Риски развития специального образования в современных условиях.
Риски развития специального образования в современных условиях:
а) Последовательное и планомерное редуцирование системы специального образования под влиянием административной формы реализации инклюзивных процессов в регионах;
б) Профессиональная некомпетентность специалистов;
в) Возможная «демографическая яма».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_riski.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях:
1. Риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях:
а) Последовательное и планомерное редуцирование системы специального образования под влиянием административной формы реализации инклюзивных процессов в регионах;
б) Профессиональная некомпетентность специалистов;
в) Возможная «демографическая яма».
2. Пути преодоления рисков развития инклюзивного и специального образования:
а) Формирование адекватных социальных и мотивационных механизмов в процессах реформирования специального образования и развития инклюзивного образования.
б) Вектор реформирования специального образования должен быть направлен не только на всю сферу образования, но на образовательное пространство в целом, на институты социализации: семья, социум, средства массовой коммуникации, сфера культуры
в) Декларация обеспечения государственной гарантии права на получение образования для лиц с ОВЗ.
3. Выводы о перспективах развития инклюзивного и специального образования в России: Должна быть принята внятная Государственная и региональная политика, направленная на развитие специального образования; создан достойный кадровый потенциал; требования к специальной компетентности педагога; научно-методическое обеспечение; достойное финансирование системы специального образования; жесткие сертифицированные требования к системе специального образования; новый ФГОС; должны быть созданы гарантии на получение права на образование лиц с ОВЗ, должен быть создан переход к вариативным формам организации учебного процесса; сохранение и развитие существующих специальных образовательных учреждений; должна быть активная социальная и профессиональная позиция специалистов-дефектологов. Все эти условия будут содействовать перспективному развитию инклюзивного и специального образования в России.
Таблица «Требования к педагогу инклюзивного образования»
Требования к знаниям | Требования к умениям | Личностные качества | Ценностные ориентации |
Педагог должен иметь специальное образование. Педагог должен иметь соответствующие программы и пособия, наполненные гуманистическим содержанием, должен иметь знания о проблемах человека при наличии у него того или иного отклонения в умственном, психическом или физическом развитии, уметь использовать учебно-методическую литературу. | У педагога должны быть отработаны организационные умения, диалоговые умения, гностические умения, педагог должен применять дидактические приёмы, умение мотивировать самостоятельность познавательной деятельности, умение работать в команде, взаимодействовать со специалистами, владеть гибкими формами преподавания, методами интерактивного обучения, знать активные методы обучения: метод «мозгового штурма», деловая игра, круглый стол, проблемное обучение, метод дискуссии, исследовательский метод, и.т.д. | Способность разрешать трудные ситуации, иметь хорошую саморегуляцию и самодисциплину, настойчивость, способность убеждать, быть предрасположенным к толерантности, милосердию, педагог должен обладать высокой культурой, моральной устойчивостью и профессиональной компетентностью, ментальностью. Педагогу должны быть присущи: гуманистичность, этичность, ответственность, тактичность, обладать интеллектом. | Ценность человека не зависит от его способ- ностей и достижений, каждый человек способен чувствовать, каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Необходимо разрабатывать системы образования так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие особенностей и потребностей каждого ребенка. Инклюзивные школы являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями и обеспечивают реальное образование для большинства детей. |