Программа "Песочнные картинки"

Макарова Людмила Анатольевна

Программа кружковой работы "Песочные картинки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_pesochnye_kartinki.doc90.5 КБ
Файл diagnostika_tvorcheskih_sposobnostey.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБУЗ «СМОЛЕНСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ С НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ «Красный Бор»

Программа

«Песочные картинки»

Кружковая работа

                                           Педагог-психолог: Макарова Л. А.

Смоленск

2021

Пояснительная записка

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не              пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру ...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания дорог

Впервые идея использования песка в работе с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована английским детским психотерапевтом Маргатет Ловенфельд в 1930-х годах.  Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с водой и песком, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами.  Ребенку предоставлялась возможность свободно играть с песком, водой и фигурками. Дети называли этот процесс «строить мир» М. Ловенфельд так и назвала свою методику – «техника построения мира». Манипуляции с песком позволяют корректировать эмоционально-личностную и познавательную сферы детей, совершенствовать мелкую моторику, тренировать межполушарное взаимодействие. Рисование песком способствует снижению тревожности у детей, повышению уверенности в себе и своих силах.

 Занятия с песком строятся в игровой форме и таким образом, чтобы у ребенка формировалось положительное отношение к себе, развивалась адекватная возрасту самооценка, ребенок овладевал чувством контроля над эмоциями. Позволяет преобразовывать агрессивные, тревожные, разрушительные чувства, предупреждая проявление их в поступках. В играх с песком ребенок неосознанно учится понимать себя, положительно принимать себя.

Настоящая программа описывает курс арт-терапии с детьми 3-5 лет. Занятия групповые, проводятся 2 раза в месяц, длительностью 15- 20 минут.

Цель–снятие психоэмоционального и психофизического напряжения, развитие зрительного и тактильного восприятия, мышления, воображения и речи, создание положительной эмоциональной среды в детском коллективе в ходе занятия с песком, развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения к окружающим, раскрытие творческого потенциала ребенка.

Задачи:

  • снятие мышечного и эмоционального напряжения;
  • профилактическая работа по снижению импульсивности, излишней двигательной активности, агрессии и тревоги;
  • формирование здоровой самооценки, приобретения уверенности в себе, раскрытие личностного потенциала;
  •  творческое самовыражение;
  • развитие мелкой моторики и тактильных ощущений;
  • снятие барьеров к общению со сверстниками;
  • оказание помощи после психологических травм;
  • формирование нравственности, гуманного отношения к окружающим; взятие ответственности за поступки;
  • адаптация к условиям окружающей среды.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищенности. Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми.

Оснащение:

  1. Подносы с песком

Два деревянных ящика прямоугольной формы размером 49,5x72,5x7см (часто используют другие пропорции, например50x70x8 см или 49x70x10 см). Эти размеры чрезвычайно важны, поскольку они позволяют удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные ее фрагменты. Один из подносов используется для сухого песка, другой для влажного песка. Дно и внутренняя часть бортов выкрашены в голубой цвет, символизирующий воду (бессознательное), с наружи в бежевый цвет, символизирующий песок (сознание).

Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быт чистым, просеянным, не крупным, достаточно светлым, приятным на ощупь.

  1. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов
  • Фигурки людей разного пола и возраста, разнообразных профессий, персонажи сказок, мифов, фантастические существа.
  • Животные как дикие, так и домашние, фантастические животные
  • Дома, другие жилища, мебель, заборы, ворота, здания.
  • Продукты питания, посуда, орудия труда.
  • Деревья, кусты, цветы и другие растения.
  • Природный материал: камешки, ракушки, мох, кора, перышки, шишки.
  • Небесные объекты (луна, солнце, звезды, радуга)
  • Транспортные средства (водные, воздушные, наземные)
  • Персонажи из мультфильмов
  • Монеты, пуговицы, бижутерия, стеклянные шарики, коробочки, ларцы.

    Календарно – тематическое планирование деятельности кружка «Песочные картинки» на 2021– 2022 учебный год

Месяц

Тема

Цель

Материал

Сентябрь

«Здравствуй песок!»

1.Познакомить детей с песочницей, правилами игры с песком

2.Снятие психо-эмоционального напряжения.

 3.Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, речь, мышление

Песочница

«Волшебные узоры»

1.Развивать зрительно-моторную координацию.

2.Способствовать снижению психо-эмоционального напряжения.

3.Расширять кругозор.

4.Развивать творческие способности

Песочница, совочек

Октябрь

«Осень в песочной стране»

1.Развивать зрительно-моторную координацию

2.Способствовать снижению психофизического напряжения.

3.Расширять кругозор.

4.Развивать творческие способности

5.Воспитывать эстетическое восприятие

Песочница, листья, шишки, желуди, иголки, ягоды, фасоль, горох и др.

«Секретики»

1.Развивать мышление, внимание, наблюдательность.

2.Способствовать снижению психофизического напряжения

Песочница, крышки от бутылок, ларчик, бижутерия, мелкие игрушки и др.

Ноябрь

«Мой мир»

1.Развивать зрительно-моторную координацию.

2.Способствовать снижению психофизического напряжения

3.Расширять кругозор.

4.Развивать творческие способности

5.Развитие речи

Песочница, мелкие игрушки формочки, лопатка и др.

«Чувствительные ладошки»

1.Развивать тактильные ощущения

2.Способствовать снижению психофизического напряжения.

3.Создавать положительный эмоциональный настрой

Песочница,

совочек

Декабрь

«Зимний лес»

1.Развивать зрительно-моторную координацию

2.Способствовать снижению психофизического напряжения

3.Расширять кругозор

4.Развивать творческие способности

5.Воспитывать эстетическое восприятие

Песочница, веточки, вата, ягоды рябины, искусственный снег, мелкие игрушки и др.

«Скоро-скоро Новый год!»

1.Развивать зрительно-моторную координацию.

2.Способствовать снижению психофизического напряжения

3.Расширять кругозор.

4.Развивать творческие способности

5.Воспитывать эстетическое восприятие

Песочница, веточки ели, мелкие игрушки, бусы, снежинки, мишура, дождик,

шишки и др.

Январь

«Мы долго, долго строили!»

1.Развивать зрительно-моторную координацию

2.Способствовать снижению психофизического напряжения.

3.Расширять кругозор

4.Развивать творческие способности

5.Развивать речь

6.Создавать положительный эмоциональный настрой

Песочница, конструктор, формочки, лопатка, совочек, мелкие игрушки, транспорт и др.

«Веселые снеговики»

1.Активизировать речь детей через художественное слово.

2.Развивать мелкую моторику рук

3.Способствовать снижению психофизического напряжения.

4.Развивать творческие способности

5.Развивать речь

6.Создавать положительный эмоциональный настрой

Песочница, веточки, пуговицы, цветной картон

Февраль

«Домашние животные»

1.Закрепить и расширить представления детей о домашних животных

2.Развитие тактильно-кинестетической чувствительности 3. Снятие эмоционального напряжения

4. Развивать зрительное восприятие и воображение

Песочница, фигурки домашних животных, лопатка, совочек

«Дикие животные»

1.Закрепить и расширить представления детей о диких животных. 2.Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и снятие эмоционального напряжения;

3.Развивать зрительное восприятие и воображение

Песочница, фигурки диких животных, лопатка, совочек

Март

«Первые цветы»

1.Развивать зрительно-моторную координацию.

2.Способствовать снижению психофизического напряжения

Песочница, формочки для лепки цветов, лопатка, совочек

«Сад-огород»

1.Развивать зрительно-моторную координацию.

2.Способствовать снижению психофизического напряжения

3.Расширять знания об овощах и фруктах

4. Развивать речь

Песочница, корзины с муляжами фруктов и овощей, формы для лепки из песка в виде фруктов и овощей, лопатка, совочек и др.

Апрель

«В гостях у сказки»

1.Активизировать речь детей через художественное слово

2.Способствовать снижению психофизического напряжения.

3.Развивать творческие способности

4.Развивать речь

5.Создавать положительный эмоциональный настрой

Песочница, герои сказки  

«Колобок»,

«Репка»

«В гостях у сказки»

1.Активизировать речь детей через художественное слово

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Способствовать снижению психофизического напряжения

4.Развивать творческие способности

5.Развивать речь

6.Создавать положительный эмоциональный настрой

Песочница, герои сказки

«Теремок»,

«Маша и три медведя»

Май

«Обитатели моря»

1.Развивать зрительно-моторную координацию.

2.Способствовать снижению психофизического напряжения

3.Расширять кругозор.

4.Развивать творческие способности

5.Воспитывать эстетическое восприятие

Песочница, ракушки, камешки, фигурки обитателей моря, и др.

«Вот оно, какое наше лето!»

1.Развивать зрительно-моторную координацию.

2.Способствовать снижению психофизического напряжения.

3.Расширять кругозор

4.Развивать творческие способности

5.Воспитывать эстетическое восприятие

Песочница, цветы живые и засушенные, листья, веточки, желуди, орехи, и др.

             Презентация работы кружка «Волшебный песок»

                               

                                       

                                           Список литературы

  1. Грабенко Т. М.,Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Рачь, 2002.
  2. Кузуб Н. В.,Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Метод. Пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб.:Речь; М.: Сфера, 2011.
  3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.- СПб.:Речь,2006.
  4. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2008.
  5.  Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. / Н.В. Зеленцова – Пешкова. – С-П.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015г.
  6. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание»,      №,2004.
  7. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия / Л. Штейнхардт. -СПб.: Питер, 2001г.

                                         



Предварительный просмотр:

                                                                          Приложение №1

Диагностика достижений детей по изобразительной деятельности

в кружке «Песочные картинки»

Цель: выявление уровня развития изобразительных способностей детей 3- 4.  Для оценки уровня овладения ребенком 3-4 лет изобразительной деятельностью выделены следующие критерии:

– передача цвета;

– передача формы;

– расположение изображений на песке.

На основе выделенных критериев определены уровни развития изобразительной деятельности:

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) – ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) – ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) – ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимания на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.

Примерные задания для диагностики достижений детей

Параметр - цветовосприятие  

Задание «Найди цветок для бабочки»:

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же – не такой», называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Ход игры:

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно».

После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!»

Оценки:

3 балла – ребенок правильно соотнес по цвету бабочку и цветок.

2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но цвет не назвал, или ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание «Заштопай у матрешки сарафан»

Цель: Выявить умение детей соотносить большие и маленькие формы (круглые, квадратные, прямоугольные) с соответствующими отверстиями и умение соотносить форму с цветом.

Пособия: Картонное изображение матрешки с большими и маленькими отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.

Ход игры: Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка благодарит их.

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес фигуры по форме и величине (большая маленькая) (круглая, квадратная, прямоугольная).

2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но форму и величину не называл, или ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание «Найди предметы в группе»:

Цель: Выявить умения находить предметы по цвету, форме и величине в окружающей обстановке (в группе), названные педагогам, (ориентировка в пространстве), а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), форме (круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький).

Пособия: игрушки, предметы в группе.

Ход игры:

Найди предметы круглой формы, синего цвета красного, желтого и т.д. Что еще бывает такого цвета?

Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает такой формы?

Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой величины?

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес предметы по цвету, форме и величине.

2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет, форму не называл. Ребенок путает цвет, форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание «Чудесный мешочек»:

Цель: Выявить знания ребенка соотносить предметы по цвету, форме и величине. Умение ребенка правильно называть цвет, форму, величину.

Пособия: большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка, «чудесный мешочек» (мешок из ткани), детская кухонная посуда.

Ход игры: психолог предлагает ребенку вытащить игрушку из «чудесного мешочка». Ребенок, обследуя предмет, соотносит его с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и называет их.

Критерии оценок:

3 балла – Ребенок правильно отмечает цвет, форму и величину предмета.

2 балла – Ребенок испытывал затруднения в определении цвета и формы, но с помощью педагога исправлял ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание «Светит солнышко»:

Цель: Выявить умение детей передавать в рисунке образ солнышка, и умение изображать длинные и короткие лучи.

Пособия: ½ альбомного листа, гуашь желтого цвета, кисти, банки с водой, салфетки.

Ход игры: психолог читает детям стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко». Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их внимание на то: что не хватает у солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все одинаковые? Нет, они бываю длинные и короткие.

Дети выполняют рисунок.

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес линии по величине (длинный и короткий) луч.

2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но длину не называл. Ребенок путал длину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание «Домик для собачки»:

Цель: выявить умения рисовать предмет, состоящий из квадратной и круглой формы, прямой крыши.

Пособия: ½ альбомного листа с наклеенной прямой крышей, цветные восковые мелки.

Ход игры:

Психолог загадывает детям загадку о собачке. Дети угадывают с помощью наводящих вопросов.

– А теперь послушайте стихотворение про собачку.

– Что делает собачка? (охраняет дом)

– Где живет собачка? (в будке)

Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают.

– А вы знаете, как называется домик для собак? (конура)

– Какая она бывает по цвету, по форме, величине?

Уточнили части конуры, их формы, расположение.

Дети приступили самостоятельно рисовать.

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно передал в рисунке форму круга и квадрата.

2 балла – ребенок передал формы в рисунке правильно, но испытывает затруднения их назвать. Ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Для оценки художественного творчества детей большее значение имеют как количественные показатели, так и эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии.

Поэтому выделяем в диагностическом исследовании два этапа – первый  заключается в анализе продукта деятельности детей, а второй содержит в себе анализ процесса деятельности. Эти показатели выводятся в количественную оценку на основе выделенных показателей и их числовых значений.

Анализ продукта деятельности

Подразделив качественные показатели по видам рисования (предметное, сюжетное и декоративное) мы выделили ряд критериев:

1. Предметное рисование

Передача формы

А) форма передана точно – 3 балла

Б) есть незначительные искажения – 2 балла

В) искажения значительные, форма не удалась – 1 балл

Строение предмета

А) правильно нарисованы все части предмета– 3 балла

Б) есть незначительные искажения – 2 балла

В) строение передано не точно– 1 балл

Пропорции

А) пропорции переданы точно – 3 балла

Б) есть незначительные искажения в передаче соотношения частей – 2 балла

В) пропорции не верны (значительные искажения) – 1 балл

Решение в цвете

А) ребенок использует сложную цветовую палитру, смешивая краски, красиво подбирает нужные оттенки – 3 балла

Б) цвета переданы правильно, но не точно (цвет не смешан на палитре, а взят из баночки) – 2 балла

В) цвета не соответствуют предметам, ребенок использует лишь 1-2 краски, а не все имеющиеся – 1 балл

2. Сюжетное рисование

Расположение на листе

А) предметы расположены с применением простейшей перспективы (загораживание) – 3 балла

Б) предметы расположены на полосе листа без применения загораживания – 2 балла

В) предметы расположены на листе хаотично – 1 балл

Композиционный замысел

А) замысел подчерпнут из реальной жизни ребенка и вызывает яркое эмоциональное отношение – 3 балла

Б) ребенок срисовывает или рисует заученный сюжет – 2 балла

В) ребенок не имеет замысла, задача вызывает у него трудность – 1 балл

Передача движения

А) движение передано достаточно четко – 3 балла

Б) движение передано неопределенно – 2 балла

В) изображение статичное – 1 балл

Соотношение предметов по величине

А) Предметы нарисованы с учетом из пропорциональных связей – 3 балла

Б) Соотношение верно лишь отчасти (некоторые предметы переданы, верно, а то что ребенку кажется значимым – крупнее) – 2 балла

В) Предметы не имеют связей– 1 балл

Цветовая гармония

А) ребенок использует сложные цвета (смешанные на палитре) с верным их расположением – 3 балла

Б) цвета не смешанные, ребенок рисует чистой краской– 2 балла

В) ребенок использует 1-2 краски, палитрой не пользуется – 1 балл

3. Декоративное рисование

Композиция в составлении узора

А) композиция равновесна и гармонична – 3 балла

Б) Есть недочеты в композиции узора– 2 балла

В) композиция не верна – 1 балл

Владение кистью

А) ребенок свободно владеет кистью – 3 балла

Б) часто забывает, как работать кистью, изображение имеет недочеты – 2 балла

В) не владеет кистью – 1 балл

Правильность исполнения элементов

А) все элементы росписи изображены в целом верно – 3 балла

Б) некоторые элементы не удались – 2 балла

В) элементы изображены не верно, рисунок не удался – 1 балл

Решение в цвете

А) ребенок использует цвета, приближенные к цветам промысла; различимы оттенки – 3 балла

Б) оттенки не различимы, палитрой не пользуется (почти не пользуется) – 2 балла

В) цвет не соответствует действительному – 1 балл

Анализ процесса деятельности

4. Характер линии

Этот критерий включает в себя четыре группы показателей:

А) характер линии

1) слитная – 3 балла

2) прерывистая – 2 балла

3) дрожащая (жесткая, грубая) -1 балл

Б) Нажим

1) средний-3 балла

2) сильный, энергичный, иногда продавливающий бумагу-2балла

3) слабый (иногда еле видный) -1балл

В) Раскрашивание (размах)

1) мелкими штрихами, не6 выходящими за предел контура – 3 балла

2) крупными, размашистыми движениями, иногда входящими за предел контура-2 балла

3) беспорядочными линиями (мазками, не уменьшающимися в пределах контура-1 балла

Г) регуляция силы нажима

1) регулируется сила нажима – 3 балла

2) не всегда регулируется сила нажима и размах -2 балла

3) не регулируется сила нажима, выход за пределы контура – 1балл

5. Регуляция деятельности

А) Отношение к оценке взрослого

1) адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности – 3 балла

2) эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается) -2 балла

3) безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) - 1 балл

Б) Оценка ребенком созданного им изображения

1) адекватна – 3 балла

2) неадекватна – 2 балла

3) отсутствует – 1балл

6. Уровень самостоятельности

1) Выполняет задание самостоятельно без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами- 3 балла

2) Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко – 2 балла

3) Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается – 1 балл.

Все баллы суммируются по каждому ребенку. Соответственно максимальное количество баллов - 60, минимальное – 20.

Диагностика

достижений детей, обучающихся по программе в кружке 

«Песочные картинки»

Диагностика

Направленность – художественно-эстетическая.

Руководитель  - Макарова Л.А.

2021-2022 уч. год

п/п

Ф.И. ребенка,

группа

Параметры диагностики

Итого

баллов

Уровень

Цветовосприятие

Передача формы

Передача формы и величины

Пространственная ориентация

Худож-эстетическое развитие

Творческие способности

окт

м

а

й

о

к

т

м

а

й

о

к

т

май

о

к

т

м

а

й

о

к

т

м

а

й

о

к

т

м

а

й

о

к

т

м

а

й

окт.

май

1

Дмитрий А.

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

16

16

в

в

2

Юлия Ф.

с

в

в

в

в

в

с

с

с

в

в

в

16

16

в

в

3

Вероника Ш

с

в

с

с

с

с

с

с

в

в

с

с

10

14

с

с

4

Артем К.

с

в

с

с

с

с

с

с

с

с

в

в

10

14

с

с

5

Алина Ч.

в

в

с

в

с

в

в

в

в

в

с

в

10

16

с

в

6

Кирилл А.

с

с

с

с

с

с

с

с

с

в

с

в

10

10

с

с

7

Валерия Б.

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

14

14

с

с

8

Солара Л.

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

6

9

н

н

Вывод: на начало года высокий уровень имели 2ч.-25%,средний уровень 5 ч.-62,5%,

Низкий 1ч.-12.5%.

На конец года высокий уровень 3ч.-37.5%,средний 4 ч.-50%, низкий 1ч.-12,5 %.

Сроки диагностики:

Стартовая диагностика – октябрь, итоговая диагностика – май.

Уровни развития:

Низкий, Средний, Высокий

Критерии оценки по каждому параметру:

- Владеет и может применять самостоятельно…(высокий уровень);

- Знает и владеет (средний уровень)

- Имеет знания на уровне представлений (низкий уровень)

Условные обозначения диагностики: 1,2,3 балла (от низкого к высокому)

Подсчет баллов производится путем математического сложения баллов

Низкий уровень (Н) - 6-9 баллов, Средний (С) – 10-14 баллов, Высокий (В) 16-18 баллов.

Для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью выделены следующие критерии:

– цветовосприятие;

– передача формы;

-  передача величины;

– пространственная ориентация;

- художественно-эстетическое развитие;

- развитие творческих способностей.

На основе выделенных критериев определены уровни развития изобразительной деятельности:

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) – ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) – ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) – ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимания на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии

Критерии оценки по каждому параметру:

- Владеет и может применять самостоятельно (высокий уровень);

- Знает и владеет (средний уровень)

- Имеет знания на уровне представлений (низкий уровень)

Условные обозначения диагностики: 1,2,3 балла (от низкого к высокому)

Подсчет баллов производится путем математического сложения баллов и их деления на количество параметров.  В данном случае, где 6 параметров:

Низкий уровень (Н) - 6-9 баллов, Средний (С) – 10-15 баллов, Высокий (В) 16-18 баллов.