Программа "Развиваемся, играя"

Макарова Людмила Анатольевна

Программа развития познавательных прцессов детей младшего дошкольного возраста"Развиваемся, играя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvivaemsya_igraya.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Смоленский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики «Красный Бор»

Принято на Педагогическом совете

ОГБУЗ «Смоленский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики «Красный Бор»

Протокол № 1 от 27.09.2021 г.

Утверждаю  

главный врач ОГБУЗ «Смоленский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики «Красный Бор»

____________________О. Я. Дейнеко  

Программа развития познавательных процессов детей  младшего

дошкольного возраста

«Развиваемся, играя»

                       Составитель: педагог-психолог Макарова Л.А.

Смоленск

2021

Пояснительная записка

Большинство детей, воспитывающихся в доме ребенка, имеют сниженный уровень развития познавательных процессов. У детей отмечается отставание в речевом развитии, повышенная расторможенность, гиперактивность или наоборот, пассивность, инертность. Отсутствует интерес к развивающим занятиям, снижена работоспособность, его внимание рассеянно и неустойчиво. Процессы запоминания-заторможены, имеются трудности в решении интеллектуальных задач. Данная категория детей требует особого внимания и особой системы психологической работы. Успешность в развитии детей – сирот возможна при использовании комплекса приемов и методик, дополнительных развивающих программ. Следовательно, актуальность данной программы очевидна. Программа построена таким образом, чтобы учитывать индивидуальные особенности ребенка, развивать зоны ближайшего развития. Развитие и обучение через игру – важный принцип. Л. С. Выготский отмечал: «Отношение игры к развитию следует сравнивать с отношением обучения к развитию. Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития. Она позволяет ребенку познавать и исследовать окружающий мир, посредством игры дети учатся взаимодействовать с миром». Развитие навыков коммуникации также происходит в игровой деятельности. Играя с взрослым, дети дома ребенка усваивают определенные эталоны поведения, развивают свои адаптационные механизмы, учатся справляться со стрессовыми ситуациями. Психологу следует организовать необходимое для занятий пространство, обеспечить его необходимым дидактическим материалом, игрушками, которых не должно быть слишком много. Программа развития познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста является дополнением к основной рабочей программе психологического сопровождения образовательного процесса.

Цели программы: развитие познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста

Задачи программы:

- формирование позитивного отношения к работе в группе;

- совершенствование мелкой моторики руки;

- развитие познавательных процессов (мышление, память, внимание, восприятие);

- развитие навыков коммуникации;

- развитие речи;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- формирование личностных качеств: самостоятельность, активность, уверенность в себе, способность к волевому усилию.

Формы и методы работы

- игры и упражнения направленные на развитие познавательной сферы;

- релаксационные техники;

- арт - терапевтические методы;

- здоровьесберегающие технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- использование художественного слова.

Программ «Развиваемся, играя» основывается на общепедагогических принципах:

- принцип научности предполагает подкрепление системы развивающих упражнений научно обоснованными и адаптированными методиками;

- принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса обучения и предполагает тесное взаимодействие педагогов, работающих с детьми;

- принцип систематичности и последовательности предполагает строить обучение от простого к сложному, от легкого к трудному, учитывая «зону ближайшего развития»;

- принцип доступности и занимательности преподносимого материала помогает возбудить у детей непосредственный интерес к развивающим упражнениям;

- принцип результативности предполагает получение положительного результата независимо от уровня развития ребенка.

Структура занятий

Занятие рассчитано на 15-20 минут. Каждое занятие проводится в игровой форме, с использованием игр и упражнений.

1. Ритуал приветствия.

Создание доверительного отношения, положительный настрой на работу в группе.

2. Основная часть.

Решение поставленной задачи. Игры и упражнения.

3. Заключительная часть. Ритуал прощания.

Примерное  тематическое планирование занятий с детьми

занятия

Тема занятия

Задачи

1

Ритуал приветствия

Игра «Узнай предмет»

Игра «Собери пирамиду по образцу»

Игра «Сделай так»

Ритуал прощания

- развитие восприятия;

- сложное конструирование по эталону;

-постройки по образцу,

-развитие логического мышления.

2

Ритуал приветствия

Упражнение «Сравни предмет»

Игра «Кто наблюдательнее?»

Игра «Цвета»

Ритуал прощания

-развитие восприятия формы;

-сплочение группы, развитие эмпатии;

-развитие восприятия цвета.

3

 Ритуал приветствия

Игра «Составь картинку»

Игра «Белый лист»

Игра «Зашиваем ковер»

Ритуал прощания»

- развитие восприятия;

- изучение формы предметов;

- умение работать по образцу.

4

Ритуал приветствия

 Упражнение «Запомни картинки»

Игра «Какой игрушки не хватает?»

Чтение стихотворения «Как у нашего кота»

Ритуал прощания

- развитие зрительной памяти;

- развитие слуховой памяти;

-развитие речи;

-умение отвечать на поставленные вопросы.

5

Ритуал приветствия

Игра «Где спрятана игрушка?»

Упражнение «Рисуем по памяти узоры»

Чтение и запоминание  русской народной сказки «Репка»

Ритуал прощания

- развитие зрительной памяти;

- развитие внимания;

-развитие мелкой моторики;

- развитие слуховой памяти;

-развитие речи.

6

Ритуал приветствия

Упражнение «Найди одинаковые фигуры»

Игра «Найди игрушку»

Заучивание отрывков стихотворения

 К. Чуковского «Телефон»

Ритуал прощания

- развитие внимание;

- развитие умения сравнивать;

-развитие слуховой памяти;

-развитие речи.

7

Ритуал приветствия

Игра «Прогулка по картинкам»

Игра «Что это?»

Психомышечная тренировка «Тряпичная кукла»

Ритуал прощания

- развитие слуховой памяти;

- развитие зрительной памяти;

-развитие владения  такими категориями как «впереди», «сзади», «справа», «слева».

8

Ритуал приветствия

 Игра «Повтори узор»

Игра «Попробуй сложить узор из палочек»

Релаксация «Звездное небо»

Ритуал прощания

- развитие зрительной памяти;

-развитие мелкой моторики;

- развитие внимания,

-развитие логического мышления.

9

Ритуал приветствия

Упражнение «Назови фигуры»

 Упражнение «Сложи досочки Сегена»

Зарядка для пальчиков «Капустка», «Этот пальчик»

Ритуал прощания

-развитие зрительной памяти;

-изучение фигур;

- развитие моторики руки;

-развитие логического мышления.

10

Ритуал приветствия

Чтение и запоминание русской народной сказки  «Колобок»

Игра «Зашиваем ковер»

Ритуал прощания

- развитие внимание;

- развитие умения сравнивать;

-развитие слуховой памяти;

-развитие речи.

11

Ритуал приветствия

Упражнение «Белый лист»

Упражнение «Составь картинку»

Игра «Круг, треугольник, квадрат»

Зарядка для пальчиков «Ежик колкий»

Ритуал прощания

- развитие восприятия;

-развитие мелкой моторики руки;

- изучение основных фигур;

-развитие речи.

12

Ритуал приветствия

Упражнение «Сделай так»

Игра «Найди такой же предмет»

Чтение и запоминание потешек

Упражнение - релаксация «Великий покой»

Ритуал прощания

- развивать восприятия;

- развитие внимания;

- развитие слуховой памяти;

-саморегуляция, снятие психо-эмоционального напряжения;

-развитие речи.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются психологом.

Занятия длительностью 15-20 минут проводятся 2  раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по несколько раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.

Оценка результативности программы

1. Методика «Чего не хватает?» (Р. С. Немов), методика «Какие предметы спрятаны в рисунка,» (Р.С. Немов), методика « Разрезные картинки» (С. Д. Забрамная), методика «Нелепицы» (Р.С Немов), «Карта проявления самостоятельности» (А.М. Щетининой), «Карта проявления инициативности» (А. М. Щетининой).

«Карта проявления активности» (А.М. Щетининой, Н.А. Абрамовой).

Применяется индивидуально с детьми с 3 лет, в начале курса занятий и по окончании курса занятий.

2. Наблюдение за ребенком во время совместных игр с психологом, в свободной деятельности, во время игр в обществе сверстников.

3. Беседа с воспитателями, консультации педагогов.

4. Обобщение и трансляция положительного педагогического опыта по развитию познавательных процессов у детей.

Ожидаемые результаты

Положительная динамика в развитии познавательных процессов ребенка, коммуникативное развитие, проявление активности и самостоятельности.

Литература

1.Тихомирова Т.Ф. Развитие познавательных способностей детей.- Екатеринбург, 2004.

2. Титова Ю., Фролова О. Играть с ребенком. Как? - Москва, 2010.

3. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М.:Медецина,1977.

4. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб,2002.

5. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г. М. Ляминой.-М.: Просвещение, 1990.