Программа "Песочнные картинки"
Программа кружковой работы "Песочные картинки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_pesochnye_kartinki.doc | 90.5 КБ |
diagnostika_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБУЗ «СМОЛЕНСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ С НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ «Красный Бор»
Программа
«Песочные картинки»
Кружковая работа
Педагог-психолог: Макарова Л. А.
Смоленск
2021
Пояснительная записка
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру ...
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания дорог
Впервые идея использования песка в работе с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована английским детским психотерапевтом Маргатет Ловенфельд в 1930-х годах. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с водой и песком, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Ребенку предоставлялась возможность свободно играть с песком, водой и фигурками. Дети называли этот процесс «строить мир» М. Ловенфельд так и назвала свою методику – «техника построения мира». Манипуляции с песком позволяют корректировать эмоционально-личностную и познавательную сферы детей, совершенствовать мелкую моторику, тренировать межполушарное взаимодействие. Рисование песком способствует снижению тревожности у детей, повышению уверенности в себе и своих силах.
Занятия с песком строятся в игровой форме и таким образом, чтобы у ребенка формировалось положительное отношение к себе, развивалась адекватная возрасту самооценка, ребенок овладевал чувством контроля над эмоциями. Позволяет преобразовывать агрессивные, тревожные, разрушительные чувства, предупреждая проявление их в поступках. В играх с песком ребенок неосознанно учится понимать себя, положительно принимать себя.
Настоящая программа описывает курс арт-терапии с детьми 3-5 лет. Занятия групповые, проводятся 2 раза в месяц, длительностью 15- 20 минут.
Цель–снятие психоэмоционального и психофизического напряжения, развитие зрительного и тактильного восприятия, мышления, воображения и речи, создание положительной эмоциональной среды в детском коллективе в ходе занятия с песком, развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения к окружающим, раскрытие творческого потенциала ребенка.
Задачи:
- снятие мышечного и эмоционального напряжения;
- профилактическая работа по снижению импульсивности, излишней двигательной активности, агрессии и тревоги;
- формирование здоровой самооценки, приобретения уверенности в себе, раскрытие личностного потенциала;
- творческое самовыражение;
- развитие мелкой моторики и тактильных ощущений;
- снятие барьеров к общению со сверстниками;
- оказание помощи после психологических травм;
- формирование нравственности, гуманного отношения к окружающим; взятие ответственности за поступки;
- адаптация к условиям окружающей среды.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:
Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищенности. Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми.
Оснащение:
- Подносы с песком
Два деревянных ящика прямоугольной формы размером 49,5x72,5x7см (часто используют другие пропорции, например50x70x8 см или 49x70x10 см). Эти размеры чрезвычайно важны, поскольку они позволяют удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные ее фрагменты. Один из подносов используется для сухого песка, другой для влажного песка. Дно и внутренняя часть бортов выкрашены в голубой цвет, символизирующий воду (бессознательное), с наружи в бежевый цвет, символизирующий песок (сознание).
Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быт чистым, просеянным, не крупным, достаточно светлым, приятным на ощупь.
- Коллекция миниатюрных фигурок и предметов
- Фигурки людей разного пола и возраста, разнообразных профессий, персонажи сказок, мифов, фантастические существа.
- Животные как дикие, так и домашние, фантастические животные
- Дома, другие жилища, мебель, заборы, ворота, здания.
- Продукты питания, посуда, орудия труда.
- Деревья, кусты, цветы и другие растения.
- Природный материал: камешки, ракушки, мох, кора, перышки, шишки.
- Небесные объекты (луна, солнце, звезды, радуга)
- Транспортные средства (водные, воздушные, наземные)
- Персонажи из мультфильмов
- Монеты, пуговицы, бижутерия, стеклянные шарики, коробочки, ларцы.
Календарно – тематическое планирование деятельности кружка «Песочные картинки» на 2021– 2022 учебный год
Месяц | Тема | Цель | Материал |
Сентябрь | «Здравствуй песок!» | 1.Познакомить детей с песочницей, правилами игры с песком 2.Снятие психо-эмоционального напряжения. 3.Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, речь, мышление | Песочница |
«Волшебные узоры» | 1.Развивать зрительно-моторную координацию. 2.Способствовать снижению психо-эмоционального напряжения. 3.Расширять кругозор. 4.Развивать творческие способности | Песочница, совочек | |
Октябрь | «Осень в песочной стране» | 1.Развивать зрительно-моторную координацию 2.Способствовать снижению психофизического напряжения. 3.Расширять кругозор. 4.Развивать творческие способности 5.Воспитывать эстетическое восприятие | Песочница, листья, шишки, желуди, иголки, ягоды, фасоль, горох и др. |
«Секретики» | 1.Развивать мышление, внимание, наблюдательность. 2.Способствовать снижению психофизического напряжения | Песочница, крышки от бутылок, ларчик, бижутерия, мелкие игрушки и др. | |
Ноябрь | «Мой мир» | 1.Развивать зрительно-моторную координацию. 2.Способствовать снижению психофизического напряжения 3.Расширять кругозор. 4.Развивать творческие способности 5.Развитие речи | Песочница, мелкие игрушки формочки, лопатка и др. |
«Чувствительные ладошки» | 1.Развивать тактильные ощущения 2.Способствовать снижению психофизического напряжения. 3.Создавать положительный эмоциональный настрой | Песочница, совочек | |
Декабрь | «Зимний лес» | 1.Развивать зрительно-моторную координацию 2.Способствовать снижению психофизического напряжения 3.Расширять кругозор 4.Развивать творческие способности 5.Воспитывать эстетическое восприятие | Песочница, веточки, вата, ягоды рябины, искусственный снег, мелкие игрушки и др. |
«Скоро-скоро Новый год!» | 1.Развивать зрительно-моторную координацию. 2.Способствовать снижению психофизического напряжения 3.Расширять кругозор. 4.Развивать творческие способности 5.Воспитывать эстетическое восприятие | Песочница, веточки ели, мелкие игрушки, бусы, снежинки, мишура, дождик, шишки и др. | |
Январь | «Мы долго, долго строили!» | 1.Развивать зрительно-моторную координацию 2.Способствовать снижению психофизического напряжения. 3.Расширять кругозор 4.Развивать творческие способности 5.Развивать речь 6.Создавать положительный эмоциональный настрой | Песочница, конструктор, формочки, лопатка, совочек, мелкие игрушки, транспорт и др. |
«Веселые снеговики» | 1.Активизировать речь детей через художественное слово. 2.Развивать мелкую моторику рук 3.Способствовать снижению психофизического напряжения. 4.Развивать творческие способности 5.Развивать речь 6.Создавать положительный эмоциональный настрой | Песочница, веточки, пуговицы, цветной картон | |
Февраль | «Домашние животные» | 1.Закрепить и расширить представления детей о домашних животных 2.Развитие тактильно-кинестетической чувствительности 3. Снятие эмоционального напряжения 4. Развивать зрительное восприятие и воображение | Песочница, фигурки домашних животных, лопатка, совочек |
«Дикие животные» | 1.Закрепить и расширить представления детей о диких животных. 2.Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и снятие эмоционального напряжения; 3.Развивать зрительное восприятие и воображение | Песочница, фигурки диких животных, лопатка, совочек | |
Март | «Первые цветы» | 1.Развивать зрительно-моторную координацию. 2.Способствовать снижению психофизического напряжения | Песочница, формочки для лепки цветов, лопатка, совочек |
«Сад-огород» | 1.Развивать зрительно-моторную координацию. 2.Способствовать снижению психофизического напряжения 3.Расширять знания об овощах и фруктах 4. Развивать речь | Песочница, корзины с муляжами фруктов и овощей, формы для лепки из песка в виде фруктов и овощей, лопатка, совочек и др. | |
Апрель | «В гостях у сказки» | 1.Активизировать речь детей через художественное слово 2.Способствовать снижению психофизического напряжения. 3.Развивать творческие способности 4.Развивать речь 5.Создавать положительный эмоциональный настрой | Песочница, герои сказки «Колобок», «Репка» |
«В гостях у сказки» | 1.Активизировать речь детей через художественное слово 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Способствовать снижению психофизического напряжения 4.Развивать творческие способности 5.Развивать речь 6.Создавать положительный эмоциональный настрой | Песочница, герои сказки «Теремок», «Маша и три медведя» | |
Май | «Обитатели моря» | 1.Развивать зрительно-моторную координацию. 2.Способствовать снижению психофизического напряжения 3.Расширять кругозор. 4.Развивать творческие способности 5.Воспитывать эстетическое восприятие | Песочница, ракушки, камешки, фигурки обитателей моря, и др. |
«Вот оно, какое наше лето!» | 1.Развивать зрительно-моторную координацию. 2.Способствовать снижению психофизического напряжения. 3.Расширять кругозор 4.Развивать творческие способности 5.Воспитывать эстетическое восприятие | Песочница, цветы живые и засушенные, листья, веточки, желуди, орехи, и др. | |
Презентация работы кружка «Волшебный песок» |
Список литературы
- Грабенко Т. М.,Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Рачь, 2002.
- Кузуб Н. В.,Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Метод. Пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб.:Речь; М.: Сфера, 2011.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.- СПб.:Речь,2006.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2008.
- Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. / Н.В. Зеленцова – Пешкова. – С-П.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015г.
- Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», №,2004.
- Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия / Л. Штейнхардт. -СПб.: Питер, 2001г.
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Диагностика достижений детей по изобразительной деятельности
в кружке «Песочные картинки»
Цель: выявление уровня развития изобразительных способностей детей 3- 4. Для оценки уровня овладения ребенком 3-4 лет изобразительной деятельностью выделены следующие критерии:
– передача цвета;
– передача формы;
– расположение изображений на песке.
На основе выделенных критериев определены уровни развития изобразительной деятельности:
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) – ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) – ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) – ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимания на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.
Примерные задания для диагностики достижений детей
Параметр - цветовосприятие
Задание «Найди цветок для бабочки»:
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же – не такой», называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Ход игры:
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно».
После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!»
Оценки:
3 балла – ребенок правильно соотнес по цвету бабочку и цветок.
2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но цвет не назвал, или ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание «Заштопай у матрешки сарафан»
Цель: Выявить умение детей соотносить большие и маленькие формы (круглые, квадратные, прямоугольные) с соответствующими отверстиями и умение соотносить форму с цветом.
Пособия: Картонное изображение матрешки с большими и маленькими отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.
Ход игры: Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.
Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка благодарит их.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес фигуры по форме и величине (большая маленькая) (круглая, квадратная, прямоугольная).
2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но форму и величину не называл, или ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание «Найди предметы в группе»:
Цель: Выявить умения находить предметы по цвету, форме и величине в окружающей обстановке (в группе), названные педагогам, (ориентировка в пространстве), а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), форме (круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький).
Пособия: игрушки, предметы в группе.
Ход игры:
Найди предметы круглой формы, синего цвета красного, желтого и т.д. Что еще бывает такого цвета?
Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает такой формы?
Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой величины?
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес предметы по цвету, форме и величине.
2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет, форму не называл. Ребенок путает цвет, форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание «Чудесный мешочек»:
Цель: Выявить знания ребенка соотносить предметы по цвету, форме и величине. Умение ребенка правильно называть цвет, форму, величину.
Пособия: большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка, «чудесный мешочек» (мешок из ткани), детская кухонная посуда.
Ход игры: психолог предлагает ребенку вытащить игрушку из «чудесного мешочка». Ребенок, обследуя предмет, соотносит его с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и называет их.
Критерии оценок:
3 балла – Ребенок правильно отмечает цвет, форму и величину предмета.
2 балла – Ребенок испытывал затруднения в определении цвета и формы, но с помощью педагога исправлял ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание «Светит солнышко»:
Цель: Выявить умение детей передавать в рисунке образ солнышка, и умение изображать длинные и короткие лучи.
Пособия: ½ альбомного листа, гуашь желтого цвета, кисти, банки с водой, салфетки.
Ход игры: психолог читает детям стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко». Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их внимание на то: что не хватает у солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все одинаковые? Нет, они бываю длинные и короткие.
Дети выполняют рисунок.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес линии по величине (длинный и короткий) луч.
2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но длину не называл. Ребенок путал длину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание «Домик для собачки»:
Цель: выявить умения рисовать предмет, состоящий из квадратной и круглой формы, прямой крыши.
Пособия: ½ альбомного листа с наклеенной прямой крышей, цветные восковые мелки.
Ход игры:
Психолог загадывает детям загадку о собачке. Дети угадывают с помощью наводящих вопросов.
– А теперь послушайте стихотворение про собачку.
– Что делает собачка? (охраняет дом)
– Где живет собачка? (в будке)
Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают.
– А вы знаете, как называется домик для собак? (конура)
– Какая она бывает по цвету, по форме, величине?
Уточнили части конуры, их формы, расположение.
Дети приступили самостоятельно рисовать.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно передал в рисунке форму круга и квадрата.
2 балла – ребенок передал формы в рисунке правильно, но испытывает затруднения их назвать. Ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Для оценки художественного творчества детей большее значение имеют как количественные показатели, так и эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии.
Поэтому выделяем в диагностическом исследовании два этапа – первый заключается в анализе продукта деятельности детей, а второй содержит в себе анализ процесса деятельности. Эти показатели выводятся в количественную оценку на основе выделенных показателей и их числовых значений.
Анализ продукта деятельности
Подразделив качественные показатели по видам рисования (предметное, сюжетное и декоративное) мы выделили ряд критериев:
1. Предметное рисование
Передача формы
А) форма передана точно – 3 балла
Б) есть незначительные искажения – 2 балла
В) искажения значительные, форма не удалась – 1 балл
Строение предмета
А) правильно нарисованы все части предмета– 3 балла
Б) есть незначительные искажения – 2 балла
В) строение передано не точно– 1 балл
Пропорции
А) пропорции переданы точно – 3 балла
Б) есть незначительные искажения в передаче соотношения частей – 2 балла
В) пропорции не верны (значительные искажения) – 1 балл
Решение в цвете
А) ребенок использует сложную цветовую палитру, смешивая краски, красиво подбирает нужные оттенки – 3 балла
Б) цвета переданы правильно, но не точно (цвет не смешан на палитре, а взят из баночки) – 2 балла
В) цвета не соответствуют предметам, ребенок использует лишь 1-2 краски, а не все имеющиеся – 1 балл
2. Сюжетное рисование
Расположение на листе
А) предметы расположены с применением простейшей перспективы (загораживание) – 3 балла
Б) предметы расположены на полосе листа без применения загораживания – 2 балла
В) предметы расположены на листе хаотично – 1 балл
Композиционный замысел
А) замысел подчерпнут из реальной жизни ребенка и вызывает яркое эмоциональное отношение – 3 балла
Б) ребенок срисовывает или рисует заученный сюжет – 2 балла
В) ребенок не имеет замысла, задача вызывает у него трудность – 1 балл
Передача движения
А) движение передано достаточно четко – 3 балла
Б) движение передано неопределенно – 2 балла
В) изображение статичное – 1 балл
Соотношение предметов по величине
А) Предметы нарисованы с учетом из пропорциональных связей – 3 балла
Б) Соотношение верно лишь отчасти (некоторые предметы переданы, верно, а то что ребенку кажется значимым – крупнее) – 2 балла
В) Предметы не имеют связей– 1 балл
Цветовая гармония
А) ребенок использует сложные цвета (смешанные на палитре) с верным их расположением – 3 балла
Б) цвета не смешанные, ребенок рисует чистой краской– 2 балла
В) ребенок использует 1-2 краски, палитрой не пользуется – 1 балл
3. Декоративное рисование
Композиция в составлении узора
А) композиция равновесна и гармонична – 3 балла
Б) Есть недочеты в композиции узора– 2 балла
В) композиция не верна – 1 балл
Владение кистью
А) ребенок свободно владеет кистью – 3 балла
Б) часто забывает, как работать кистью, изображение имеет недочеты – 2 балла
В) не владеет кистью – 1 балл
Правильность исполнения элементов
А) все элементы росписи изображены в целом верно – 3 балла
Б) некоторые элементы не удались – 2 балла
В) элементы изображены не верно, рисунок не удался – 1 балл
Решение в цвете
А) ребенок использует цвета, приближенные к цветам промысла; различимы оттенки – 3 балла
Б) оттенки не различимы, палитрой не пользуется (почти не пользуется) – 2 балла
В) цвет не соответствует действительному – 1 балл
Анализ процесса деятельности
4. Характер линии
Этот критерий включает в себя четыре группы показателей:
А) характер линии
1) слитная – 3 балла
2) прерывистая – 2 балла
3) дрожащая (жесткая, грубая) -1 балл
Б) Нажим
1) средний-3 балла
2) сильный, энергичный, иногда продавливающий бумагу-2балла
3) слабый (иногда еле видный) -1балл
В) Раскрашивание (размах)
1) мелкими штрихами, не6 выходящими за предел контура – 3 балла
2) крупными, размашистыми движениями, иногда входящими за предел контура-2 балла
3) беспорядочными линиями (мазками, не уменьшающимися в пределах контура-1 балла
Г) регуляция силы нажима
1) регулируется сила нажима – 3 балла
2) не всегда регулируется сила нажима и размах -2 балла
3) не регулируется сила нажима, выход за пределы контура – 1балл
5. Регуляция деятельности
А) Отношение к оценке взрослого
1) адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности – 3 балла
2) эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается) -2 балла
3) безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) - 1 балл
Б) Оценка ребенком созданного им изображения
1) адекватна – 3 балла
2) неадекватна – 2 балла
3) отсутствует – 1балл
6. Уровень самостоятельности
1) Выполняет задание самостоятельно без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами- 3 балла
2) Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко – 2 балла
3) Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается – 1 балл.
Все баллы суммируются по каждому ребенку. Соответственно максимальное количество баллов - 60, минимальное – 20.
Диагностика
достижений детей, обучающихся по программе в кружке
«Песочные картинки»
Диагностика
Направленность – художественно-эстетическая.
Руководитель - Макарова Л.А.
2021-2022 уч. год
№ п/п | Ф.И. ребенка, группа | Параметры диагностики | Итого баллов | Уровень | ||||||||||||||||
Цветовосприятие | Передача формы | Передача формы и величины | Пространственная ориентация | Худож-эстетическое развитие | Творческие способности | |||||||||||||||
окт | м а й | о к т | м а й | о к т | май | о к т | м а й | о к т | м а й | о к т | м а й | о к т | м а й | окт. | май | |||||
1 | Дмитрий А. | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | 16 | 16 | в | в | |||
2 | Юлия Ф. | с | в | в | в | в | в | с | с | с | в | в | в | 16 | 16 | в | в | |||
3 | Вероника Ш | с | в | с | с | с | с | с | с | в | в | с | с | 10 | 14 | с | с | |||
4 | Артем К. | с | в | с | с | с | с | с | с | с | с | в | в | 10 | 14 | с | с | |||
5 | Алина Ч. | в | в | с | в | с | в | в | в | в | в | с | в | 10 | 16 | с | в | |||
6 | Кирилл А. | с | с | с | с | с | с | с | с | с | в | с | в | 10 | 10 | с | с | |||
7 | Валерия Б. | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | 14 | 14 | с | с | |||
8 | Солара Л. | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | 6 | 9 | н | н |
Вывод: на начало года высокий уровень имели 2ч.-25%,средний уровень 5 ч.-62,5%,
Низкий 1ч.-12.5%.
На конец года высокий уровень 3ч.-37.5%,средний 4 ч.-50%, низкий 1ч.-12,5 %.
Сроки диагностики:
Стартовая диагностика – октябрь, итоговая диагностика – май.
Уровни развития:
Низкий, Средний, Высокий
Критерии оценки по каждому параметру:
- Владеет и может применять самостоятельно…(высокий уровень);
- Знает и владеет (средний уровень)
- Имеет знания на уровне представлений (низкий уровень)
Условные обозначения диагностики: 1,2,3 балла (от низкого к высокому)
Подсчет баллов производится путем математического сложения баллов
Низкий уровень (Н) - 6-9 баллов, Средний (С) – 10-14 баллов, Высокий (В) 16-18 баллов.
Для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью выделены следующие критерии:
– цветовосприятие;
– передача формы;
- передача величины;
– пространственная ориентация;
- художественно-эстетическое развитие;
- развитие творческих способностей.
На основе выделенных критериев определены уровни развития изобразительной деятельности:
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) – ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) – ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) – ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимания на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии
Критерии оценки по каждому параметру:
- Владеет и может применять самостоятельно (высокий уровень);
- Знает и владеет (средний уровень)
- Имеет знания на уровне представлений (низкий уровень)
Условные обозначения диагностики: 1,2,3 балла (от низкого к высокому)
Подсчет баллов производится путем математического сложения баллов и их деления на количество параметров. В данном случае, где 6 параметров:
Низкий уровень (Н) - 6-9 баллов, Средний (С) – 10-15 баллов, Высокий (В) 16-18 баллов.