ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКО-СИСТЕМЫ БУДУЩЕГО". ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. НАЧИНАЯ С ДОУ.
Речь идет о выстраивании системы работы образовательного учреждения в первую очередь с командой педагогов для развития мастерского взаимодействия взрослых, открывающего детям позитивное отношение к себе, вселяющего веру в свои возможности справиться с любыми возникающими жизненными ситуациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii.docx | 40.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ «АВГУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
НАЧИНАЯ С ДОУ
Дорогие друзья, уважаемые коллеги я рада приветствовать всех вас на нашей встрече.
Сегодня на повестке дня нашей дискуссии стоит вопрос, который мы считаем весьма важным для руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций, педагогов-психологов, а также родителей, которые приводят к нам своих детей.
Мы стоим перед этой проблемой, мы понимаем, что для детей эта проблема актуальна сейчас и будет актуальной в будущем. Я думаю, что мы затронем очень деликатную тему взаимоотношений людей, поведения людей и их потребности быть востребованными в современном мире.
«Sawubona».
Не удивляйтесь) Я взяла это необычное приветствие из лекции о языке племени зулу в Южной Африке
Замечательный посыл есть в этой фразе, потому что буквально она переводится как «я вас вижу»: воспринимаю, обнаруживаю готовность к контакту, приглашаю в свое существование. В современном мире это как раз то, что требуется каждому из нас –
наша установка на доверие к окружающим и установка окружающих на принятие тех, кого они «видят» перед собой.
Оказывается, в современном мире 50% людей, нуждающихся в помощи, не обращаются за ней.
Это данные ВОЗ. ВОЗ говорит нам о том, что главной причиной плохого самочувствия и инвалидизации по всему миру является депрессия, состояние беспомощности, безнадежности, отчаяния. При этом около 50% из этих людей не обращаются за лечением, необходимым для того, чтобы они могли жить здоровой и продуктивной жизнью. По сути они не обращаются за помощью. Они испытывают страх ждать и получить не поддержку, а что-то другое, травматичное, с чем у них уже не будет сил справиться.
В основе всего лежат наши ощущения. Каждый аспект того, как мы любим, как мы живем, какими родителями мы являемся и какими работниками мы являемся. Принципиальная часть нас – это наши эмоции: позитивные или негативные, хорошие или плохие. Где же весь остальной спектр? Если мы останавливаемся на этих двух полюсах, то транслируем мировоззрение жесткое.
А жесткость и негибкость – она токсичны.
Каждому из нас нужна эмоциональная гибкость для того, чтобы иметь устойчивость к стрессам и процветать. В реальности красота жизни неотделима от ее хрупкости.
Все события последних лет убеждают в том, что единственная определенность для нас сейчас в неопределенности. Тем не менее, мы, как социум, не научились до сих пор работать с этой изменчивой реальностью успешно или устойчиво.
Мы видим, что люди все больше замыкаются в себе от этих негибких неэмоциональных откликов. И при этом продолжаем зацикливаться на наших эмоциях, в нашей голове.
Нам очень нравится быть правыми, мы считаем других неправыми.
Что с нами происходит? Мы позволяем только тем эмоциям, которые мы считаем позитивными, легитимными, доминировать в нашем сознании. На работе мы не называем это позитивными эмоциями, мы говорим, что надо просто работать, надо жить. И во всем этом замыкаемся, попадаем в замкнутый круг, пространство, из которого не так-то просто выбраться.
При этом мы можем продолжать отрицать реальность наших обстоятельств, отрицать ключевые навыки, которые нам нужны для успешной жизни в этом мире - мы упорно продолжаем отрицать это. Хотя это все отрицать бесполезно и отдельным людям, и организациям. Это похоже на то, что мы знаем и видим, как тают льды в Арктике, но мы продолжаем отрицать это.
Нам нужна гибкость и гибкие отношения. А что на самом деле? Вот вам и парадокс... Мы перестаем быть инновационными, начинаем терять этот фокус, концентрацию внимания, становимся будто прикованными, абсолютно негибкими в том, что мы делаем каждый день.
Нас невозможно принудить к такому гибкому поведению.
Эту гибкость невозможно вписать в служебные обязанности.
Нам нужна эта человеческая гибкость. А для этого в образовательных организациях нужно с самого раннего возраста способствовать развитию навыков, которые позволяют управлять своими мыслями и эмоциями. Так они сохранят любопытство, сострадание, мужество, чтобы не закрываться с в себе и делать по жизни какие-то связанные шаги вперед.
Виктор Франкл, который выжил в концлагере нацистской Германии, описал суть нашего человеческого существования – Мы можем выбирать. В этом выборе наш потенциал к росту и нашей свободе.
Мы не можем выбирать, стресс у нас или не стресс, но мы можем выбросить мобильный телефон, мы можем сделать осознанный выбор, как мы будем проводить время.
Гибкость – это критически важный навык, который помогает нам выживать и двигаться. вперед.
Этот навык позволяет нам передвигаться с уровня жесткости на уровень эмоциональной подвижности. Это необходимо как организациям, так и людям.
«В зеркала окон гляжу, не имея отраженья»
И сейчас, когда 10 летние дети являют нам удвоение уровня суицидов, мы получим помощь от такой вот эмоциональной гибкости. Ее надо развивать в рамках системы образования. Дети предпочитают уходить из жизни, а не обращаться за помощью. Они чувствуют, что предоставлены сами себе и никто не придает должного значения их проблемам. Проблемы, которые их волнуют, не волнуют никого, «никто не замечает меня в этой жизни» – так они это чувствуют.
По мнению экспертов, виноваты в этом как родители, так и учебные заведения. Взрослые чаще всего хотят говорить сами и не спрашивают, какой отклик их взаимодействие вызывает у детей. Взрослые не знают или не хотят знать, о чем думают их дети. Поэтому, когда оказывается, что у детей свое мнение есть, взрослые выбирают самый, с их точки зрения, авторитарный путь и оказывают на детей слишком сильное давление, не понимая причин их плохого поведения и не умея найти с ними общий язык.
«Приучать не только к горшку, но и к чувствам?»
Почему же отсутствует крепкая эмоциональная связь, основа доверительных отношений между людьми?
Почему, как только речь заходит о чувствах, многие взрослые напрягаются так, как будто получают рекомендации МЧС, как им выжить после ядерного взрыва.
На их чувства не обращали внимания? игнорировали или упрощали их негативные эмоции? критиковали их негативные переживания, наказывали их за проявление эмоций; не учили справляться с чувствами?
Где нам найти ту отправную точку, где возникает доверие, которое делает возможным делиться своими переживаниями и обращаться за помощью? Может быть, время, проводимое вместе с ребенком в процессе интересной для него деятельности?
Если же у себя дома ребенок не находит востребованности, то ведь в образовательных учреждениях дети обучаются около 15-20 лет, там-то непременно кто-то его «заметит»? Или нет?
Можно ли начиная с детского сада способствовать осознаванию детьми, будущими взрослыми, их собственных чувств и чувств других людей. В процессе получения жизненного опыта - развитию понимания этих чувств и их принятию при мастерском взаимодействии взрослых, открывающем ребенку позитивное отношение к себе, вселяющем веру в свои возможности справиться с возникающими жизненными ситуациями, не вызывающем у детей разрушительное чувство вины, провоцирующее недоверие к миру и одиночество?
Достаточно ли возможностей в детском саду на протяжении всего цикла обучения развивать у детей тот тип интеллекта, который отвечает за отношения с людьми и миром эмоций, то есть эмоциональный интеллект. Можем ли мы систематически и целенаправленно развивать у детей навыки взаимодействия с самими собой и со сверстниками, которые в первую очередь пригодятся им в жизни?
Исследование, длиною в 40 лет
Мне часто вспоминается пример, который приводил в своем выступлении Владимир Константинович Загвоздкин, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО: «Европейские психологи провели грандиозное исследование длиною в 40 лет, в котором участвовали две тысячи 35-летних людей.
Детские сады, в которые ходили одни из них, были направлены на раннее интеллектуальное развитие, часто это происходило в ущерб игре. В других детских садах существовали самые разные программы, но в любом из них много времени отводилось на игру.
По уровню достижений и карьерного роста разницы между двумя группами не наблюдалось. Это говорит о том, что для дальнейшей жизни и карьеры не имеет значения, в каком возрасте ребенок научился читать – в 4 или в 7 лет.
Разница, причем статистически значимая, касается развития социального и эмоционального интеллекта.
Группа людей, которые ходили в детские сады, в которых мало уделялось внимания игре, имела важные отличия
по трем факторам:
1/ чаще имела дело с представителями закона, попадала в полицию,
2/ люди из этой группы значимо чаще в 35 лет чувствовали себя одинокими или реально не имели партнера,
3/ они чаще, чем участники первой группы, были недовольны своей жизнью.
Нравится ли мне жизнь?
Ценю ли я отношения?
Могу ли я в этих отношениях черпать ресурсы и радоваться тому, что у меня есть эти отношения с людьми, с миром, с близким человеком, с родителями? Тема эта очень и очень болезненная.
С прагматической точки зрения субъективные проблемы, чувства – несущественный фактор. Но с точки зрения нашей единственной жизни, которая дана нам на этой земле, эта разница имеет большое значение.
Самое важное в ребенке закладывается в период с 4 до 8 лет, в том числе благодаря игре, формируются его воля и конструктивное подчинение. Закладываются все социальные навыки.
Как попроситься в игру?
Как реагировать, когда ты хочешь вступить в игру, а тебе отказывают?
Как договориться? Как прийти к компромиссу? Как отказывать и говорить нет?
Как принимать отказ от другого?
Как предлагать и принимать помощь?
Как подчиняться правилам?
Как утешиться, отвлечься на другое занятие, когда тебя не взяли?
Проблематика социальных и эмоциональных компетенций как общечеловеческого контекста, одинаково актуального для детей и взрослых.
Часто мы пытаемся сформировать мир таким в нашем представлении, чтобы он нас устраивал. Нам следует отказаться от такой ложной позитивности и развивать
в себе навыки, которые позволяют жить в таком мире, какой он есть.
Это мир неопределенности, стресса и дискомфорта.
И один из главных вопросов, которые стоят перед образовательными организациями - как нам справляться со всеми этими ситуациями, как научить детей справляться со сложными ситуациями. И поддержка друг друга нам очень нужна.
Компетентность обновления компетенций взрослыми участниками образовательного процесса
Виды самоанализа, внешние экспертные оценки и их оптимальное соответствие.
1/ Самоанализ компетенций педагогов по профстандарту /коммуникативной, педагогической, психологической/.
2/ Самоанализ «Как чувствует себя ребенок в моем присутствии?».
3/ Анализ ПП условий: условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
4) Анализ внутрисемейной ситуации.
5) Методическое сопровождение деятельности педагога
6) Анализ успешности обучения ребенка, педагогических действий и их соответствия потребностям обучающихся.
7) Виды педагогической помощи. Уровни обучаемости. Уровни ПП сопровождения. Адекватные формы, методы. приемы.
8) Трудности обучения, их психологические причины и рекомендации по индивидуальной и групповой работе с детьми
9) Обучение педагога на рабочем месте и его динамика.
10) Карта развития ребенка в динамике и карта развития педагогического мастерства взрослых участников образовательного процесса
«Жестокое обращение с ребенком – это многообразие бездействий со стороны взрослых, которые наносят вред его развитию, физическому и психическому здоровью».
И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский.
.
Проект в рамках Программы развития образовательного учреждения.
Такие важнейшие социально-психологические аспекты повышения качества образования мы увидели и работаем над долгосрочным проектом развития инициативы, эмоционального интеллекта и базовых социальных компетенций дошкольников на протяжении всего цикла их обучения в детском саду.
Вопросы к аудитории.
- Считаете ли вы развитие инициативы и соответствующих возрасту эмоциональных и социальных компетенций детей в игре и совместной деятельности со сверстниками приоритетом современного ДОУ?
- Согласны ли вы, что в психолого-педагогическом сопровождении современного ДОУ, работе Службы ДОУ психолог, помимо всем известных, выполняет особую роль: он оказывается нужным специалистом по работе не столько с детьми, сколько с педагогическим коллективом?
- Насколько актуальна, на ваш взгляд, идея проекта, предполагающая организацию системной работы по развитию инициативы, эмоционального интеллекта и базовых социальных компетенций дошкольников на протяжении всего цикла пребывания ребенка в ДОУ в условиях оптимальной, прогнозируемой и реализуемой Службой ДОУ, социальной ситуации развития участников образовательного процесса?
Полина, 6 лет: «В садике у нас хорошо, ..... , а вот дома - нет».