Программа по основам безопасности детей дошкольного возраста
программа по основам безопасности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_osnovam_bezopasnosti_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 39.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на Педагогическом совете ОГБУЗ «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики «Красный Бор» Протокол № 1 от 27.09.2021 г. | Утверждаю главный врач ОГБУЗ «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики «Красный Бор» ________________О. Я. Дейнеко |
Программа по основам безопасности детей дошкольного возраста
(Н.Н. Авдеева, О.Я. Стеркина, О.Л. Князева)
Разработчик: педагог-психолог Макарова Л.А.
Смоленск 2021
Пояснительная записка
Программа «Основы безопасности детей младшего дошкольного возраста» (Н.Н. Авдеева, О.Я. Стеркина, О.Л. Князева) предполагает решение важной социально-педагогической задачи – воспитания у детей навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуация. Данная программа является дополнительной к основной Рабочей программе психологического сопровождения образовательного процесса, интегрируется с такими образовательными областями, как: «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Актуальность и педагогическая целесообразность. На данный момент в мире сложилась не благополучная социальная и экологическая обстановка. Она вызывает беспокойство и тревогу людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Безопасный и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе неожиданных ситуациях. Главной задачей является стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение.
В период дошкольного детства ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Нередко в силу различных причин их выполнение оказывается малоэффективным. Поэтому, определяя основное содержание и направление развития детей, мы считали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям и следить за их выполнением.
Для того чтобы эти нормы и правила стали регулятором поведения, они должны быть осознаны и приняты ребенком. Поэтому наряду с традиционными формами обучения, необходимо организовывать такие виды деятельности, в которых дети, приобретенные нормы поведения могли бы применять.
Цели программы:
1. Сформировать у воспитанников навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях в группах и на улице, при общении с незнакомыми людьми, пожароопасными и другими предметами, взаимодействии с животными и ядовитыми растениями;
2. Способствовать становлению основ экологической культуры;
3. Приобщать к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
1. Формирование ценностей здорового образа жизни.
2. Формирование основ безопасного поведения в группе, на участке и др.
3. Научить детей правильно оценивать опасность, избегать опасных ситуаций;
4. Обеспечивать психологическое благополучие и здоровье детей
5. Развивать познавательные, творческие способности, коммуникативные навыки.
Формы работы по формированию основ безопасности
- диагностика детей;
беседы с детьми;
- коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры;
- тематические прогулки, мини-экскурсии;
- развлечения и конкурсы;
- использование художественного слова, заучивание стихов;
- постановка кукольного театра;
- распространение передового опыта по основам безопасности детей дошкольного возраста.
Основное содержание программы строится по направлениям:
1. Здоровье ребенка;
2. Ребенок на улице;
3. Ребенок и природа;
4. Ребенок и другие люди;
5. Эмоциональное благополучие ребенка;
6. Ребенок дома.
Программа адаптирована и адресована детям 3-4,5 лет, воспитывающихся в доме ребенка. Построение педагогического процесса предполагает преимущество использование наглядно - практических методов и способов организации деятельности: экскурсии, наблюдения, игровые проблемные ситуации.
Основные принципы построения программы:
– полноты - содержание программы должно быть реализовано по всем разделам работы;
– системности - работа должна проводиться целенаправленно весь учебный год при гибком распределении содержания программы и с учетом спонтанно возникающих ситуаций;
– сезонности - учитывать климатические и сезонные изменения для максимального приближения ребенка к естественным природным условиям;
– учета условий городской и сельской местности – раскрывать содержание учебного материала так, чтобы компенсировать неосведомленность детей в правилах поведения в непривычных для них условиях;
– возрастной адресованности – содержание работы выстраивается в соответствии с возможностями детей по усвоению материала;
– интеграции — программа может реализовываться как самостоятельная парциальная программа, может выступать как составная часть комплексной программы по направлениям: физическое развитие и здоровье, развитие экологической культуры, развитие игровой, театрализованной, изобразительной деятельности. Программа не должна быть искусственной надстройкой, а представлять целостный педагогический процесс;
– координации деятельности педагогов - тематические планы воспитателей и специалистов должны быть согласованы, чтобы избежать повторов и обеспечить последовательность усвоения знании детьми;
– принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера).
Примерное содержание знаний детей младшего дошкольного возраста по основам безопасности
Тема | Содержание знаний детей |
Ребенок и его здоровье | |
«Режим» | Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать режим дня: вовремя вставать, ложится спать, делать утреннюю гимнастику, гулять на свежем воздухе, закаляться |
«Питание» | Чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться, есть фрукты и овощи, принимать витамины |
«Личная гигиена» | Чтобы быть здоровым, нужно быть чистым, хорошо мыть руки, лицо, чистить зубы. Ходить в чистой одежде и не пачкать ее |
«Двигательная активность» | Чтобы не болеть, быть здоровым, нужно заниматься физкультурой |
«Тело человека» | Иметь представление о частях тела, об органах чувств и их роли |
«Болезни и их профилактика» | Чтобы не болеть, нужно одеваться по погоде, есть фрукты, овощи, принимать витамины. При заболевании принимать лекарства, которые прописал доктор |
«Первая помощь» | Понимать, что при заболевании или травме нужно обратиться к взрослым |
Ребенок на улице | |
«Дорожные знаки для пешеходов» | Представление о пешеходном переходе «зебра» и правилах перехода через улицу |
«Светофор» | Значение сигналов светофора и правила перехода через улицу |
«Правила поведения на улице и в транспорте» | Знание названий: дорога, тротуар. Знание и выполнение правил: громко не разговаривать, не кричать, не играть на проезжей части, не шуметь в транспорте |
Безопасность ребенка в быту | |
«Бытовые предметы и электроприборы» | Знание предметов, которые могут быть источниками опасности |
«Лекарства» | Знание о том, что лекарства детям брать и употреблять запрещено |
«Ядовитые растения и грибы» | Представления о ягодах и грибах и правилах обращения с ними |
Ребенок и другие люди | |
«Контакты с незнакомыми взрослыми» | Разговаривать с незнакомыми людьми только с разрешения близкого человека |
«Насильственные действия со стороны взрослого» | Знать, что в случае насильственного действия со стороны незнакомого взрослого нужно привлечь к себе внимания криком |
Перспективное планирование
Формы работы | Содержание работы | ||
сентябрь | |||
Диагностика | Определить те знания и представления, которые имеются у детей, выявить умения и навыки дошкольников по формированию основ безопасности жизнедеятельности | ||
Занятие | Кто заботится о детях в доме ребенка | ||
Беседы | «Чтобы быть здоровым», «Как я буду заботиться о своем здоровье», «Где живут витамины». | ||
Чтение | Ю. Тувум «Овощи», загадки об овощах и фрукта, Г. Зайцев «Приятного аппетита», С. Капутикян «Маша обедает» | ||
Творческие игры | «Магазин продуктов», «Овощной магазин», «Как правильно мыть овощи и фрукты», «Витаминный салат» | ||
Октябрь | |||
Экскурсии, наблюдения | Экскурсия в медицинский кабинет | ||
Беседы | «Как доктор лечит людей», «Как мы занимаемся физкультурой», «Как правильно одеваться, чтобы не болеть», «Правила гигиены», «Туалетные принадлежности», «Осторожно, лекарства!», «Скорая помощь» | ||
Творческие игры | «Больница», «Аптека», «Кукла Катя заболела», «Почему заболели ребята» | ||
Чтение | К. Чуковский «Айболит», Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» | ||
Занятие | Ознакомление с окружающим. «Тело человека», С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», Е Пермяк «Про нос и язык». | ||
Ноябрь | |||
Беседы | «Что можно, что нельзя», «Как вести себя на улице», «Какие бывают машины», « Как общаться с животными», «Как вести себя с незнакомыми людьми», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать» | ||
Творческие игры | «Транспорт», «Мы едем в транспорте», «Уроки светофора», «Путешествие по городу», « О чем говорит светофор» | ||
Чтение | Г. Георгиев «Светофор», О. Трутин «Переход», В. Клименко «Зайка-велосипедист», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», А. Барто «Грузовик» | ||
Продуктивная деятельность | Рисование: «Автобус», «Светофор», «Машины едут по улице» Конструирование: «Машины едут по улице, а дети играют», «Дорожные знаки» | ||
Экскурсия, наблюдения | Целевая прогулка по улице, наблюдение за транспортом | ||
Декабрь | |||
Беседы | «Наша безопасность», «Как работают пожарные» | ||
Дидактические игры и упражнения | «Не бери предметы, которые трогать нельзя», « Можно - нельзя» | ||
Чтение | С. Маршак «Пожар», С. Маршак «Кошкин дом», Т. Фетисова « Куда спешит пожарная машина», К. Чуковский «Путаница», загадки об опасных предметах | ||
Занятие | Ознакомление с окружающим. «Опасные предметы», «Болезни и первая помощь» | ||
Экскурсии, наблюдения | Рассматривание картинок с изображением опасных предметов (кипящий чайник, иголки, спички, вилки, ножи и др.) | ||
январь | |||
Беседы | «Зачем заниматься спортом», «Кто спортом занимается» | ||
Занятие | Ознакомление с окружающим. «Будем спортом заниматься», «Подвижные игры», « Катаемся на санках», «Зимние виды спорта», «Запомни движение», «Назови вид спорта по показу» | ||
Другие формы работы | «День здоровья» | ||
Чтение | Г. Остер «Зарядка для хвоста», А. Барто «Зарядка», загадки про спорт, о спортивных предметах | ||
февраль | |||
Занятие | «Я и мое настроение», «Мы разные», «Кто я?», «Я и мое настроение», «Наши чувства и эмоции» | ||
Опытно-исследовательская деятельность | «Определение различий мальчиков и девочек» | ||
Беседы | «Я не похож на других», «С друзьями» | ||
Чтение | О. Дриз «Добрые слова», В. Берестов «Про друзей», С. Маршак «О девочках и мальчиках» | ||
март | |||
Продуктивная деятельность | Помощь в смене полотенец, стирке белья для куклы | ||
Творческие игры | «Парикмахерская», «Семья» | ||
Занятие | «Подбери бант по цвету», «У нас порядок», «Как можно играть в игрушки», «Мы дружим с чистотой» | ||
Экскурсии, наблюдения | «Как мы ходили на прачечную» | ||
Чтение | А. Барто «Девочка чумазая», К. Кузнецов «Замарашка», К. Чуковский «Федорино горе» | ||
апрель | |||
Чтение | Я.Тайц «По грибы» | ||
Беседы | «Опасные и безопасные грибы», «Растения которые лечат», «Береги природу!» | ||
Экскурсии, наблюдения | «Весенний лес» | ||
Продуктивная деятельность | Рисование, лепка: «Грибы, съедобные, несъедобные» | ||
Дидактические игры | «Ягоды», «Грибы» | ||
май | |||
Повторение и закрепление пройденного материала | |||
Итоговая диагностика | |||
Участие детей в викторинах, олимпиадах, конкурсах |
Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются психологом. Занятия длительностью 20 минут проводятся 2 раза в неделю. Занятие может, повторяется по несколько раз, чтобы дети усвоили пройденный материал.
Оценка результативности программы
Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).
Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.
Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье
Методика проведения диагностики:
1. Тема: «Ребёнок и другие люди».
Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»;
обсуждение конкретных ситуаций;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».
2. Тема: «Ребёнок и природа».
Беседы по картинкам, плакатам;
наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где
живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды).
3. Тема: «Ребёнок один дома».
Занятие-практикум «Спешим на помощь»;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,
«Скорая помощь», «Помогите милиция!».
4. Тема: «Здоровье ребёнка».
Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно),
«Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции), «Валеология или
здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки), «Малыши-крепыши»
(закаливание, ЗОЖ);
Занятия, беседы, наблюдения.
5. Тема: «Эмоции».
Беседы: «Что я умею чувствовать», «Мои желания»;
рисование тематическое и свободное; игры-кляксы;
дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Наши чувства и эмоции»
6. Тема: «Ребёнок на улицах города».
Занятие-практикум «Мы пешеходы»;
сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и пассажиры»;
дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки», «Найди ошибку».
Ответы детей оцениваются в баллах:
3 балла – высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
2 балла – средний уровень (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
1 балл – низкий уровень (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).
Высокий уровень с 16 – 18 баллов
Средний уровень с 13 – 15 баллов
Низкий уровень с 12 баллов
Литература
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л. Безопасность. СПб.: Детство – Пресс, 2004.
- Белая К.Ю. Твоя безопасность. М.: Просвещение, 2000.
- Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни. М.: Скрипторий, 2003.
- Голицына Н.С.ОБЖ для младших дошкольников. М.: Скрипторий, 2010.
- Мне нравится (1)