Программа по основам безопасности детей дошкольного возраста

Макарова Людмила Анатольевна

программа по основам безопасности детей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                       

Принято на Педагогическом совете

ОГБУЗ «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики «Красный Бор»

Протокол № 1 от 27.09.2021 г.

Утверждаю  

главный врач ОГБУЗ «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики «Красный Бор»

________________О. Я. Дейнеко  

Программа по основам безопасности детей дошкольного возраста

(Н.Н. Авдеева, О.Я. Стеркина, О.Л. Князева)

                                         Разработчик: педагог-психолог Макарова Л.А.

                                     

Смоленск  2021

Пояснительная записка

Программа  «Основы безопасности детей младшего дошкольного возраста» (Н.Н. Авдеева, О.Я. Стеркина, О.Л. Князева) предполагает решение важной социально-педагогической задачи – воспитания у детей навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуация.  Данная программа является дополнительной к основной Рабочей программе психологического сопровождения образовательного процесса, интегрируется с такими образовательными областями, как: «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Актуальность и педагогическая целесообразность. На данный момент в мире сложилась не благополучная социальная и экологическая обстановка. Она вызывает беспокойство и тревогу людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых  состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Безопасный и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе неожиданных ситуациях. Главной задачей является стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение.

В период дошкольного детства ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Нередко в силу различных причин их выполнение оказывается малоэффективным. Поэтому, определяя основное содержание и направление развития детей, мы считали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям и следить за их выполнением.

Для того чтобы эти нормы и правила стали регулятором поведения, они должны быть осознаны и приняты ребенком. Поэтому наряду с традиционными формами обучения, необходимо организовывать такие виды деятельности, в которых дети, приобретенные нормы поведения могли бы применять.

Цели программы:

1. Сформировать у воспитанников навыки разумного  поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях в группах и на улице, при общении с незнакомыми людьми, пожароопасными и другими предметами, взаимодействии с животными и ядовитыми растениями;

2. Способствовать становлению основ экологической культуры;

3. Приобщать к здоровому образу жизни.

Задачи программы:

1. Формирование ценностей здорового образа жизни.

2. Формирование основ безопасного поведения в группе, на участке и др.

3. Научить детей правильно оценивать опасность, избегать опасных ситуаций;

4. Обеспечивать психологическое благополучие и здоровье детей

5. Развивать познавательные, творческие способности, коммуникативные навыки.

 Формы работы по формированию основ безопасности

- диагностика детей;

беседы с детьми;

- коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры;

- тематические прогулки, мини-экскурсии;

- развлечения и конкурсы;

- использование художественного слова, заучивание стихов;

- постановка кукольного театра;

- распространение передового опыта по основам безопасности детей дошкольного возраста.

Основное содержание программы строится по направлениям:

1. Здоровье ребенка;

2. Ребенок на улице;

3. Ребенок и природа;

4. Ребенок и другие люди;

5. Эмоциональное благополучие ребенка;

6. Ребенок дома.

Программа адаптирована и  адресована детям 3-4,5 лет, воспитывающихся в доме ребенка. Построение педагогического процесса предполагает преимущество использование наглядно - практических методов и  способов организации деятельности: экскурсии, наблюдения, игровые проблемные ситуации.

Основные принципы построения программы:

полноты - содержание программы должно быть реализовано по всем разделам работы;

системности - работа должна проводиться целенаправленно весь учебный год при гибком распределении содержания программы и с учетом спонтанно возникающих ситуаций;

сезонности - учитывать климатические и сезонные изменения для максимального приближения ребенка к естественным природным условиям;

учета условий городской и сельской местности – раскрывать содержание учебного материала так, чтобы компенсировать неосведомленность детей в правилах поведения в непривычных для них условиях;

– возрастной адресованности – содержание работы выстраивается в соответствии с возможностями детей по усвоению материала;

интеграции — программа может реализовываться как самостоятельная парциальная программа, может выступать как составная часть комплексной программы по направлениям: физическое развитие и здоровье, развитие экологической культуры, развитие игровой, театрализованной, изобразительной деятельности. Программа не должна быть искусственной надстройкой, а представлять целостный педагогический процесс;

координации деятельности педагогов - тематические планы воспитателей и специалистов должны быть согласованы, чтобы избежать повторов и обеспечить последовательность усвоения знании детьми;

принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера).

Примерное содержание знаний детей младшего дошкольного возраста по основам безопасности

Тема

Содержание знаний детей

Ребенок и его здоровье

«Режим»

Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать режим дня: вовремя вставать, ложится спать, делать утреннюю гимнастику, гулять на свежем воздухе, закаляться

«Питание»

Чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться, есть фрукты и овощи, принимать витамины

«Личная гигиена»

Чтобы быть здоровым, нужно быть чистым, хорошо мыть руки, лицо, чистить зубы. Ходить в чистой одежде и не пачкать ее

«Двигательная активность»

Чтобы не болеть, быть здоровым, нужно заниматься физкультурой

«Тело человека»

Иметь представление о частях тела, об органах чувств и их роли

«Болезни и их профилактика»

Чтобы не болеть, нужно одеваться по погоде, есть фрукты, овощи, принимать витамины. При заболевании принимать лекарства, которые прописал доктор

«Первая помощь»

Понимать, что при заболевании или травме нужно обратиться к взрослым

Ребенок на улице

«Дорожные знаки для пешеходов»

Представление о пешеходном переходе «зебра» и правилах перехода через улицу

«Светофор»

Значение сигналов светофора и правила перехода  через улицу

«Правила поведения на улице и в транспорте»

Знание названий: дорога, тротуар. Знание и выполнение правил: громко не разговаривать, не кричать, не играть на проезжей части, не шуметь в транспорте

Безопасность ребенка в быту

«Бытовые предметы и электроприборы»

Знание предметов,  которые могут быть источниками опасности

«Лекарства»

Знание о том, что лекарства детям брать и употреблять запрещено

«Ядовитые растения и грибы»

Представления о ягодах и грибах и правилах обращения с ними

Ребенок и другие люди

«Контакты с незнакомыми взрослыми»

Разговаривать с незнакомыми людьми только с разрешения близкого человека

«Насильственные действия со стороны взрослого»

Знать, что в случае насильственного действия со стороны незнакомого взрослого нужно привлечь к себе внимания криком

Перспективное планирование

Формы работы

Содержание работы

сентябрь

Диагностика

Определить те знания и представления, которые имеются у детей, выявить умения и навыки дошкольников по формированию основ безопасности жизнедеятельности

Занятие

Кто заботится о детях в доме ребенка

Беседы

«Чтобы быть здоровым», «Как я буду заботиться о своем здоровье», «Где живут витамины».

Чтение

Ю. Тувум «Овощи», загадки об овощах и фрукта, Г. Зайцев «Приятного аппетита», С. Капутикян «Маша обедает»

Творческие игры

«Магазин продуктов», «Овощной магазин», «Как правильно мыть овощи и фрукты», «Витаминный салат»

Октябрь

Экскурсии, наблюдения

Экскурсия в медицинский кабинет

Беседы

«Как доктор лечит людей», «Как мы занимаемся физкультурой», «Как правильно одеваться, чтобы не болеть», «Правила гигиены», «Туалетные принадлежности»,

 «Осторожно, лекарства!», «Скорая помощь»

Творческие игры

«Больница», «Аптека», «Кукла Катя заболела», «Почему заболели ребята»

Чтение

 К. Чуковский «Айболит»,  Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы», В. Маяковский «Что такое хорошо  и  что такое плохо»

Занятие

Ознакомление с окружающим. «Тело человека», С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», Е Пермяк «Про нос и язык».

Ноябрь

Беседы

«Что можно, что нельзя», «Как вести себя на улице», «Какие бывают машины», « Как общаться с животными», «Как вести себя с незнакомыми людьми», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»

Творческие игры

«Транспорт», «Мы едем в транспорте», «Уроки светофора», «Путешествие по городу», « О чем говорит светофор»

Чтение

Г. Георгиев «Светофор», О. Трутин «Переход», В. Клименко «Зайка-велосипедист», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», А. Барто «Грузовик»

Продуктивная деятельность

 Рисование: «Автобус», «Светофор», «Машины едут по улице»

Конструирование: «Машины едут по улице, а дети играют», «Дорожные знаки»

Экскурсия, наблюдения

Целевая прогулка по улице, наблюдение за транспортом

Декабрь

Беседы

«Наша безопасность», «Как работают пожарные»

Дидактические игры и упражнения

«Не бери предметы, которые трогать нельзя», « Можно - нельзя»

Чтение

С. Маршак «Пожар»,  С. Маршак

«Кошкин дом», Т. Фетисова « Куда спешит пожарная машина»,

К. Чуковский «Путаница», загадки об опасных предметах

Занятие

Ознакомление с окружающим. «Опасные предметы», «Болезни и первая помощь»

Экскурсии, наблюдения

Рассматривание картинок с изображением опасных предметов (кипящий чайник, иголки, спички, вилки, ножи и др.)

январь

Беседы

«Зачем заниматься спортом», «Кто спортом занимается»

Занятие

Ознакомление с окружающим. «Будем спортом заниматься»,

«Подвижные игры», « Катаемся на санках», «Зимние виды спорта», «Запомни движение», «Назови вид спорта по показу»

Другие формы работы

«День здоровья»

Чтение

Г. Остер «Зарядка для хвоста», А. Барто «Зарядка», загадки про спорт, о спортивных предметах

февраль

Занятие

«Я и мое настроение», «Мы разные», «Кто я?», «Я и мое настроение», «Наши чувства и эмоции»

Опытно-исследовательская деятельность

«Определение различий мальчиков и девочек»

Беседы

«Я не похож на других»,

 «С друзьями»

Чтение

О. Дриз «Добрые слова», В. Берестов «Про друзей», С. Маршак «О девочках и мальчиках»

март

Продуктивная деятельность

Помощь в смене полотенец, стирке белья для куклы

Творческие игры

«Парикмахерская», «Семья»

Занятие

«Подбери бант по цвету», «У нас порядок», «Как можно играть в игрушки», «Мы дружим с чистотой»

Экскурсии, наблюдения

«Как мы ходили на прачечную»

Чтение

А. Барто «Девочка чумазая», К. Кузнецов «Замарашка», К. Чуковский «Федорино горе»

апрель

Чтение

Я.Тайц «По грибы»

Беседы

«Опасные и безопасные грибы», «Растения которые лечат», «Береги природу!»

Экскурсии, наблюдения

«Весенний лес»

Продуктивная деятельность

Рисование, лепка: «Грибы, съедобные, несъедобные»

Дидактические игры

«Ягоды», «Грибы»

май

Повторение и закрепление пройденного материала

Итоговая диагностика

Участие детей в викторинах, олимпиадах, конкурсах

               

 Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются психологом. Занятия длительностью 20 минут проводятся 2  раза в неделю. Занятие может, повторяется по несколько раз, чтобы дети усвоили пройденный материал.

Оценка результативности программы

Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).

      Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и      представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.

   Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье

      Методика проведения диагностики:

1. Тема: «Ребёнок и другие люди».

    Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»;

    обсуждение конкретных ситуаций;

    дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».

2. Тема: «Ребёнок и природа».

    Беседы по картинкам, плакатам;

    наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;

    дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где    

    живёт»  (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы,     ягоды).

3. Тема: «Ребёнок один дома».

    Занятие-практикум «Спешим на помощь»;

    дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,

    «Скорая помощь», «Помогите милиция!».

4. Тема: «Здоровье ребёнка».

    Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно),

    «Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции), «Валеология или

    здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки), «Малыши-крепыши»

    (закаливание, ЗОЖ);

    Занятия, беседы, наблюдения.

5. Тема: «Эмоции».

    Беседы: «Что я умею чувствовать», «Мои желания»;

    рисование тематическое и свободное; игры-кляксы;

    дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Наши чувства и эмоции»

   

6. Тема: «Ребёнок на улицах города».

    Занятие-практикум «Мы пешеходы»;

    сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и пассажиры»;

 дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки», «Найди ошибку».

 Ответы детей оцениваются в баллах:

  3 балла – высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной      теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой  ситуации).

 2 балла – средний уровень (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).

 1 балл – низкий уровень (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).

   Высокий уровень  с 16 – 18 баллов

   Средний  уровень  с 13 – 15 баллов

   Низкий    уровень с   12 баллов

                                                                               

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л. Безопасность. СПб.: Детство – Пресс, 2004.
  2. Белая К.Ю. Твоя безопасность. М.: Просвещение, 2000.
  3. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни. М.: Скрипторий, 2003.
  4. Голицына Н.С.ОБЖ для младших дошкольников. М.: Скрипторий, 2010.