Проект сопровождения процесса адаптации
Проект по смягчению процесса адаптации к условиям дома ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_soprovozhdeniya_protsessa_adaptatsii.docx | 51.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБУЗ «Смоленский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики «Красный Бор»
Проект сопровождения
процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дома ребёнка «Красный Бор»
«Дом, в котором мы живём»
Подготовила: педагог-психолог Макарова Л.А.
Смоленск
2021
Вид проекта: социальный, информационный, практико-ориентированный.
Объект: дети младшего дошкольного возраста.
Участники: вновь поступивший ребенок, психолог, воспитатели, врач-педиатр.
Срок реализации: 6 мес. для вновь поступивших детей, 3 мес. для ребенка, переведенного из группы в группу.
Актуальность проекта: Процесс вхождения ребенка в коллектив сиротского учреждения очень сложный и болезненный, потому перед психологом стоит задача обеспечить смягчение данного процесса. Деятельность психолога направлена на благополучное психическое развитие ребенка после полученных эмоциональных травм, восстановление его личностной целостности, равновесия эмоций и чувств. Только после восстановления ребенка, снятия последствий травм, полной адаптации к учреждению можно проводить работу по его дальнейшему развитию. Дети, поступающие в дом ребенка – это дети из социально неблагополучных семей, ведущих асоциальный образ жизни. Ребенок оказывается в совершенно новых условиях жизни: они попадают в незнакомый, пока совершенно чужой мир детства. Новая обстановка, новые требования, четкий распорядок дня, иной стиль общения с взрослыми и детьми – все эти изменения, хотя и положительные, происходят для малыша одномоментно, создавая для него стрессовую ситуацию. Адаптивные возможности детей ограничены, поэтому резкий переход ребенка в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психического и речевого развития. Большинство детей, поступающих из неблагоприятных условий жизни, не имеют навыков общения ни с детьми, ни с взрослыми, им свойственна эмоционально-личностная незрелость, сужен круг представлений об окружающей действительности, речь их бедна, либо вовсе отсутствует, не сформирована предметно-игровая деятельность, не сформированы культурно-гигиенические навыки. Задача персонала дома ребенка – обеспечить по возможности больший личностный контакт с ребенком, сдержанно реагировать на нарушения поведения, так как они вызваны стрессовым состоянием, стараться облегчить ребенку это тяжелое состояние. От того как пройдет привыкание ребенка к новым условиям жизни, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и дальнейшее пребывание в доме ребенка. Ведь, если при первой социальной адаптации ребенок приобретет негативный опыт, он тяжелее будет адаптироваться и в последующем. Основная задача взрослых из ближнего окружения ребенка заключается в обеспечении наиболее благоприятного протекания процесса адаптации и ранней социализации. Необходимо создать такие условия нахождения ребенка, которые воспринимались бы им как безопасные и эмоционально благополучные. Кабинет психолога – это место, куда ребенок идет с желанием, так как там ему интересно и комфортно. Психолог становится для ребенка близким и значащим, так как ребенок ежедневно общается с психологом, который обеспечивает малышу эмоциональный комфорт, защиту, интересную и содержательную жизнь в доме ребенка.
Цель проекта: создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка к условиям дома ребенка.
Задачи:
1.Создание благоприятных условий, обеспечивающих ребенку физический и психологический комфорт для преодоления стрессовых состояний в условиях дома ребенка.
2.Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми.
3.Формирование доверительного отношения к окружающему миру.
4.Воспитание самостоятельности, желания и умения играть, исследовать окружающее пространство.
5.Развитие психических функций: внимания, памяти, речи, мышления.
6.Формирование у детей культурно-гигиенических навыков.
7.Организация коррекционно-развивающей работы с ребенком в соответствии с его особенностями развития.
8.Снижение заболеваемости у детей в период адаптации.
9.Повышение уровня профессиональной компетенции воспитателей дома ребенка по вопросам воспитания, обучения и развития детей в период адаптации.
Предполагаемые риски:
1.Возможное нежелание детей выполнять упражнения и играть в совместные игры.
2.Заболевание детей.
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т.е. развиваться.
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия.
Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики.
Условия, влияющие на успешную адаптацию детей к дому ребенка
Телесный контакт. Частый телесный контакт (расслабляющий массаж, поглаживания, прикосновения, «Обнимашки») с взрослым, к которому привязан ребенок, помогает снять телесные зажимы, эмоциональное напряжение, боязнь, неуверенность в себе.
Эмпатия. Взрослый должен сочувствовать ребенку, сопереживать, принять ребенка таким, какой он есть и доброжелательно к нему относиться.
Личное внимание. Взрослый должен удовлетворять потребность ребенка в личном внимании. Малыш в стрессовом состоянии воспринимает только то воздействие, которое адресовано лично ему.
Похвала и поощрение. Необходимо чаще хвалить « новичка» в присутствии других детей, отмечать его успехи, это способствует формированию качеств эмоционально - благополучного ребенка. Л. С. Выготский отмечал, что эмоции участвуют в психическом развитии ребенка, его социальной адаптации.
Игра. Игра – основной вид деятельности ребенка. Взрослый обеспечивает свободный доступ и выбор игр по желанию ребенка, что способствует формированию самостоятельности и инициативности, удовлетворению естественных потребностей ребенка в игре.
Сотрудничество с взрослым – одно из важных условий успешной адаптации малыша в доме ребенка. Познавательная деятельность ребенка, как правило, угасает на фоне стрессовой ситуации, а в сотрудничестве с взрослым в рамках предметной деятельности ребенок получает удовлетворение познавательных потребностей, радостные эмоции, которые способствуют формированию вербальных средств общения.
Преобладание невербальных средств общения над вербальными. Дети испытывают трудности в общении с окружающими, а в адаптационном периоде многие вообще не пользуются речью. «Ребенок-новичок» активен при выполнении заданий только невербального характера.
Игры-занятия по методике М. Монтессори создают условия для успешного исследования малышом окружающего мира и возможность быть самостоятельным в выборе стимульного материала, что способствует формированию любознательности и познавательной активности. В процессе игры ребенок непроизвольно вступает в речевое взаимодействие.
Коммуникативные игры направлены на формирование у детей интереса друг к другу, потребности в общении и доброжелательном отношении к взрослым и детям.
Ожидаемый результат:
1.Благоприятное течение адаптационного периода у детей, снижение заболеваемости в период адаптации, формирование у детей культурно-гигиенических навыков, навыков общения друг с другом и взрослым, а также базового доверия к окружающему миру.
2.Повышение психолого-педагогической компетенции у воспитателей дома ребенка по вопросам воспитания, обучения и развития детей в адаптационный период.
Гипотеза: если использовать комплексный, системный подход в организации процесса адаптации, в основе которого лежит система мер направленных на создание благоприятных условий адаптации детей 2-4 лет, то это позволит детям, находящимся в адаптационном периоде значительно легче перенести тот период.
Ресурсы проекта:
1. Произведения устного народного творчества: сказки, потешки, поговорки, побасенки.
2. Арт-терапевтические методы (песочная терапия, сказкотерапия, музыка)
3. «Сухой бассейн».
4. Игры с водой.
5. «Су – Джок» терапия.
6. «Монтессори – игры».
7. Коммуникативные игры
8. Психогимнастика в сенсорной комнате.
9.Здоровьесберегающие технологии.
Степени адаптации детей к условиям дома ребенка
- Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в поведении ребенка достигает 20 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита. Восстановление сна происходит за 7 – 10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются в течение 15 – 20 дней, иногда и раньше. Взаимоотношения с взрослыми не нарушены, двигательная активность не снижена. Ребенок не болеет в период адаптации. Легкая адаптация наблюдается у детей с благополучным анамнезом, с хорошим исходным состоянием здоровья. В условиях дома ребенка такая адаптация бывает при правильной организации всего воспитательно - оздоровительной процесса и в тех случаях, когда ребенок переводится из группы в группу.
- Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении ребенка более ярко выражены и более длительны. Нарушения сна, аппетита нормализуется через 20 – 30 дней; период угнетения ориентировочной активности продолжается в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается до 20 - 40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца; значительная задержка двигательной активности: её восстановление происходит после 30 – 35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения с взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо, особенно в дни предшествующие заболеванию, которое при адаптации средней тяжести возникает в виде острой респираторной инфекции (однократной и без осложнений). Подобные нарушения могут быть у детей любого возраста, если у них отклонения в состоянии здоровья или если в доме ребенка плохо организована оздоровительно – воспитательная работа. Проявления адаптации средней тяжести могут наблюдаться при переводе ребенка из группы в группу или при поступлении из стационара в дом ребенка и в более старшем возрасте.
3. Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и более месяцев) и тяжестью всех проявлений. Тяжелая адаптация протекает в двух формах:
3.1. При первой форме ребенок заболевает в первые 10 дней после поступления, а затем продолжает повторно болеть (от 4 до 12 и более раз) в течение первого года пребывания в детском учреждении. Некоторые дети практически не бывают здоровыми длительное время. Это не может отразиться на общем состоянии организма ребенка, его реактивности, на показателях физического и нервно – психического развития. На втором году пребывания в детском учреждении ребенок болеет реже и постепенно начинает адекватно реагировать на обстановку. Тяжелая форма адаптации встречается у семейных детей, имеющих в анамнезе вредные воздействия биологического характера (токсикозы беременности у матери, осложнения родов, заболевания в период новорожденности) и неблагоприятное состояние здоровья ещё до поступления в детское учреждение.
3.2.Адаптационный синдром.
В доме ребёнка существует несколько критических ситуаций, провоцирующих адаптацию:
- Поступление ребёнка из больницы;
- Поступление из семьи;
- Переход из изолятора, приемно-карантинной группы в группу;
- Переход из группы в группу, сопровождающийся сменой персонала;
- Усыновление;
- Перевод в детский дом;
Особенности исходного состояния здоровья детей, воспитывающихся в доме ребенка, объективные и субъективные недостатки условий жизни и воспитания приводят к тяжелым формам адаптационного синдрома.
У детей в доме ребёнка чаще регистрируется вторая форма тяжелой адаптации – форма адаптационного синдрома.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:
· глубокий сон;
· хороший аппетит;
· бодрое эмоциональное состояние;
· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
· соответствующая возрасту прибавка в весе.
План работы по реализации проекта
1 этап - информационно-аналитический
Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.
Мероприятия:
- Сбор информации о детях, поступивших в дом ребенка (Приложение 1, 2)
- Диагностика уровня адаптации ребенка (Приложение 4)
Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.
Метод: наблюдение за ребенком в группе, во время прогулки.
Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют «Листы адаптации».
2 этап – практический
Цель - реализация практической части проекта
Мероприятия:
- Коррекционно - развивающие занятия с детьми 2-4 года, 2 раза в неделю по 10-20 минут.
Методическое обеспечение: Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003.
- Консультирование воспитателей (психолог, врач-педиатр)
- Разработка рекомендаций для воспитателей по взаимодействию с детьми в период адаптации (психолог, врач-педиатр)
- Помощь психолога в разработке плана работы воспитателя по адаптации детей к дому ребенка (Приложение 4)
- Подготовка картотеки адаптационных игр
Примерное тематическое планирование занятий с детьми
№ занятия | Тема занятия | Задачи |
1 | «Божья коровка» | - Создание положительного эмоционального фона; - развитие умения действовать соответственно правилам игры. |
2 | «Прогулка в осенний лес» | - Сплочение группы, развитие эмпатии; - снижение излишней двигательной активности. |
3 | «Листопад» | - Снятие эмоционального и мышечного напряжения; - создание атмосферы эмоциональной безопасности. |
4 | «Мячик» | - Повышение эмоционального тонуса; - развитие чувства ритма, координации движений. |
5 | «Котята» | - формирование положительной самооценки; - развитие стремления сопереживать, помогать. |
6 | «Мячики» | - развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; - развитие ориентации в собственном теле. |
7 | «Веселые Зайчата» | - развитие умения подражать движениям взрослого; - развитие координации движений, общей и мелкой моторики. |
8 | «Мыльные пузыри» | - снятие эмоционального напряжения; - снижение излишней двигательной активности, импульсивности. |
9 | «Непослушные мышата» | - Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет. |
10 | «Колобок» | - сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества. |
11 | «Мишка» | - развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры. |
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются психологом.
Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.
3 этап - контрольно-оценочный
Цель – анализ реализации проекта, процесса адаптации детей к условиям дома ребенка, формулировка выводов.
Предполагает осуществление итоговой диагностики уровня адаптированности детей к условиям дома ребенка, участие в работе МППК, анализ проделанной работы.
Мероприятия:
- Проведение повторной диагностики уровня адаптации ребенка
- Сравнение диагностических данных на начало и конец реализации проекта
- Выступление с результатами адаптации на МППК
- Публикация проекта на личной страничке психолога
Анализ адаптации:
Изучение степени адаптации ребенка по методике А. Остроуховой.
На начало реализации проекта | Количество 16 человек |
Легкий уровень адаптации | 0% |
Средний уровень адаптации | 18.8% |
Усложненный уровень адаптации | 68.7% |
Дезадаптация | 12.5% |
На конец реализации проекта | Количество 16 человек |
Легкий уровень адаптации | 37.5% |
Средний уровень адаптации | 62.5% |
Усложненный уровень адаптации | 0 % |
Дезадаптация | 0% |
Вывод: В целом работу по реализации проекта адаптации детей к условиям дома ребенка можно считать успешной. В результате грамотного подхода и доброжелательного отношения всех специалистов и педагогов дома ребенка сроки адаптации не превышают нормы. В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группе, во время прогулки, во время занятий. Оказывалась психологическая помощь и поддержка ребенку, проводились адаптационные игры, индивидуальные и групповые занятия с детьми. Были организованы консультации психолога, врача-педиатра, старшего воспитателя всему педагогическому коллективу. Сравнительный анализ диагностики на начало, и конец реализации проекта показал положительную динамику адаптационного процесса. На конец реализации проекта увеличились показатели по легкому и среднему уровню адаптации. По результатам итоговой диагностики отсутствуют показатели по усложненному уровню и дезадаптация. После реализации проекта, можно сделать выводы, что: период адаптации протекал более благоприятно, у него более короткие сроки. У детей стабильное, положительное эмоциональное состояние, они коммуникабельны, охотно контактируют с взрослыми, в группе сверстников ведут себя свободно. Воспитанники стали реже болеть простудными заболеваниями. Степени адаптации – легкая и средней тяжести.
Список литературы:
1.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006.
2.Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Речь, 2005.
3.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003.
4.Смирнова Е.О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет — М.: АНО «ПЭБ», 2007.
5.Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт.-сост. Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2012.
6.Развитие и воспитание детей в домах ребёнка учебное пособие; под ред. В. А. Доскина, З. С. Макаровой. – М. Изд. Владос – пресс, 2007.
Приложение 1
Первичное наблюдение на момент поступления в дом ребенка
Фамилия, имя ребенка, возраст …………………………………………………………………………
Дата поступления в дом ребенка ……………………………………………………………………..
Настроение (пониженное, повышенное, эмоции, аффекты, депрессия, эйфория и т.д.)
…………………………………………………………………………………………………………………………
Активность (активный, пассивный, целенаправленные действия, проявления волевой активности)…………………...………………………………………………………………………………………
Движения (расторможенные-заторможенные, координированные-некоординированные, целенаправленные-хаотичные)……..…………………………………………………………………………………………
Контактность (легко вступает и поддерживает контакт или нет, вступает в контакт сам или с помощью взрослого, с кем легче устанавливает контакт: с детьми или взрослыми)
……………………………..…………………………………………………………………………………………
Понимание вопросов, обращений, ответные реакции на вопросы (адекватные или нет)………………………….………………………………………………….……………………………
Речь (понятность, связность, поведение в беседе)……………………………………………………..
Ориентировка в окружающем (представления о себе, об окружающем, умение рассуждать и т.д.)…………….…………………………………………………………………….………………………
Интересы (к детям, взрослым, к игрушке и т.п.)…………………………………………………………
Примечание…………………………………………………………………………………………………
ДАТА ЗАПОЛНЕНИЯ ………………………………. ПСИХОЛОГ…………………….
Приложение 2
АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА РЕБЕНКА
Фамилия,
имя ребенка______________________________________________________________________________________________________
Дата рождения ___________________________________________
Возраст при поступлении__________________________________________
Дата поступления __________________________________________
Группа __________________________________________________
Дата Па Параметры | |||||||||||||||||||||
Эмоциональное состояние | |||||||||||||||||||||
Сон | |||||||||||||||||||||
Аппетит | |||||||||||||||||||||
Социальные контакты | |||||||||||||||||||||
Активность | |||||||||||||||||||||
Уровень адаптированности |
Отклонения в поведении (агрессивного или избегающего характера): ________________________________________________________
Заболеваемость: ___________________________ | № | Месяцы | Дни болезни | Всего дней |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. |
Уровень
адаптации: _____________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
План работы воспитателя по адаптации ребенка к дому ребенка
Ф.И.О. ребенка ………………………………………………………...………….
Возраст …………………………………….
Дата рождения …………………………..
Дата поступления в дом ребенка…….………………………………..
Данные о воспитании до поступления в дом ребенка
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Данные о родителях
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Данные анамнеза
...........................................................................................................................................................
Актуальные проблемы ребенка
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Основные направления работы (задачи)
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Формы и методы работы | Сроки выполнения |
Приложение 4
«Изучение степени адаптации ребенка» методика
А. Остроуховой.
Цель: определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3 (т.е. +3,+2,+1; -1,-2,-3).
Суммарно по всем факторам можно получить +12 или -12; по показателям в интервале педагог-психолог и определяет уровень адаптации ребенка в ДОУ.
Определение поведенческой реакции ребенка:
1.Эмоциональное состояние ребенка.
+3 весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2 улыбается, настроение хорошее, весел.
+1 иногда задумчив, замкнут.
-1 легкая плаксивость, хныканье.
-2 плачет за компанию, плач приступообразный.
-3 сильный плач, подавленное настроение.
2.Социальные контакты ребенка.
+3 много друзей, охотно играет с детьми.
+2 сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.
+1 безразличен к играм, отстранен, замкнут.
-1 невесел. С детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
-2 проявляет тревогу, бросает начатые игры.
-3 недружелюбный, агрессивный, мешает детям играть.
3.Сон ребенка.
+3 сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
+2 сон спокойный.
+1 засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.
-1 засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
-2 засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
-3 отсутствие сна, плач.
4.Аппетит ребенка.
+3 очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2 нормальный аппетит, ест до насыщения.
+1 аппетит выборочный, но ненасыщенный.
-1 отвергает некоторые блюда, капризничает.
-2 приходиться следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно.
-3 отвращение к еде, кормление мучительно.
Оценка ответов проводится следующим образом:
Легкий уровень адаптации – до 5 дней – 1 недели
(поведенческие реакции +12… +8).
Средний уровень адаптации – до 15 дней – 3 недель
(поведенческие реакции +7… 0).
Усложненный уровень адаптации – до 25 дней – 5 недель
(поведенческие реакции -1… -7).
Уровень дезадаптации – более 5 недель
(поведенческие реакции -8… -12).