Групповая консультация для родителей дошкольников на тему "Детская агрессия"
Групповая консультация дляродителей дошкольников. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам эмоционального развития детей, профилактика агрессивного поведения дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gnev_seminar_dlya_roditeley.docx | 38.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская агрессия.
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам эмоционального развития детей, профилактика агрессивного поведения дошкольников.
Задачи:
- познакомить родителей с эмоционально-личностными особенностями детей;
- познакомить родителей с основными аспектами понятий «агрессия» и «агрессивное поведении»;
- раскрытие важности отреагирования негативных эмоций как детьми, так и взрослыми;
- обучение родителей практическим приемам и упражнениям выражения гнева социально приемлемыми способами.
Ход мероприятия:
- Приветствие. Родители по кругу представляются и приветствуют друг друга.
- Обсуждение. Родители делятся своими проблемами и сложностями во взаимодействии с их детьми.
- Мини-лекция: Понятие «агрессия», «агрессивное поведение».
Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Психологи отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше и больше.
Агрессивность как энергия необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы познавать окружающий мир, ни защищаться, ни конкурировать с другими людьми. А вот беспокоиться по поводу эмоционального развития ребенка нужно тогда, когда агрессия становится недостаточно мотивированной или вообще не имеет никаких оснований. Для того, чтобы помочь детям с агрессивным поведением самим справиться со своими вспышками агрессии, необходимо понимать, что же это такое, каковы причины и формы их проявления.
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред, объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А.А. Реан, в готовности к агрессии.
Виды агрессии:
- Невербальная, физическая (действия против кого-либо);
- Вербальная (угроза, крики, ругательства);
- Аутоагрессия (самообвинения, самоунижение, нанесения себе телесных увечий)
Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они появляются с самого раннего детства.
Факторы, влияющие на появление агрессии.
- Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга;
- Стиль воспитания в семье – агрессивное поведение является отражением тех отношений, которые малыш наблюдает дома. Если родители часто применяют физические наказания, не надо удивляться, что ребенок не умеет общаться по-другому. Он знает, что мама и папа бьют его, чтобы добиться послушанья. Естественно, привыкает тому, что, если нужно что-то получить от человека, его следует ударить. Со временем такие дети могут стать практически неуправляемыми, не реагирующими на просьбы и уговоры – только на повышенный тон, или физическое воздействие. Если ребенка строго наказывают за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев. Длительное подавление агрессии может привести к формированию детских страхов, соматическим заболеваниям или к тому, что однажды она вырвется наружу с эффектом «распрямившейся пружины»;
- Повсеместная демонстрация сцен насилия в кино и на экранах телевизоров;
- Нестабильная социально-экономическая обстановка как в обществе, так и в семье;
- Индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);
- Социально-культурный статус семьи.
Причины агрессивного поведения:
- Стремление привлечь внимания окружающих. Например, ребенок не выделяется среди сверстников умением петь и рисовать, но если он разрушит снежную крепость, которую дети строили вместе с педагогом, его непременно заметят и будут говорить о происшествии весь день. Рецепт здесь только один: действие и слова взрослых должны постоянно убеждать ребенка в том, что его любят не за что-то, а несмотря ни на что;
- Удовлетворение потребности в чем-либо (самоутверждение);
- Защита от окружающего мира (лучший способ обороны – это нападение). Такое поведение свойственно детям, чьи родители не имеют четкой стратегии в воспитании и могут по-разному оценивать поступки своего ребенка, но в зависимости от настроения, наличия рядом посторонних. Ребенок знает, что от людей можно ожидать всего, что угодно, не доверяет окружающим и поэтому ведет себя агрессивно – «на всякий случай»;
- Разрядка, снятие напряжения, направленные как на других, так и на себя (аутоагрессия). Одна из причин аутоагрессии – строгий запрет на проявление агрессии по отношению к другим. Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на сильных и могущественных взрослых, особенно на родителей, любовь которых он боится потерять. В этом случае не стоит ждать, пока ребенок сам успокоится, следует сразу ему помочь.
- Обсуждение. «Портрет» агрессивного ребенка.
Следует отличать агрессивность от проявления возрастных кризисов. Если отклонения поведения связаны с кризисом – это не расстройство поведения, необходимо пережить это, быть гибким, перестроить свое отношение к ребенку на более терпимое. В этом нам поможет составление «портрета агрессивного ребенка».
Агрессивный ребенок.
- Имеет низкий уровень эмпатии. Не понимает чувств и переживаний других людей.
- Ощущает себя отверженным.
- Часто ругается со взрослыми. Часто спорит со взрослыми. Часто сердится и отказывается что-либо делать.
- Создает конфликтные ситуации. Часто специально раздражает взрослых. Толкает, ломает, крушит все кругом. Часто дерется.
- Импульсивен (только в момент агрессии). Теряет контроль над собой.
- Не может адекватно оценить свое поведение.
- Завистлив, мстителен.
- Винит других в своих ошибках.
Следует помнить, что только когда эти признаки проявляются на протяжении шести месяцев, можно говорить о том, что ребенок агрессивный.
- Обсуждение. Кривая гнева. Родителям предлагается рассмотреть кривую гнева и обсудить все фазы протекания агрессивной вспышки. (Родители делятся своим опытом, своими наблюдениями о стадиях гнева.)
Для того чтобы лучше понять, что такое гнев и как протекает его вспышка, давайте познакомимся с основными его стадиями:
Первая фаза – фаза запуска или внешнего/ внутреннего стимула. Эти стимулы, провокаторы гнева могут быть самыми разнообразными – несправедливо сделанное замечание, окрик, внезапная боль после того, как ребёнок стукнулся обо что-нибудь и т.д. На этой фазе сложно предугадать, что произойдёт дальше: разозлится ребёнок или сможет переключиться на что-либо другое. Это фаза, когда мы можем предотвратить вспышку гнева, отвлечь ребёнка, направить его энергию в нужное русло или, что очень важно, научить его справляться со своими плохими эмоциями.
Вторая фаза – фаза обострения. Кривая гнева начинает подниматься вверх. Это время, когда тело физиологически готовит себя к предстоящему сражению: повышается уровень адреналина, напрягаются мышцы, учащаются дыхание и пульс. Но всё же на этой стадии, особенно на начальном её этапе, мы ещё можем предотвратить предстоящую вспышку. И если мы не остановим нарастающий поток гнева на этой стадии, то придётся ждать. Пока закончится третья фаза – фаза кризиса.
Третья фаза – фаза кризиса, пик гнева. Ребёнок начинает кричать, топать ногами, ругаться и т. д. У всех детей это проявляется по-разному. Ребёнок уже не слышит нас, не понимает наших просьб, упрёков, призывов или требований. Читать нотации бесполезно. Единственное, что мы можем сделать, - это следить за безопасностью ребёнка и его окружения.
Четвёртая фаза – фаза плато или спада гнева. Эта фаза протекает по-разному у разных детей. Кому-то присущи отдельные дополнительные вспышки, у кого-то гнев идёт на спад.
Пятая и последняя фаза – фаза депрессии, которая может наступить после кризиса. Теперь мы снова можем разговаривать с ребёнком, и возможно он нас услышит.
Чтобы научить ребёнка справляться со своим гневом, лучше владеть собой, на стадиях 1 и 2 мы можем давать ему инструкции: «Успокойся»; «Расслабься»; «Сядь в кресло и посиди пять минут»; «Сделай несколько глубоких вдохов» и т. д.
В моменты вспышек гнева ребёнка взрослым следует научиться управлять собой, с тем, чтобы разрешать конфликтные ситуации и извлекать из них пользу.
Как помочь ребенку справиться с гневом.
Действия взрослого: демонстрация взрослым неагрессивного поведения, доброжелательного спокойного отношения. Недопустимы (даже в экстремальной ситуации) вербальные оскорбления, физическое насилие.
Шаг первый. Озвучить состояние ребенка. Присоединиться к чувствам ребенка. Помогите ребенку понять, что с ним происходит, озвучить эти чувства: «Я понимаю, что ты злишься». Покажите, что вы знаете, на что именно злится ребенок: «Я понимаю, что ты сердишься, потому что не закончил игру; потому что я тебе не купила игрушку». Ребенок должен знать, что вы понимаете его чувства: «На твоем месте я бы тоже разозлилась»
«Я вижу, что ты рассержен, ты злишься, ты расстроен»; «По-моему, ты злишься на что-то или на кого-то.»; «Я не буду тебя ругать. Просто вижу, что что-то произошло. И хочу помочь»; «Да, обидно, когда случется…»; «Когда я была маленькая, то очень расстраивалась, если..»
Шаг второй. Помочь ребенку выразить гнев приемлемым способом.
Способы выражения (выплёскивания) гнева:
- Покричать, громко спеть.
- Любая физическая активность (сильно потопать ногами, попрыгать, побегать, «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»)
- Используя «мешочек для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
- Устроить «бой» подушками, «побить» подушку.
- Скомкать, порвать бумагу, газету, выплеснув всю свою злость, а затем их выбросить.
Шаг третий. Обсудить случившиеся. Когда ребёнок успокоился, поговорите о том, что он чувствует или чувствовал, разберитесь, что стало причиной таких сильных эмоций, обсудите, как себя вести, если провоцирующая ситуация повторится.
Предлагаем запомнить следующие эффективные и неэффективные образцы взаимодействия с ребёнком в тот момент, когда он находится в состоянии гнева.
Эффективные образцы взаимодействия:
- Ждать пока ребёнок успокоится;
- Выслушивать доводы ребёнка с должным вниманием, не перебивать, даже если взрослый с ними не согласен;
- Выражать свои чувства ясно и спокойно;
- Предложить ребёнку готовое решение более эффективного выхода из сложившееся ситуации.
Неэффективные образцы взаимодействия:
- Угрожать ребенку (наказанием, лишением чего-либо);
- Обвинять ребёнка;
- Взывать к совести ребенка;
- Унижать его и высмеивать его доводы;
- Обращать внимание других к действиям ребенка;
- Сравнивать ребенка с кем-либо;
- Преувеличивать то, что произошло.
Некоторые из упражнений для детей могут быть применены и взрослыми для стабилизации своего состояния в момент агрессии, особенно по отношению к ребенку.
Шесть рецептов избавления от гнева
Рецепт | Содержание | Пути выполнения |
1 | Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. |
|
2 | Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. |
|
3 | Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. |
|
4 | В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить. |
|
5 | Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. |
|
6 | К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть все возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям. |
|
Что нужно делать для профилактики агрессивного поведения детей.
- Первым делом нащупать все болевые точки в семье;
- Нормализовать семейные отношения;
- Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, видя все, подражает;
- Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками;
- Что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть;
- Попытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло;
- Дать понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.
- Научить его общению ос сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад;
- При драчливости ребенка главное – не разъяснить, а предотвратить удар;
- Помнить, что слово может ранить малыша;
- Понимать ребенка!