Групповая консультация для педагогов "Психологическая безопасность образовательной среды"
Семенар-практикум для воспитателей о создании психологически безопасной образовательной среды для воспитанников. Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_bezopasnost_obrazovatelnoy_sredy.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Психологическая безопасность образовательной среды»
Тема нашего семинара «Психологическая безопасность образовательной среды» очень актуальна на сегодняшний день. Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной.
Потребность в безопасности и защите считается первичной (после витальных) по шкале потребностей, разработанной А. Маслоу, известным американским психологом.
В социокультурной теории личности Карен Хорни выделяются две потребности детства: потребность в безопасности (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира) и потребность в удовлетворении основных нужд ребенка.
Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.
Физическая безопасность каждого ребенка заключается в создании условий гарантирующих защиту здоровья и жизни детей на протяжении всего образовательного процесса. Для обеспечения безопасного нахождения малышей необходимо систематически проводить контроль состояния ДОУ.
Психологическая безопасность – это состояние психологической защищенности.
Признаки по которым можно судить о психологическом здоровье человека:
- позитивное настроение;
- высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен справляться с ситуациями, связанными с переживаниями тревоги, страха, неудачи и т.д.
Уровень психических возможностей связан с индивидуальными особенностями нервной системы. Одни из нас по своей природе очень возбудимы и поэтому сильнее подвержены нервным срывам, а другие мало волнуются и быстро выходят из негативного состояния. Психические возможности зависят от умения человека управлять своим состоянием и становятся ведущим показателем психологического здоровья. Но психологическая безопасность образовательного процесса – это не только состояние педагога, но и защищенность ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.
Сегодня в условиях реализации государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы забота о психологической безопасности и здоровье воспитанников становится обязательным требованием в работе каждой ДОО. Современный детский сад должен стать пространством полноценного взросления, благоприятной средой для успешных, счастливых и здоровых детей.
Обоснованы ли опасения, что порой именно образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания? Ведь очевидно, что ни один педагог сознательно не стремится отбить у ребенка тягу к познанию, снизить его веру в себя.
По данным социологических исследований, до 75% родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Их волнуют конфликтные отношения детей друг с другом и с воспитателями. Беспокоит, что педагоги не уделяют должное внимание правам и достоинствам ребенка. Они хотят быть уверенными в том, что ребенка в детском саду понимают, принимают и любят вне зависимости от успехов.
К сожалению, есть немало случаев, доказывающих негативное влияние педагога на жизненное благополучие ребенка. Древняя мудрость гласит: «Учитель – ты судьба для несмышленыша». Конечно же, все идет из семьи, но не стоит недооценивать степень влияния педагога на развитие ребенка. Именно педагог определяет и поддерживает тот или иной психологический климат. Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, менее «видимы» и по-разному воздействуют на психику. Поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного – для другого может иметь разрушительное влияние.
Даже самые близкие люди порой становятся друг для друга источником страданий и слез. Так и в детском саду – самый озабоченный развитием и обучением ребенка воспитатель, становится иногда причиной детского энуреза, невроза, ненависти к учению, неверию в себя.
Что может так разрушительно действовать на психику ребенка в детском саду? Например, крик. Для педагога – это способ установить контакт с не слушающимся ребенком. Несмотря на общеизвестную истину «убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса», педагоги часто применяют крик. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога Василия Сухомлинского, которые посвящены учительскому крику: «Будьте осторожны, чтобы слово не стало кнутом, который, дотрагиваясь до нежного тела, обжигает, оставляя на всю жизнь шероховатые шрамы».
Почему воспитатель кричит? К сожалению, зачастую не только кричит, а использует выражения: «Куда ты прешься?», «Что ты вылупился?», «Задолбали уже».
Большинство из нас могут сразу ответить – потому что воспитатель осознает свою неспособность повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно. Или, что дети просто не реагируют на другое. Помните, в любом случае, это реакция бессилия. Устрашающий крик вызывает сильное торможение в коре головного мозга, кричать на детей – значит разрушать их психику.
С точки зрения педагогики, главная причина крика – недостаток педагогического мастерства и общей культуры воспитателя, неумение организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Иногда происходит и так, что педагоги срываются на крик по личным причинам, вследствие социальной незащищенности, психологической усталости, семейных неурядиц, страха оказаться несостоятельным в глазах коллег. Поскольку наказание запрещено законом (надеюсь, все об этом помнят), в сложной ситуации многие педагоги просто кричат на детей, проявляя вербальную агрессию, которая и есть эквивалент физического наказания. Безусловно, педагог не отдает себе в том отчета, он свято уверен, что причина в поведении детей.
Но что же делать педагогу? Если все возможные способы объяснить ребенку исчерпаны, и ребенок понимает только крик?
Как педагогу справляться с «трудными» детьми?
Непослушных детей принято обвинять. В их поведении ищут злой умысел. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, они реагируют на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод, что «трудный» ребенок нуждается в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях. Причину стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.
Психологи выделили четыре главных причины серьезных нарушений поведения детей.
Первая - борьба за внимание. В том случае, когда ребенок не получает нужного количества внимания, необходимое для нормального развития и эмоционального благополучия, то способом его получить он избирает непослушание. Взрослые так и сыплют замечания. Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено.
Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной власти и опеки взрослых. Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки. Это необходимо, но если замечания и советы слишком часты, критика слишком резка, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность.
Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: воспитатель внимателен к более успешным детям, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), и т.д. Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание... И снова в глубине души ребенок переживает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание. Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!..»
Четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, неуспехи в отношениях со сверстниками могут привести к вызывающему поведению дома и т.д. Подобное происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это - в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой!»
Почему же дети так неразумно поступают? Да потому, что не знают, как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка - это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»
Понять причину, на первый взгляд, непросто. Но выявить истинную причину плохого поведения довольно не сложно - нужно обратить внимание на собственные чувства, какая эмоциональная реакция возникает у нас самих при непослушании ребенка. Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.
Если ребенок борется за внимание, то и дело, досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение.
Если подоплека - противостояние воле воспитателя, то у последнего возникает гнев.
Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у нас - обида.
Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.
Что же делать дальше? Постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас ребенок. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой силой. Поэтому необходимо перестать реагировать прежними способами. Сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически. И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказания.
Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки и т.п. Что же касается его привычных «выходок», то их лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря положительному вниманию к нему, отпадет.
Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить контроль над ребенком. Больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - это лишь раздражающая форма мольбы: «Позвольте же мне, наконец, жить своим умом».
Если взрослый испытывает обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка ее причинить? Какая боль у него самого? Чем обидели его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.
Самая трудная ситуация - у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка. Разумное поведение воспитателя в этом случае - перестать требовать «полагающегося» поведения. Стоит «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Надо делать с ним что-нибудь вместе. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики! Стоит найти любой повод, чтобы его поощрить, подстраховать, избавляя от крупных провалов.
Не надо ждать, что старания наладить мир и дисциплину в группе приведут к успеху в первый же день. При первых попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он, может, не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Работа предстоит трудная и потребует немалого терпения. Главные усилия надо направить на то, чтобы осознавать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние), контролировать их и переключать на конструктивные действия. В первую очередь придется менять себя!
Воспитатель детского сада – довольно трудоемкая, но в то же время интересная профессия. Человек, выбирающий ее, должен понимать, что плоды своей профессиональной деятельности он получит не сразу, а только спустя многие годы, когда из озорных девчонок и мальчишек вырастут взрослые люди, которые добьются в своей жизни определенного успеха.
Фактически, ВОСПИТАТЕЛЬ — ЭТО ЭНТУЗИАСТ, ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ НЕ РАДИ ВЫСОКОЙ ЗАРПЛАТЫ, А ПОТОМУ ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБИТ ДЕТЕЙ И ЛЮБИТ СВОЮ ПРОФЕССИЮ.
Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. По степени напряжённости нагрузка педагога в среднем больше, чем у банкиров и генеральных директоров. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжения, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% педагогов.
Все вы слышали о синдроме профессионального выгорания.
Профессиональное выгорание — это синдром, который развивается на фоне стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Поэтому очень важно уделять внимание и время своему психологическому состоянию.
(В завершение семинара педагогам раздаются памятки по профилактике синдрома эмоционального выгорания)