Презентация выпускной квалификационной работы Тема: «Взаимосвязь ценностных ориентаций старшеклассников и их профессионального самоопределения»
Очень часто мы сталкиваемся с большим числом случаев, когда учащиеся (выпускники школ) еще не определили свои профессиональные склонности, не выбрали своей будущей профессии. С факторами различных кризисов, связанных с неудачами при поступлении в специальные учебные заведения, отрасли производства, с разочарованием в избранной профессии.
Старший школьный возраст является тем возрастным этапом развития, который наиболее благоприятен для построения более или менее четких планов на ближайшее и отдалённое будущее. Этот этап можно назвать готовностью к самоопределению. Самоопределение означает определение себя в мире, своего места в обществе. Человек сам определяет границы своего выбора. Выбирая, кем быть, он отказывается от возможности «пройти» другие жизненные пути, может быть, и привлекательные, но оставшиеся за чертой сделанного выбора.
Поэтому цель нашего исследования – выявление взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональных интересов учащихся старших классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования – выявление взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональных интересов учащихся старших классов. Объектом данного исследования является профессиональное самоопределение учащихся старших классов. Предмет исследования – взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников. Гипотеза исследования . Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между профессиональными интересами и ценностными ориентациями старшеклассников. Существуют различия в структуре профессиональных интересов и ценностей юношей и девушек.
10 - 11классы средней общеобразовательной школы №1 города Долгопрудного. Общее количество испытуемых 51 человек, средний возраст составляет 16-17 лет. Из них 18 девушек, 33 юноши. Средняя общеобразовательная школа №1 г. Долгопрудного База исследования:
Методы и методики: 1. Эмпирические методы исследования: 1.1. Исследование профессиональных интересов старшеклассников: а) Методика «Карта интересов» А. Голомштока; б) Дифференциально- диагностический опросник Е.Л.Климова; в) Активизирующий опросник «За и против – 1» Н.С.Пряжникова; 1.2. Исследование ценностных ориентаций учащихся старших классов: а) Активизирующий опросник «За и против – 3» Н.С.Пряжникова; б) Опросник терминальных ценностей И.Г.Сенина; 2. Методы статистической обработки результатов. В работе использовался программный пакет статистической обработки SPSS .
Рис.1. Профессиональные и учебные интересы старшеклассников
Дифференциально- диагностический опросник Е.Л.Климова; Рис. 2. Профессиональные предпочтения старшеклассников
Рис. 3. Предпочитаемые группы профессий по методике Н.С. Пряжникова «За и против – 1» (в процентах)
Рис.4. Профессиональные ценности старшеклассников по методике Н.С. Пряжникова «За и против – 3» (в процентах)
Рис. 5. Терминальные ценности старшеклассников по методике И.Г.Сенина «Опросник терминальных ценностей» (среднее статистическое значение )
Рис. 6 . Жизненные ценности старшеклассников по методике И.Г.Сенина «Опросник терминальных ценностей» (среднее статистическое значение)
Положительные взаимосвязи Отрицательные взаимосвязи Преобладающие ценности Творческие профессии Социономические профессии Общественная деятельность Биономические профессии Профессии религиозной направленности Строительство Бизнес, финансы Домашнее хозяйство Химия Физика География Рис. 7. Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональных интересов старшеклассников Духовный поиск Чувство полезности людям Духовное удовлетворение Сохранение собственной индивидуальности Сфера обучения и образования Сфера профессиональной жизни Достижения Креативность Развитие себя Власть, влияние Деньги, богатство, комфорт Высокое материальное положение Бизнес, финансы Асоциальные профессии Профессии религиозной направленности Творческие профессии Социономические профессии
Положительные взаимосвязи Отрицательные взаимосвязи Преобладающие ценности девушек Педагогика Изобразительное искусство Сценическое искусство Человек-Человек Человек-Художественный образ Артисты Творцы Журналистика Иностранные языки Бизнес, финансы Профессии преступного мира Химия Физика Рис. 8. Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональных интересов девушек Азарт жизни, интересные события Духовный поиск Престиж, известность Креативность Чувство полезности людям Духовное удовлетворение Сохранение собственной индивидуальности Сфера обучения и образования
Положительные взаимосвязи Отрицательные взаимосвязи Преобладающие ценности юношей Рабочие на производстве Артистические профессии Асоциальные профессии Техника Рис. 9. Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональных интересов юношей Городской транспорт Юристы География Торговля,сервис, коммунально-бытовое обслуживание Деньги, богатство, комфорт
Методы данного исследования могут успешно применяться психологами в сфере образования при проведении профориентационной работы, для большей эффективности в работе по формированию у учащихся общественно-ценных профессиональных и личных качеств, а также при составлении программ по профессиональному самоопределению учащихся старших классов.