Групповая консультация для родителей "Возрастные особенности первоклассников"
Групповая консультация для родителей будущих первоклассников об аспектах готовности к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_pervoklassnikov.docx | 26.84 КБ |
vash_rebenok_idet_v_shkolu.ppt | 581 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Возрастные особенности первоклассников”
СЛАЙД 1
Добрый день! Сегодня я хочу поговорить с вами о возрастных особенностях первоклассников и об адаптации детей к школе.
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. СЛАЙД 2
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного образования кардинальным образом меняет весь уклад его жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.
Чтобы было поменьше тревог и трудностей педагоги и родители должны быть очень внимательны к детям в этот непростой период.
Школьный возраст - это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. СЛАЙД 3
Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.
Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено. Позвоночник очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода, поэтому неправильная осанка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат рост и дифференцировку всех его структурных элементов.
Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Поэтому так часто на письме звучат жалобы от детей: «Болит рука», «Рука устала».
Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Любое неблагополучие в состоянии здоровья и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности и, как следствие, низкой успеваемости. Кроме того, наиболее тяжелыми для растущего организма являются неблагоприятные макросоциальные условия воспитания: конфликтные ситуации в семье, безнадзорность или, наоборот, излишняя опека.
СЛАЙД 4
В этот период жизни меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.
Когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Новая система отношений Ребенок – Учитель становится центром жизни ребенка. Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Появляется острое желание быть успешным в учебе. Для первоклассника это означает то же, что быть хорошим и любимым. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя. Если учитель допускает лояльность по отношению к правилам, правила разрушаются изнутри. В отношениях ребенка и взрослого важно, чтобы взрослый ставил цели, контролировал и оценивал действия ребенка. Любое действие ребенок совершает сначала со взрослым, постепенно мера помощи взрослого уменьшается, и ребенок начинает выполнять его самостоятельно.
Отношения со сверстниками позволяют накапливать полезный взаимный опыт переживания сопротивления границ чужого психологического пространства и своего тоже. Общение со сверстниками очень важно для формирования способности вставать на точку зрения другого и способности взглянуть на самого себя и свою деятельность со стороны.
В этом возрасте ребенок убежден в том, что у него должно все получаться, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первое время (от нескольких недель до полугодия) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
У ребенка резко изменяется весь уклад жизни, его социальное положение в коллективе, семье. СЛАЙД 5 В дошкольном возрасте основным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В младшем школьном возрасте основной, ведущей деятельностью становится учение, учебная деятельность - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе, важнейшей обязанностью становится обязанность учиться. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться, взрослеть на протяжении 11 лет. Но первое время первоклассник сочетает в себе школьника и дошкольника, поэтому важно дать ему время перестроиться. Учителям важно уделять значительное внимание детским играм - организовывать игры с правилами, созданные по учебно-воспитательной целью. К ним относятся дидактические и подвижные игры, с четким программным содержанием и дидактическими задачами, игровыми действиями, правилами.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
СЛАЙД 6
Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Поэтому для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. Отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш еще умеет плохо.
СЛАЙД 7
У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.
Произвольная память, опирается на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала.
Более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.
СЛАЙД 8
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений. Появляется возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность. Как я уже говорила, в первом классе для ребенка учитель становится самой значимой фигурой. Его похвала или порицание часто более важны, чем оценка родителей.
Младшие школьники очень эмоциональны. СЛАЙД 9
Во-первых: всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
Во-вторых: они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.
В-третьих: большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.
С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
СЛАЙД 10
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
СЛАЙД 11
К концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
СЛАЙД 12
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.
СЛАЙД 13
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.
Итак, для успешной адаптации к школе необходимо:
Главное – это любовь, ласка и забота родителей. Здесь учителю важно напоминать родителям о нежелании сравнивать успехи своего ребенка с достижениями других детей (только с ним самим, за улучшение его собственных результатов); не ругать ребенка за неудачи и ошибки (это лишь временная трудность, которую надо преодолеть спокойно и уверенно); при всей приоритетности учебной деятельности предоставлять ребенку возможность проявлять себя в других видах деятельности (создавать ситуации поощрения и успеха в них).
Несомненно, роль учителя в успешной адаптации не менее велика. Педагогическая поддержка учащихся в становлении их личности возможна при доверии детей к учителю, при видении ребенком учителя в качестве друга, готового прийти в трудную минуту с участием. Учителю важно:
- не бояться выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок;
- не спешить за каждым негативным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы;
- в общении с детьми чаще использовать просьбу и поощрение, чем приказ и наказание;
- быть справедливым в оценивании учащихся;
- учить детей радоваться своим успехам и успехам одноклассников.
Постоянная педагогическая поддержка и помощь учителя с одной стороны, любовь и безграничное терпение родителей с другой стороны как в учебно, так и вне учебной деятельности будут служить залогом успешности адаптации ребенка к школе, залогом успешности личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся!
СЛАЙД14
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Критерии готовности к школе физическая нравственная психологическая интеллектуальная
Физическая готовность С остояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность
- умение строить отношения с учителем - умение общаться со сверстниками - вежливость, сдержанность, послушание - отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки) Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку» Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи Нравственная готовность
- это твердое желание учиться, получать знания - понимание важности и необходимости учения - проявление выраженного интереса к получению новых знаний - умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные) - умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых) - определенный уровень развития мышления, памяти, внимания Психологическая готовность
развитие мелких мышц руки: рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами пространственная организация, координация движений: умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа координация в системе глаз – рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии Развитие школьно-значимых психологических функций
развитие логического мышления: способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут) развитие произвольной памяти: способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация Развитие школьно-значимых психологических функций
Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи. Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому что», «поэтому». Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать. Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия. Интеллектуальная готовность
Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки. Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать. Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться. Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний
В летний период постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными. Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе! Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний
Рекомендации родителям 1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности 2. Обсуждайте с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе 3. Ваш ребенок придет в школу учиться. Когда человек учится, у него может не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку 4. Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением 5. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха
6. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится авторитетный человек. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге 7. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости и игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Спасибо!