Риски развития специального образования в современных условиях.

 Риски развития   специального образования в современных условиях:

а) Последовательное  и планомерное редуцирование системы  специального образования под влиянием административной формы реализации инклюзивных процессов в регионах;

б) Профессиональная некомпетентность специалистов;

в) Возможная «демографическая яма».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_riski.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях:

1. Риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях:

а) Последовательное  и планомерное редуцирование системы  специального образования под влиянием административной формы реализации инклюзивных процессов в регионах;

б) Профессиональная некомпетентность специалистов;

в) Возможная «демографическая яма».

2. Пути преодоления рисков развития инклюзивного и специального образования:

а) Формирование адекватных социальных и мотивационных механизмов в процессах реформирования специального  образования и развития инклюзивного образования.

б) Вектор реформирования специального образования должен быть направлен не только на всю сферу образования, но на образовательное пространство в целом, на институты социализации: семья, социум, средства массовой коммуникации, сфера культуры

в) Декларация обеспечения государственной гарантии права на получение образования для лиц с ОВЗ.

3. Выводы о перспективах развития инклюзивного и специального образования в России: Должна быть принята внятная Государственная и региональная политика, направленная на развитие специального образования; создан достойный кадровый потенциал; требования к специальной компетентности педагога; научно-методическое обеспечение; достойное финансирование системы специального образования; жесткие сертифицированные требования к системе специального образования; новый ФГОС; должны быть созданы гарантии  на получение права на образование лиц с ОВЗ, должен быть создан переход к вариативным формам организации учебного процесса; сохранение и развитие  существующих специальных образовательных учреждений; должна быть активная социальная и профессиональная позиция специалистов-дефектологов.  Все эти условия будут содействовать  перспективному развитию инклюзивного и специального образования в России.

Таблица «Требования к педагогу инклюзивного образования»

Требования к знаниям

Требования к умениям

Личностные качества

Ценностные ориентации

Педагог должен иметь специальное образование. Педагог должен иметь соответствующие программы и пособия,

наполненные гуманистическим содержанием, должен иметь знания о проблемах человека при наличии у него того или иного отклонения в умственном, психическом или физическом развитии, уметь использовать учебно-методическую литературу.

У педагога должны быть отработаны организационные умения, диалоговые умения, гностические умения, педагог должен применять дидактические приёмы, умение мотивировать самостоятельность познавательной деятельности, умение работать в команде, взаимодействовать со специалистами,

владеть гибкими формами преподавания, методами интерактивного обучения, знать активные методы обучения: метод  «мозгового штурма», деловая игра, круглый стол, проблемное обучение, метод дискуссии, исследовательский метод, и.т.д.

Способность разрешать трудные ситуации, иметь хорошую саморегуляцию и самодисциплину, настойчивость, способность убеждать, быть предрасположенным к  толерантности, милосердию, педагог должен обладать высокой культурой, моральной устойчивостью и профессиональной компетентностью, ментальностью. Педагогу должны быть присущи:

гуманистичность, этичность, ответственность, тактичность, обладать интеллектом.

Ценность человека не зависит от его способ- ностей и достижений, каждый человек способен чувствовать, каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Необходимо разрабатывать системы образования так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие особенностей и потребностей каждого ребенка. Инклюзивные школы являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями и обеспечивают реальное образование для большинства детей.