильно строить предложения, соблюдать логику рассказа (начало, середина, конец).
Развиваем фонематический слух:
а) «назови лишнее слово». Несколько раз повторите какое-то слово, а потом вместо него скажите другое, похожее. Ребенок должен услышать и назвать это другое слово:
- Гора, гора, гора, нора, гора, гора, пора, гора
- Голос, голос, колос, голос, голос, голос, волос
- Коса, коса, коса, коза, коса, коса, роса
- Саша, Саша, Саша, Даша, Саша, каша, Саша
Если ребенок ошибается, произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание на звуковые различия.
б) «назови звуки». Ребенок должен назвать первый и последний звуки в словах: стол, кошка, автобус, улитка…
Игра «Пантомима»
Предложите ребёнку с помощью разнообразных поз, движений тела показать, как выглядят: добрый учитель; злой учитель; отличник; ученик, который плохо учится; не хочет идти в школу; старательно делает уроки; внимательный; невнимательный; боится отвечать; с удовольствием идёт в школу. Кого приятнее показывать? Предложите другие задания, не связанные со школой.
Мои достоинства
На большом листке бумаги напишите вместе с ребёнком список его достоинств. Прочитайте это другим взрослым, пускай добавят ещё какие-то достоинства. Список положите на видном месте. Регулярно перечитывайте его и дополняйте.
Противоположные слова
Предложите ребенку называть противоположные слова к тем, что вы будете произносить. Например, зима – лето, высокий – низкий, холодно – жарко, мокрый - сухой. Если у ребенка получается, попробуйте называть более сложные слова, обозначающие чувства, качества, состояния (весёлый – грустный, жадный – щедрый, замерзающий - тающий).
Объясни инопланетянину
Предложите ребенку представить, что он встретил инопланетянина, который не знает значения многих слов в нашем языке, и он (ребёнок) должен ему всё объяснить. Слова можно брать любые, но начинать надо с простых, хорошо знакомых (нож, велосипед, шапка, телефон). Постепенно переходите к более сложным понятиям (холодно, весело, радость, горе, счастье). Важно, чтобы ребенок сам мог назвать назначение предмета и его существенные качества или признаки (велосипед – для того, чтобы ездить, у него есть колёса, педали, руль).
Наблюдательность
Предложите ребенку внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет, а потом отвернуться и описать его. Так можно обращать внимание на прохожих, пассажиров в транспорте, вспоминать знакомых. Попросите вспомнить, что встречается по дороге в детский сад, магазин и т. д. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Сходство и различие
Предложите ребенку сравнить (чем похожи и чем отличаются) между собой различные предметы и понятия. Для дошкольника это должны быть хорошо знакомые предметы (можно использовать картинки, сами предметы): молоко и вода, машина и трамвай, яблоко и помидор.
Самый главный человек
Спрячьте в коробку зеркало. Скажите ребенку, что он увидит портрет самого главного человека в мире. Как ты думаешь, кто этот человек? Ребенок заглядывает в коробку, видит там собственное отображение в зеркале и делает вывод, что самый главный человек на земле – это он. Если детей несколько, то первые заглянувшие в коробку должны молчать, пока не посмотрят все.
Создай свой герб
Ребенку предлагается создать свой личный герб. Он, например, может быть любимого цвета, с символами, которые отображают что-либо, что ребёнок любит или умеет делать, о чём мечтает. Можно использовать всё: цветную бумагу, клей, открытки, фантики, сухие листья, краски, карандаши и т. д.
Развиваем моторику
- На листике в клеточку начните рисовать по линиям простой узор. Ребенок должен закончить.
- «Трудные виражи». Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом – дом (зайчик – морковка, и т. п.). Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.
- «Парашютисты». В верхней части листа рисуются несколько точек (парашютисты), внизу – небольшой круг (место их приземления). Надо точными движениями, прямыми линиями сверху вниз посадить своих парашютистов.
- «Попади в точку». Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребёнка на 10-15 сантиметров от листа, а затем предлагает ребенку попасть кончиком карандаша в точку.
- Нанизываем бусы, застёгиваем и расстёгиваем пуговицы, кнопки, крючки.
- Вырезаем из бумаги, делаем аппликации, лепим из пластилина, рисуем, выкладываем узоры из фасоли и круп.
- Очень желательны книжки – раскраски, мелкие конструкторы, мозаика.
Зоопарк на прогулке
Дети изображают любимых животных, имитируют их походку, поведение, характер. В какое животное хотели бы превратиться в волшебной стране?
Три желания
Ребенок рассказывает, что бы он пожелал, если бы поймал золотую рыбку (нашёл волшебную палочку). Почему именно это?
Что нового?
Подумайте, как много новых и полезных применений Вы можете найти для знакомых вещей. Можно комбинировать предметы и придумывать применение для их комбинации.
Чувство ритма
Взрослый демонстрирует комбинацию из 5-7 хлопков, а ребенок должен её повторить.
Разрезные картинки
Возьмите любую картинку, открытку и разрежьте её на несколько частей (в зависимости от возможностей вашего ребёнка). Попросите собрать. Если ребенок справляется, постепенно усложняйте задания, выбирая картинки с более сложным рисунком или разрезая их на большее количество частей.
Установление связей
Ребенок должен закончить предложение, которое вы начинаете. Он должен попытаться установить взаимно-обратную связь между величинами или размещением предметов в пространстве.
- - линейка длиннее карандаша, а карандаш … (короче, чем линейка)
- - лампа стоит на столе, а стол… (под лампой)
- - Дима выше Саши, а Саша… (ниже Димы)
- - арбуз больше яблока, а яблоко… (меньше арбуза)
- - кукла лежит ближе к тебе, а собачка… (дальше)
Я - вещь
Попросите ребенка представить себя какой-либо вещью, почувствовать её характер. От имени этой вещи он рассказывает о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, о её заботах, привычках, о её прошлом и будущем. Можно это делать по очереди: мама представляет, что она скатерть, ребенок – машинка; можно давать друг другу задания.
Невербальный подарок
Подарите ребенку воображаемый подарок, показывая жестами и мимикой, что вы дарите. Теперь пускай ребёнок «подарит» что-то Вам.