Групповая консультация для родителей дошкольников на тему "Детская агрессия"

Групповая консультация дляродителей дошкольников. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам эмоционального развития детей, профилактика агрессивного поведения дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gnev_seminar_dlya_roditeley.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

Детская агрессия.

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам эмоционального развития детей, профилактика агрессивного поведения дошкольников.

Задачи:

  • познакомить родителей с эмоционально-личностными особенностями детей;
  • познакомить родителей с основными аспектами понятий «агрессия» и «агрессивное поведении»;
  • раскрытие важности отреагирования негативных эмоций как детьми, так и взрослыми;
  • обучение родителей практическим приемам и упражнениям  выражения гнева социально приемлемыми способами.

Ход мероприятия:

  1. Приветствие. Родители по кругу представляются и приветствуют друг друга.
  2. Обсуждение. Родители делятся своими проблемами и сложностями во взаимодействии с их детьми.  
  3. Мини-лекция: Понятие «агрессия», «агрессивное поведение».

Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Психологи отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше и больше.

Агрессивность как энергия необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы познавать окружающий мир, ни защищаться, ни конкурировать с другими людьми. А вот беспокоиться по поводу эмоционального развития ребенка нужно тогда, когда агрессия становится недостаточно мотивированной или вообще не имеет никаких оснований. Для того, чтобы помочь детям с агрессивным поведением самим справиться со своими вспышками агрессии, необходимо понимать, что же это такое, каковы причины и формы их проявления.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред, объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А.А. Реан, в готовности к агрессии.

Виды агрессии:

  • Невербальная, физическая (действия против кого-либо);
  • Вербальная (угроза, крики, ругательства);
  • Аутоагрессия (самообвинения, самоунижение, нанесения себе телесных увечий)

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они появляются с самого раннего детства.

Факторы, влияющие на появление агрессии.

  1. Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга;
  2. Стиль воспитания в семье – агрессивное поведение является отражением тех отношений, которые малыш наблюдает дома. Если родители часто применяют физические наказания, не надо удивляться, что ребенок не умеет общаться по-другому. Он знает, что мама и папа бьют его, чтобы добиться послушанья. Естественно, привыкает тому, что, если нужно что-то получить от человека, его следует ударить. Со временем такие дети могут стать практически неуправляемыми, не реагирующими на просьбы и уговоры – только на повышенный тон, или физическое воздействие. Если ребенка строго наказывают за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев. Длительное подавление агрессии может привести к формированию детских страхов, соматическим заболеваниям или к тому, что однажды она вырвется наружу с эффектом «распрямившейся пружины»;
  3. Повсеместная демонстрация сцен насилия в кино и на экранах телевизоров;
  4. Нестабильная социально-экономическая обстановка как в обществе, так и в семье;
  5. Индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);
  6. Социально-культурный статус семьи.

Причины агрессивного поведения:

  1. Стремление привлечь внимания окружающих. Например, ребенок не выделяется среди сверстников умением петь и рисовать, но если он разрушит снежную крепость, которую дети строили вместе с педагогом, его непременно заметят и будут говорить о происшествии весь день. Рецепт здесь только один: действие и слова взрослых должны постоянно убеждать ребенка в том, что его любят не за что-то, а несмотря ни на что;
  2. Удовлетворение потребности в чем-либо (самоутверждение);
  3. Защита от окружающего мира (лучший способ обороны – это нападение). Такое поведение свойственно детям, чьи родители не имеют четкой стратегии в воспитании и могут по-разному оценивать поступки своего ребенка, но в зависимости от настроения, наличия рядом посторонних. Ребенок знает, что от людей можно ожидать всего, что угодно, не доверяет окружающим и поэтому ведет себя агрессивно – «на всякий случай»;
  4. Разрядка, снятие напряжения, направленные как на других, так и на себя (аутоагрессия). Одна из причин аутоагрессии – строгий запрет на проявление агрессии по отношению к другим. Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на сильных и могущественных взрослых, особенно на родителей, любовь которых он боится потерять. В этом случае не стоит ждать, пока ребенок сам успокоится, следует сразу ему помочь.

  1. Обсуждение. «Портрет» агрессивного ребенка.

Следует отличать агрессивность от проявления возрастных кризисов. Если отклонения поведения связаны с кризисом – это не расстройство поведения, необходимо пережить это, быть гибким, перестроить свое отношение к ребенку на более терпимое. В этом нам поможет составление «портрета агрессивного ребенка».

Агрессивный ребенок.

  • Имеет низкий уровень эмпатии. Не понимает чувств и переживаний других людей.
  • Ощущает себя отверженным.
  • Часто ругается со взрослыми. Часто спорит со взрослыми. Часто сердится и отказывается что-либо делать.
  • Создает конфликтные ситуации. Часто специально раздражает взрослых. Толкает, ломает, крушит все кругом. Часто дерется.
  • Импульсивен (только в момент агрессии). Теряет контроль над собой.
  • Не может адекватно оценить свое поведение.
  • Завистлив, мстителен.
  • Винит других в своих ошибках.

Следует помнить, что только когда эти признаки проявляются на протяжении шести месяцев, можно говорить о том, что ребенок агрессивный.

  1. Обсуждение. Кривая гнева. Родителям предлагается рассмотреть кривую гнева и обсудить все фазы протекания агрессивной вспышки. (Родители делятся своим опытом, своими наблюдениями о стадиях гнева.)

Для того чтобы лучше понять, что такое гнев и  как  протекает его вспышка, давайте познакомимся с основными его стадиями:

Первая фаза – фаза запуска или внешнего/ внутреннего стимула. Эти стимулы, провокаторы гнева могут быть самыми разнообразными – несправедливо сделанное замечание, окрик, внезапная боль после того, как ребёнок стукнулся обо что-нибудь и т.д. На этой фазе сложно предугадать, что произойдёт дальше: разозлится ребёнок или сможет переключиться на что-либо другое. Это фаза, когда мы можем предотвратить вспышку гнева, отвлечь ребёнка, направить его энергию в нужное русло или, что очень важно, научить его справляться со своими плохими эмоциями.

Вторая фаза – фаза обострения. Кривая гнева начинает подниматься вверх. Это время, когда тело физиологически готовит себя к предстоящему сражению: повышается уровень адреналина, напрягаются мышцы, учащаются дыхание и пульс. Но всё же на этой стадии, особенно на начальном её этапе, мы ещё можем предотвратить предстоящую вспышку. И если мы не остановим нарастающий поток гнева на этой стадии, то придётся ждать. Пока закончится третья фаза – фаза кризиса.

Третья фаза – фаза кризиса, пик гнева. Ребёнок начинает кричать, топать ногами, ругаться и т. д. У всех детей это проявляется по-разному. Ребёнок уже не слышит нас, не понимает наших просьб, упрёков, призывов или  требований. Читать нотации бесполезно. Единственное, что мы можем сделать, - это следить за безопасностью ребёнка и его окружения.

Четвёртая фаза – фаза плато или спада гнева. Эта фаза протекает по-разному у разных детей. Кому-то присущи отдельные дополнительные вспышки, у кого-то гнев идёт на спад.

Пятая и последняя фаза – фаза депрессии, которая может наступить после кризиса. Теперь мы снова можем разговаривать с ребёнком, и возможно он нас услышит.

             Чтобы научить ребёнка справляться со своим гневом, лучше владеть собой, на стадиях 1 и 2 мы можем давать ему инструкции: «Успокойся»; «Расслабься»; «Сядь в кресло и посиди пять минут»; «Сделай несколько глубоких вдохов» и т. д.

В моменты вспышек гнева ребёнка взрослым следует научиться управлять собой, с тем, чтобы разрешать конфликтные ситуации и извлекать из них пользу.

Как помочь ребенку справиться с гневом.

Действия взрослого: демонстрация взрослым неагрессивного поведения, доброжелательного спокойного отношения. Недопустимы (даже в экстремальной ситуации) вербальные оскорбления, физическое насилие.

Шаг первый. Озвучить состояние ребенка. Присоединиться к чувствам ребенка. Помогите ребенку понять, что с ним происходит, озвучить эти чувства: «Я понимаю, что ты злишься». Покажите, что вы знаете, на что именно злится ребенок: «Я понимаю, что ты сердишься, потому что не закончил игру; потому что я тебе не купила игрушку». Ребенок должен знать, что вы понимаете его чувства: «На твоем месте я бы тоже разозлилась»

«Я вижу, что ты рассержен, ты злишься, ты расстроен»; «По-моему, ты злишься на что-то или на кого-то.»; «Я не буду тебя ругать. Просто вижу, что что-то произошло. И хочу помочь»; «Да, обидно, когда случется…»; «Когда я была маленькая, то очень расстраивалась, если..»

Шаг второй. Помочь ребенку выразить гнев приемлемым способом.

Способы выражения (выплёскивания) гнева:

  1. Покричать, громко спеть.
  2. Любая физическая активность (сильно потопать ногами, попрыгать, побегать, «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»)
  3. Используя «мешочек для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
  4. Устроить «бой» подушками, «побить» подушку.
  5. Скомкать, порвать бумагу, газету, выплеснув всю свою злость, а затем их выбросить.

Шаг третий. Обсудить случившиеся. Когда ребёнок успокоился, поговорите о том, что он чувствует или чувствовал, разберитесь, что стало причиной таких сильных эмоций, обсудите, как себя вести, если провоцирующая ситуация повторится.

 

Предлагаем запомнить следующие эффективные и неэффективные образцы взаимодействия  с ребёнком в тот момент, когда он находится в состоянии гнева.

Эффективные образцы взаимодействия:

  • Ждать пока ребёнок успокоится;
  • Выслушивать доводы ребёнка с должным вниманием, не перебивать,  даже если взрослый с ними не согласен;
  • Выражать свои чувства ясно и спокойно;
  • Предложить ребёнку готовое решение более эффективного выхода из сложившееся ситуации.

 

Неэффективные образцы взаимодействия:

  • Угрожать ребенку (наказанием, лишением чего-либо);
  • Обвинять ребёнка;
  • Взывать к совести ребенка;
  • Унижать его и высмеивать его доводы;
  • Обращать внимание других к действиям ребенка;
  • Сравнивать ребенка с кем-либо;
  • Преувеличивать то, что произошло.

Некоторые из упражнений для детей могут быть применены и взрослыми для стабилизации своего состояния в момент агрессии, особенно по отношению к ребенку.

Шесть  рецептов избавления от гнева

Рецепт

Содержание

Пути выполнения

1

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

  • Слушайте своего ребенка.
  • Проводите вместе с ним как можно больше времени.
  • Делитесь с ним своим опытом.
  • Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах.
  • Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

2

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

  • Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).
  • Старайтесь не прикасаться к ребенку в моменты раздражения.

3

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

  • Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате.» или: «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня.»

4

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

  • Примите теплую ванну, душ.
  • Выпейте чаю.
  • Позвоните друзьям.
  • Сделайте «успокаивающую» маску для лица.
  • Просто расслабьтесь, лежа на диване.
  • Послушайте любимую музыку.

5

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

  • Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.
  • Не позволяйте выводить себя из равновесия.
  • Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не  допускать этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией.

6

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть все возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

  • Изучайте силы и возможности вашего ребенка.
  • Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т. д.), отрепетируйте все загодя.
  • Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т. д.

Что нужно делать для профилактики агрессивного поведения детей.

  1. Первым делом нащупать все болевые точки в семье;
  2. Нормализовать семейные отношения;
  3. Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, видя все, подражает;
  4. Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками;
  5. Что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть;
  6. Попытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло;
  7. Дать понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.
  8. Научить его общению ос сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад;
  9. При драчливости ребенка главное – не разъяснить, а предотвратить удар;
  10. Помнить, что слово может ранить малыша;
  11. Понимать ребенка!