Методика «Работа с зеркалом»

          Работа с зеркалом — одна из весьма плодотворных психотехнических приемов профилактики социального сиротства,  который используют педагоги-психологи  в своей деятельности, способствующий эффективно работать с образом «Я»,  как ребенка, так и родителей.
         Образы художественного творчества, изображенного на зеркале, отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания, сновидения.  Невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения, прояснения и коррекции сильных переживаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методика

«Работа с зеркалом»

Работа с зеркалом — одна из весьма плодотворных психотехнических приемов профилактики социального сиротства,  который используют педагоги-психологи  в своей деятельности, способствующий эффективно работать с образом «Я»,  как ребенка, так и родителей.
             Образы художественного творчества, изображенного на зеркале, отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания, сновидения.  Невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения, прояснения и коррекции сильных переживаний.

 

Упражнение «Зеркальный монстр»

Цель: снятие напряжения, преодоление тревожно-фобических реакций, повышение самооценки, отреагирование негативных эмоций.

Участники: дошкольники, школьники

Материал: зеркало во весь рост, краски, мелки, кисти, мыльная вода.

Форма работы: индивидуальная.

 Предлагается нарисовать свой самый страшный страх с помощью красок, а потом смыть. Затем ребенку  предлагается создать рисунок (или серию рисунков), изображающего его  смелым и сфотографировать (распечатать и оставить на память). В процессе обсуждения упражнения ведущий задает вопросы: «Как вы думаете, для чего вы выполняли это задание?», «Что было легко, а что трудно?».

Это очень помогает, если ребенок испытывает страх, если ему трудно посмотреть впрямую на человеческое лицо (аутичный ребенок), если он не может смотреть на себя долго и внимательно. Рисование на зеркале дает ребенку возможность привыкнуть к своему облику, вносит элемент игры (можно играть с лицом в прятки), снимает страх, ребенок может сам регулировать появление и исчезновение изображения в зеркале.Во время рисования на зеркале ребенок видит свое отражение через нарисованный им страх. Происходит соединение изображения с фигурой ребенка, что может провоцировать усиление у него ощущения собственной «нечистоты» и «загрязненности» страхом. С другой стороны, у него есть возможность отстраниться от страха и сохранить над ним контроль, что обеспечивает безопасность в работе с фобией.

Упражнение «Радуга»

Цель: гармонизация внутреннего состояния, развитие целеполагания.

Участники: подростки, родители

Материал: зеркало, краски, кисти, музыкальное сопровождение, ароматические масла.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Ведущий:  «Закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании. Представить личную радугу, созданную солнцем и дождем для того, чтобы порадовать вас. Те точки, где радуга опирается на горизонт, обозначает ваше настоящее и будущее. Вообразите, что в точке будущего вас ждет нечто ценное и очень желательное и  идеально подходящее для вас. Нарисуйте радугу, а там, где она уходит за горизонт, нарисуйте цель, которая придет вам в голову во время рисования. Сосредоточьтесь прежде всего на ее цветах, изгибе.  Нарисуйте будущую цель на первом плане, осознавая, что она может быть не единственной важной целью.  А теперь взгляните на свой рисунок и мысленно представьте себе ответы на следующие вопросы:

        Как мне достичь своей цели?

        Что зависит от меня?

        Какие препятствия могут встретиться на пути?

        Что я выиграю?

Обсуждение: Получилась ли у вас законченная картина достижения своей цели? Какие были трудности?

Такое медитативное рисование на зеркале представляет собой идеальный способ осознания важных жизненных целей.

«Погружение в детство»

Цель: предоставление родителям возможности осознать переживания ребенка, поиск внутренних ресурсов.

Участники: родители

Материалы: зеркало, краски, кисти, спокойная музыка, темная сенсорная комната.

Форма: индивидуальная, групповая.

Ведущий: «Сядьте поудобнее, ноги на полу, чтоб чувствовали опору. Закройте глаза и прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в ногах, руках… Поток времени уносит вас в детство, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет. Вы идете по улице, вам весело, с вами рядом близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую, надежную руку. Затем пройдя какое-то время, вы поднимаете голову и видите, что держите за руку чужого человека.

Что вы чувствуете??? (описывается словами)

Вдруг вы оборачиваетесь и ваш близкий сзади стоит и улыбается вам. Вы бежите к нему и снова рядом близкий человек!

А теперь пришло время вернуться в комнату. Откройте глаза, без слов, нарисуйте свои чувства на зеркале».

В этой визуализации актуализируется чувство привязанности и переживание потери.