«Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста»

Занятия представляют собой игры и упражнения, воздействующие на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, мышление, быстроту реакции. Игра помогает младшим школьникам быстро и легко усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие личностно-мотивационную сферу. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

 

Цель:  формирование у детей  познавательной сферы,  как основа успешности школьного обучения.

 

Задачи:

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль);

- развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости);

- формирование общеинтеллектуальных умений (выделение существенных признаков и закономерностей, операции анализа, сравнения, обобщения, развитие мыслительных процессов)

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- формирование учебной мотивации;

- развитие личностной сферы.

Оборудование:  для приветствия:  смайлик, ноту, руку; дидактический и раздаточный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа сельского поселения  Новая Балкария»  Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики

Материал  для проведения  "Недели психологии"

 Тема: «Развитие  познавательных процессов у детей младшего школьного возраста»

 Педагог-психолог  Жолаева М.С.

2021-2022 уч.г.

Развитие  познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Занятия представляют собой игры и упражнения, воздействующие на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, мышление, быстроту реакции. Игра помогает младшим школьникам быстро и легко усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие личностно-мотивационную сферу. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

Цель:  формирование у детей  познавательной сферы,  как основа успешности школьного обучения.

Задачи:

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль);

- развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости);

- формирование общеинтеллектуальных умений (выделение существенных признаков и закономерностей, операции анализа, сравнения, обобщения, развитие мыслительных процессов)

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- формирование учебной мотивации;

- развитие личностной сферы.

Оборудование:  для приветствия:  смайлик, ноту, руку; дидактический и раздаточный материал

Приветствие . Педагог-психолог  встречает  детей у двери и каждого приветствует  по их желанию . кто выбирает руку, здороваются хлопком, кто  ноту- танцевальными движениями, кто смайлик- обнимает.

или

Дети говорят друг - другу комплименты.

Приступим  к выполнению заданий.

1. Упражнение  «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Цельразвитие памяти

        Обследуемым зачитывают пять слов, из числа которых четыре объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Требуется заслушать эти слова и в течение последующих 10 сек. записать «липшее» слово. Затем зачитываются следующие пять слов и т.д.

Инструкция: «Вы зачитываете слова. Ребенок лишнее слово определяет и записывает его на своем листочке под соответствующей буквой. Например, я зачитываю первые пять слов: кирпич, камень, глина, известь, дом. Первые четыре слова имеют общее родовое понятие — «строительный материал», последнее слово в этой группе «лишнее». Нужно записать: а) - дом. Затем будет зачитана вторая группа слов и т.д. На запись вам дается по 10 секунд. Если не успели определить нужное слово, лучше пропустить запись, чем писать наобум. Какие вопросы? Приготовиться! Начали!»

1. Пример задания

а. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

б. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

в. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

г. Лист, почка, кора, чешуя, сук.

д. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

2. Пример задания

а. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

б. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

в. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

г. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

д. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

е. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

ж. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.

3. Пример задания

а. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

б. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.

в. Секунда, час, год, вечер, неделя.

г. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

д. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

е. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

ж. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Рейсфе́дер (нем. Reißfeder), Расфе́дер — чертёжное перо, чертёжный инструмент для проведения линий и знаков на бумаге тушью или краской.

2. Упражнение  «ЗВУЧАНИЕ ПРЕДМЕТОВ»

Цель: Развитие способности по звуку определять предметы из разных материалов (пластмассовые, стеклянные, деревянные).

Инструкция. Посмотрите на предметы, которые находятся перед вами (стол, доска, окно, ваза, книга и др.). Теперь закройте глаза, слушайте и отгадывайте, по какому предмету я буду стучать. Запомните последовательность и, открыв глаза, запишите свои восприятия. Теперь давайте проверим, правильно ли вы определили звучащие предметы

3. Упражнение   «БЕГ АССОЦИАЦИЙ»

Цель: Развитие опосредованной памяти.

Инструкция. Вы произносите два случайных слова, например, "сейф" и "апельсин". Ваш ребенок должен описывать образ, соединяющий второе слово с первым, например, "из открытого сейфа выкатился гигантский апельсин". Затем он называет свое слово, например, "яйцо". Вы связывает второе с третьим какой-то фразой: скажем, "под кожурой апельсина оказалось яйцо", - и задает свое слово. Ребенок связывает это слово с предыдущим. И т. д. Так игра может идти до бесконечности. В любой момент вы можете дать команду "стоп" и попросить ребенка повторить всю цепочку слов: "сейф", "апельсин", "яйцо" и.т.д.

4. Упражнение  «ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ГЛАЗОМЕРА»

Цель: Развитие чувствительности глазомера.

Инструкция. Проведите на бумаге без помощи линейки горизонтальные линии длиной 6 см, 7см, 13см, 5см. Разделите их на глаз как можно точнее пополам. Затем с помощью линейки определите допущенные отклонения, выразив их в миллиметрах, установите среднюю ошибку.

  1. Теперь будем чертить вертикальные линии: 7см, 11см, 14см. Разделите их пополам и половинки еще раз пополам. Проверьте отклонения с помощью линейки.

5. Упражнение «ОБОБЩЕНИЕ»

ЦельРазвитие умения обобщать.

Инструкция. Ниже записано 20 горизонтальных рядов слов. Для каждого ряда найдите два слова, которые по смыслу ближе других к первому обобщающему слову в строке.

1. сад: растение, садовник, собака, забор, земля.

2. река: рыболов, берег, рыба, тина, вода.

3. город: автомобиль, здание, толпы, улица, цветы.

4. сарай: сеновал, лошадь, крыша, стены, скот.

5. куб: сторона, чертеж, камень, дерево, углы.

6. деление: карандаш, делитель, бумага, делимое, класс.

7. кольцо: окружность, диаметр, печать, алмаз, проба.

8. чтение: картина, текст, глаза, книга, слово.

9. газета: телеграмма, приложение, редактор, бумага, правда.

10. игра: наказания, правила, штрафы, игроки, карта.

11. война: аэроплан, сражения, солдаты, пушки, ружья.

12. книга: рисунки, бумага, любовь, война, текст.

1. сад: растение, садовник, собака, забор, земля.

2. река: рыболов, берег, рыба, тина, вода.

3. город: автомобиль, здание, толпы, улица, цветы.

4. сарай: сеновал, лошадь, крыша, стены, скот.

5. куб: сторона, чертеж, камень, дерево, углы.

6. деление: карандаш, делитель, бумага, делимое, класс.

7. кольцо: окружность, диаметр, печать, алмаз, проба.

8. чтение: картина, текст, глаза, книга, слово.

9. газета: телеграмма, приложение, редактор, бумага, правда.

10. игра: наказания, правила, штрафы, игроки, карта.

11. война: аэроплан, сражения, солдаты, пушки, ружья.

12. книга: рисунки, бумага, любовь, война, текст.

13. пение; искусство, мелодия, овация, голос, звон.

14. землетрясение: колебания почвы, смерть, пожар, беда, шум.

15. библиотека: читатели, лекция, музыка, город, книги.

16. лес: охотник, яблоня, дерево, лист, звери.

17. спорт: состязание, оркестр, медаль, стадион, спортсмены.

18. больница: помещение, больные, радио, сад, врач.

19. любовь: природа, чувство, город, человек, розы.

20. патриотизм: человек, друзья, город, родина, семья.

6  Упражнение  «СЛОВА ИЗ СЛОВА»

Цель: Развитие гибкости мыслительной деятельности.

Инструкция. Я буду предлагать тебе слово или ряд букв, из которых надо составить как можно больше различных слов, в которых одна и та же буква дважды не должна повторяться. Например, МАГНОЛИЯ - маг, гном, нога, яма, лом, гимн, миг, молния, лимон и т. д.

Материал: ультиматум, жестикуляция, меланхолия, манускрипт, виолончель, манифестация, филантроп, стандартизация, конъюнктура, эвакуация.

7. Упражнение  «ПРОЯВИТЕ ТВОРЧЕСТВО»

Цель: Развитие гибкости и точности мышления.

Инструкция.

1. Напишите слова, содержащие указанную буквы "о", "л", "и", например, оливки, виолончель и т. д. Кто больше придумает слов за 5 минут, тот победитель.

2. Напишите предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы: "Б... у... ж... б...", например, "Бесполезно убивать желтых букашек ".

3. Напишите несколько вариантов окончания предложения, начинающегося со сравнения. "Женская красота подобна осени, она..."-"...проходит прежде, чем может быть полностью оценена".

8. Упражнение. «ЗАГЛАВИЕ К РАССКАЗУ»

ЦельФормирование умения выражать суть текста одной фразой и составлять план к рассказу, что облегчает запоминание и воспроизведение информации.

Инструкция. Эту игру мы проведем для того, чтобы ты научился выражать суть текста одной фразой и составлять план к рассказу. Это облегчит запоминание и воспроизведение. Для этого вы внимательно прослушайте рассказ и придумайте для него несколько заглавий. Постарайтесь, чтобы они как можно точнее передавали содержание рассказа. Чтобы заглавия были оригинальными, яркими, образными и эмоциональными.

Рассказ 1

Некоторые дети не желают ни учиться, ни гулять. Всё свободное время они проводят перед экраном телевизора. Отец двух таких мальчиков из Вашингтона придумал оригинальный способ борьбы с этой телевизионной лихорадкой. Он отключил телевизор от сети и подключил к небольшой динамо-машине, которую надо было приводить в движение, сидя на велосипедной раме и усердно работая ногами, чтобы поддержать напряжение. После этого интерес мальчишек к телевизору заметно упал.

Запиши заглавия к этому рассказу.

Рассказ 2

Была у одного мужа жена, да только такая вздорная, что все ему наперекор говорила. Бывало, он скажет: "Бритое", - а она непременно кричит: "Стриженое ". Каждый день бранилась! Надоела жена мужу, вот он и стал думать, как от нее избавиться. Идут они раз к реке, а вместо моста лежит на плотине перекладина. " Постой, - думает он, - вот теперь-то я ее изведу ". Как стала жена переходить по перекладине, он и говорит: "Смотри же, жена, не трясись, не то как раз утонешь". - "Так вот же, нарочно буду". Тряслась, тряслась, да и бултых в воду. Жалко ему стало жену; вот он влез в воду, чтобы ее искать, и идет против течения. "Что ты тут ищешь?" - говорят ему прохожие мужики. - "Да вот жена утонула, с перекладины упала. " -Дурак, дурак! Ты б шел вниз по реке, а не вверх, ее теперь снесло ".

- "Эх, братцы, молчите! Она все делала наперекор, так уж и теперь, наверное, пошла против течения.

Запиши заглавия к этому рассказу и составь план

Рассказ 3

Китайская сказка.

Однажды тигр прогуливался по склону холма. Вдруг видит -маленький олень щиплет под деревьями зеленую травку. Олень заметил тигра и замер от страха. Бежать некуда. Тогда маленький олень собрал всю свою храбрость и решил обмануть тигра. Он знал, что этот тигр никогда не видел живого оленя. Поэтому, он сделал вид, что не замечает тигра, повернулся и спокойно продолжал щипать траву.

Тигр удивился, почему этот странный зверь не убегает? Подошел ближе и спросил:

- Скажите, любезный, для чего у вас на голове рога?

- Для того, чтобы разрывать тигров.

- А скажите, почему на вашей спине и на боках так много белых пятен?

- Каждый раз, когда я съедаю тигра, появляется новое белое пятно. Я съел уже так много вашего брата, что теперь уже и сосчитать не могу.

Услышав такие слова, тигр испугался и у бежал. По дороге встретил лису и рассказал ей о своем страхе. Лиса рассмеялась.

- Маленький олень сыграл с тобой злую шутку. - сказала она. Однако тигр не поверил и продолжал трястись от страха.

- Ну, если так боишься, - сказала лиса, - то позволь мне влезть к тебе на спину, и мы вместе отправимся к маленькому оленю и все разузнаем.

Когда маленький олень увидел их, он понял, что лиса рассказала тигру всю правду. Как же тут спастись?

И вдруг он закричал во весь голос:

- Спасибо тебе, милая сестричка- лисичка! Вчера ты обещала пригнать мне огромного тигра, а сегодня, я вижу, ты умеешь держать свое слово. Какого красивого тигра ты мне ведешь и как раз к обеду.

Тигр услыхал эти слова, прыгнул и бросился бежать со всех ног с бедной лисой в зубах.

9. Упражнение «Сложение и вычитание»

        Учитель предлагает увлекательные примеры на сложение и вычитание, в которых используются не привычные для ученика числа, а слова. С ними и надо выполнить математические действия, предварительно отгадав исходное слово и записав ответы в скобки.

Образец решения такого примера на сложение:

Дано: бу + оттенок = нераспустившийся цветок

Решение: бу + тон = бутон

Образец решения такого примера на вычитание:

Дано: вид транспорта - о = единица измерения Решение: метро - о = метр

Варианты заданий на сложение:

б + пища = несчастье  (беда)

к + насекомое = прическа у девочки   ( коса)

у + ненастье с дождем = опасность  (угроза)

у + загородный дом = успех  (удача)

о + противник = длинная яма  ( овраг)

у + ребенок-девочка = снасть рыболова  (удочка)

о + орудие = край леса  (опушка)

с + шерсть зверей = раздается во время веселья

у + единица = делают больному  (укол)

м + суп из рыбы = насекомое  (муха)

у + мяч в воротах = в треугольнике   (угол)

за + загородный дом = требует решения  ( задача)

ка + награда = прихоть  ( каприз)

о + населенный пункт = участок земли  (огород)

ав + помидор = оружие  (автомат)

ба + оттенок = белый хлеб  (батон)

об + для зачерпывания пищи = на тетрадке и на книге  (обложка)

ку + для ногтей = кисть руки с прижатыми к ладоням пальцами   (кулак)

ко + играет актер = монарх  (король)

по + несчастье = успех в битве  (победа)

при + сосновый лес = аппарат  (прибор)

при + битва = волны у берега  (прибой)

Ответы: беда, коса, угроза, удача, овраг, удочка, опушка, смех, укол, муха, угол, задача, каприз, огород, автомат, батон, обложка, кулак, король, победа, прибор, прибой.

Варианты заданий на вычитание:

сосуд - а = там хранят деньги  ( банк-а)

нравоучительное стихотворение - ня = низкий голос  (бас-ня)

нижнее белье - ы = всего боится  ( трус-ы)

помидор - ат = отдельная книга  (том-ат)

мелководное место в реке - ь = им пишут на доске  (мел-ь)

сильный страх - большой мастер = змея ( уж-ас)

птица - местоимение = преступник (вор-она)

воинская часть - к = по нему ходим дома  (пол-к)

волосы на лице мужчины - торжественный стих = сосновый лес  (бор-ода)

птица - ока = мусор  (сор-ока)

цветок - с = игра  (лот-ос)

фантазия - та = оружие рыцаря  (меч-та)

в нем можно варить - ёл = домашнее животное (кот-ел)

на шее зимой - ф = геометрическая фигура  (шар-ф)

молодое растение - ок = высота человека  (рост-ок)

в них стоит вратарь - а = на одежде вокруг шеи  (ворот-а)

вид спорта - с = у тела правый и левый  (бок-с)

Ответы: банк, бас, трус, том, мел, уж, вор, пол, бор, сор, лото, меч, кот, шар, рост, ворот, бок.

10. Упражнение «Путаница»

  • Ученику учитель даёт задание: из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.

Я сегодня с утра проспал, очень спешил, но, к сожалению, пришел в школу раньше. (с опозданием)

Я купил батон, предъявил его проводнику и сел в поезд, (билет)

На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (сарафан)

На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (труба)

Когда рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (стемнело)

Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (песке)

11. Упражнение «Накладки»

        Ученику нужно придумать слова – накладки, чтобы получилось смешное или оригинальное слово, объясняя, почему он так думает.

Варианты заданий:

комар + марка = комарка;

зебра + ракушка = зебракушка;

дерево + ворона = дереворона и т.д.

12. Упражнение «Слова-невидимки»

Цель: формирование у детей концентрации внимания, на примере составления из отдельных букв слово.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: Учитель (ученик) пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить (в зависимости от степени подготовленности). Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Учитель может привлечь кого-нибудь из учащихся к изображению слова. В этом случае он показывает одну за другой карточки с написанными на них буквами ребёнку, которые он воспроизводит пальцем на доске (постепенно можно увеличить темп выполнения упражнения).

Полученные слова можно записать в рабочие тетради (даются дополнительные задания).

Упражнение   "Спрятались слова"

Варианты:

- слова, которые спрятались, выделены курсивом:

БСОЛНЦЕДЕКЖАРАЭЪЗИРЫБАЙЦ

- среди букв найти словарные слова и исправить ошибки:

СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА 

- среди букв найти и подчеркнуть слова, найти лишнее слово:

ЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬ

- отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку (можно добавить выполнение грамматического задания, связанного с темой урока – например, определить время глаголов, склонение имён существительных и т.д.)

б) «Кодирование» слов с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра.

Например : зашифровать слова МЕТРО, ТОРТ.

Н  М  Е  Т  Р  А  Л  О  С

1   2    3  4  5   6  7   8   0                   23458,  4854

-прочитать полученные числа

Заключительная часть . Рефлексия. Что понравилось? Что запомнилось? Чем  больше всего хотели бы заняться на следующих занятиях?

Ритуал прощания.

Интерпретация   ОБОБЩЕНИЕ

Этот тест обычно включают в батарею тестов на мышление. Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого, следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол. Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

 

Интерпретация.

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает в начале ошибочные ответы, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице.

Оценка в

Баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество

правильных

ответов

20

-

19

18

16-17

14-15

12-13

10-11

9

 

  • ПЕРЕЧЕНЬ ЗАГЛАВИЙ К РАССКАЗУ
  • Берется небольшой рассказик или сообщение. Например: «Некоторые дети не желают ни учиться, ни гулять — все свое время они проводят у экранов телевизора. Отец двух таких мальчиков из Вашингтона придумал оригинальный способ борьбы с этой телевизионной лихорадкой. Он отключил телевизор от сети и подсоединил его к небольшой динамомашине, которую надо было приводить в движение, сидя на велосипедной раме и усердно работая ногами, чтобы поддерживать нужное напряжение. После этого интерес мальчишек к телевизору заметно понизился».
  • Надо подобрать к рассказу как можно больше различных заглавий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными («Способ отучения детей смотреть телевизор»), или формальными, то есть по сути верными, но не схватывающими главного («Отец и сыновья»), или образными, яркими, эмоциональными («Велотелевизор»).
  • Игра развивает способность выражать суть отрывка текста (или какого либо события) одной фразой. Эта способность лежит в основе таких эмоциональных приемов понимания и запоминания, как составление схемы текста или его плана. Чем более она развита, тем легче усваиваются тексты.